г. Санкт-Петербург
09 февраля 2009 г. |
Дело N А21-6230/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю. В. Пряхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12462/2008) ГУ - Калининградского регионального отделения ФСС РФ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2008 г. по делу N А21-6230/2008 (судья Е. Ю. Приходько), принятое
по иску (заявлению) Государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
к Государственному предприятию Багратионовская районная типография
о взыскании 5000 руб.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен, уведомление N 806853);
от ответчика (должника): не явился (извещен, возврат з/п N 806860, телеграмма от 27.01.2009 г.)
установил:
Государственное учреждение - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС, заявитель) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Государственному предприятию Багратионовская районная типография (далее - Предприятие, ответчик) о взыскании 5000 руб.
Решением суда первой инстанции от 24.10.2008 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ГУ - Калининградское региональное отделение ФСС РФ просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В апелляционной жалобе ФСС ссылается на то, что в отношении Фонда НК РФ в части соблюдения порядка привлечения к ответственности страхователя применен быть не может, поскольку такой порядок содержится в Методических указаниях по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением ФСС РФ N 87 от 29.07.2003 г. Одновременно ФСС ссылается на пункт 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 г., в котором указано, что привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, определенному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 01.01.2006 г. о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя органа.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам сверки списка зарегистрированных страхователей с данными о предоставлении ими обязательной отчетности ФСС было вынесено решение от 25.04.2008 г. N 106БГР-ШТР.
Указанным решением Предприятие было привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 19 Закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) в виде штрафа в сумме 5000 руб. за непредставление в установленный срок расчетной ведомости за 1 квартал 2008 г.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, полагая, что суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел настоящий спор.
Согласно статье 24 Закона страхователи ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, определенной страховщиком.
Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 19 Закона нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 19 Закона привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном установленному НК РФ.
ФСС в апелляционной жалобе ссылается на то, что органы государственных внебюджетных фондов не обладают полномочиями налоговых органов и не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поэтому в отношении ФСС НК РФ в части соблюдения порядка привлечения к ответственности не применяется.
Между тем, суд первой инстанции не указывает в обжалуемом судебном акте, что ФСС обладает правами и несет обязанности налоговых органов. В данном случае специальной нормой - абзацем 7 статьи 19 Закона предусмотрен аналогичный установленному НК РФ порядок привлечения страховщиком страхователя к ответственности. В самом Законе этот порядок не установлен, поэтому норма абзаца 7 статьи 19 Закона отсылает к порядку, закрепленному в НК РФ.
Кроме того, полагая, что в отношении ФСС НК РФ в части соблюдения порядка привлечения к ответственности страхователя применен быть не может, податель жалобы одновременно указывает, что привлечение к ответственности Предприятия осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 НК РФ. Таким образом, ФСС считает, что порядок привлечения к ответственности к отношениям ФСС и страхователя не применяется, а общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений - применимы. Данные выводы ФСС не основаны на нормах закона.
В соответствии с положениями статей 10 (пункт 1), 108, 100.1 НК РФ в данном случае ФСС при привлечении страхователя к ответственности должен соблюдать порядок, предусмотренный статьей 101.4 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
В соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 НК РФ акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Согласно пункту 7 той же статьи акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.
В соответствии с пунктом 10 настоящей статьи на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа.
Согласно пункту 12 статьи 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ФСС, что акт проверки заявителем не составлялся, предприятие не извещалось о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Следовательно, при привлечении страхователя к ответственности ФСС допустил нарушение существенных условий процедуры привлечения к ответственности.
Более того, решением ФСС от 25.04.2008 г. с Предприятия взыскивается 5000 руб., тогда как в решении отсутствует указание на повторность совершения правонарушения страхователем, данное обстоятельство ФСС не доказано.
Таким образом, требования ФСС о взыскании с Предприятия 5000 руб. удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 октября 2008 г. по делу N А21-6230/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела в апелляционном суде.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6230/2008
Истец: ГУ-Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: ГП Багратионовская районная типография