г. Санкт-Петербург
22 января 2009 г. |
Дело N А42-5683/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12483/2008) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30 октября 2008 по делу N А42-5683/2008 (судья Хамидуллина Р.Г.), принятое по иску (заявлению) Военного прокурора Северного флота, Министерство обороны РФ, 113 Комендатура охраны и обслуживания управления военно-воздушных сил флота
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области
о признании недействительным решения N 5196-юр. от 23.06.2008
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен.
от ответчика (должника): не явились, извещены.
установил:
Военный прокурор Северного флота (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 23.06.2008. N 5196-юр о привлечении Министерства обороны Российской Федерации в лице 113 Комендатуры охраны и обслуживания управления военно-воздушных сил флота (далее - налогоплательщик, заинтересованное лицо) к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 102 408 руб. 85 коп.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2008 требования Военного прокурора Северного флота удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности, поскольку им не представлена в электронном виде, утвержденном приказом МНС России от 02.04.2002 года N БГ-3-32/169, что следует из письма ФНС РФ от 09.01.2007 NЧД-6-25/2@ (вместе с письмом. Минфина РФ от 24.12.2007 N03-01-13/9-269), декларация в установленные законом сроки.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя, налогоплательщика и ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 113 Комендатура охраны и обслуживания управления военно-воздушных сил флота входит в состав Министерства обороны Российской Федерации и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области.
11.02.2008 Комендатура направила в Инспекцию налоговую декларацию по ЕСН за 2007 год, составленную на бумажном носителе по форме, утвержденной приказом Министерства финансов N 19 от 31.01.2006 г., а также в электронной форме на дискете формата 3,5 (л.д. 52).
Письмом от 18.02.2008, врученным главному бухгалтеру Комендатуры 11.04.2008 г., налоговый орган сообщил налогоплательщику о том, что налоговая декларация не принята к учету, как представленная по неустановленной форме, и предложил направить декларацию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (л.д. 62).
14.04.2008 113 КООУ ВВС флота представила налоговую декларацию в требуемом налоговым органе порядке.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки указанной декларации Инспекция приняла решение N 5196 -юр от 23.06.2008 г. о привлечении Министерства обороны в лице 113 КООУ ВВС флота к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законом срок (31.03.2008 г.) налоговой декларации по единому социальному налогу за 2007 год. Сумма штрафа по указанному решению составила 102 408 руб. 85 коп. (л.д. 20-22).
Не согласившись с указанным решением, Комендатура, обратилась к Прокурору Северного флота за защитой нарушенных прав (л.д. 12).
Прокурор в свою очередь обратился в арбитражный суд в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о признании ненормативного акта Инспекции недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на отсутствие вины налогоплательщика в совершении вмененного ему правонарушения, что является обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) статья 80 НК РФ изложена в новой редакции.
Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ в редакции Федерального закона N 137-ФЗ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацем 2 данного пункта установлена обязанность налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 137-ФЗ данный закон вступил в силу с 01.01.2007 за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Пунктом 8 статьи 7 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрено, что абзац второй пункта 3 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) применяется до 1 января 2008 года в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 01.01.2007 превышает 250 человек.
Из приведенных норм следует, что налогоплательщики, среднесписочная численность которых по состоянию на 01.01.2007 превышает 250 человек, с 1 января 2007 года обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде, а с 1 января 2008 года такая обязанность возложена на налогоплательщиков, среднесписочная численность которых на 01.01.2008 превышает 100 человек.
Среднесписочная численность работников Войсковой части по состоянию на 01.01.2008 превышала 100 человек. Информация, содержащаяся в налоговой декларации по ЕСН за 2007 год, не отнесена к государственной тайне.
Таким образом, 113 Комендатура охраны и обслуживания управления военно-воздушных сил флота, в соответствии с приведенными положениями законодательства, обязана была представить налоговую декларацию по ЕСН за 2007 год в электронном виде.
Как правильно указал суд первой инстанции, налоговый орган вправе отказать в принятии налоговой декларации, если она представлена с нарушением порядка, установленного пунктом 3 статьи 80 НК РФ. Такой отказ обеспечивает исполнение налогоплательщиками обязанности по представлению налоговых деклараций не произвольно, а в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 243 НК РФ налоговая декларация по единому социальному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, срок представления налоговой декларации по ЕСН за 2007 год с учетом положений пункта 7 статьи 6.1 НК РФ установлен не позднее 31.03.2008.
Налогоплательщик представил налоговую декларацию за 2007 года в электронном виде 14.04.2008, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
Вместе с тем удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно указал, что основания для привлечения 113 Комендатуры охраны и обслуживания управления военно-воздушных сил флота к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ у налогового органа отсутствовали.
Согласно ст.109 НК РФ налогоплательщик может быть привлечен к ответственности лишь при наличии события налогового правонарушения и вины, обязанность доказывания которой возложена на налоговый орган.
Диспозиция пункта 1 статьи 119 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление деклараций в определенные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за нарушения установленных правил о способах и формах представления налоговой декларации, допускаемых законом.
Как правильно установил суд первой инстанции, у налогоплательщика отсутствовала возможность направления налоговой декларации по ЕСН за 2007 год по телекоммуникационным каналам, поскольку, в связи с закрытием финансового хозяйства войсковой части, ей не были выделены денежные средства, необходимые для обеспечения доступа к телекоммуникационным каналам связи. По этой причине ответчик представил налоговую декларацию в единственно возможном для него порядке (на бумажном и магнитном носителях). Впоследствии налоговая декларация в электронном виде была передана через 113 Комендатуры охраны и обслуживания управления военно-воздушных сил флота, у которой к 14.04.2008 появилась такая возможность после заключения соответствующего договора с оператором связи и изготовления электронной цифровой подписи.
Указанные доводы налогоплательщика подтверждаются материалами дела.
Инспекцией не представлено доказательств опровергающих выводы суда первой инстанции в указанной части.
Отсутствие вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения в соответствии со статьей 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим возможность привлечения лица к налоговой ответственности.
Указанные обстоятельства, как следует из текста оспариваемого решения, не были рассмотрены и учтены Инспекцией при вынесении решения, что повлекло необоснованное привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 стать 119 НК РФ.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что отделом работы с налогоплательщиком была проведена активная агитационная и разъяснительная работа по информированию налогоплательщика об обязанности представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи.
Апелляционная инстанция признает несостоятельным указанный довод, поскольку он не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
При таких обстоятельствах следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30 октября 2008 г. по делу N А42-5683/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5683/2008
Истец: Министерство обороны РФ, Военный прокурор Северного флота, 113 Комендатура охраны и обслуживания управления военно-вохдушных сил флота
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12483/2008