г. Санкт-Петербург
20 февраля 2009 г. |
Дело N А26-2602/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Савицкой И.Г.,
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барминой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12834/2008) Министерства лесного комплекса Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2008 по делу N А26-2602/2008 (судья Денисова И.Б.), принятое
по иску Прокурора Республики Карелия
к закрытому акционерному обществу "Комилесзаготпром",
государственному учреждению Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество",
Министерству лесного комплекса Республики Карелия,
3-и лица: Федеральное государственное учреждение "Государственный природный заповедник "Костомукшский",
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
о признании частично недействительным договора аренды участков лесного фонда от 18.12.2007, применении последствий недействительности, обязании прекратить хозяйственную деятельность в 141-м квартале Ладвозерского лесничества,
при участии:
от истца: Кузнецовой Я.В. (удостоверение от 09.02.2009 N 039739);
от ответчиков: представителя закрытого акционерного общества "Комилесзаготпром" Смирнова Г.В. по доверенности от 01.12.2008 N 3/08;
представителя Министерства лесного комплекса Республики Карелия Тулкиной Е.А. по доверенности от 11.03.2008 N 10-7; государственное учреждение Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество" извещено, представитель не явился;
от 3-их лиц: представителя Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Костомукшский" Ковынёва И.В. по доверенности от 11.01.2009; Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации извещено, представитель не явился,
установил:
Прокурор Республики Карелия (далее - прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточнив предмет исковых требований, к закрытому акционерному обществу "Комилесзаготпром" (далее - ЗАО "Комилесзаготпром", Общество), государственному учреждению Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество" (далее - Лесничество), Министерству лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство лесного комплекса) о признании недействительным договора аренды участков лесного фонда от 18.12.2007 между ЗАО "Комилесзаготпром" и Лесничеством в части передачи в аренду 141-го квартала Ладвозерского лесничества, находящегося в охранной зоне заповедника "Костомукшский" и об обязании ЗАО "Комилесзаготпром" прекратить хозяйственную деятельность в 141-м квартале Ладвозерского лесничества.
Определениями от 14.07.2008 и от 13.08.2008 суд первой инстанции привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Федеральное государственное учреждение "Государственный природный заповедник "Костомукшский" (далее - Заповедник) и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды РФ).
Решением от 07.11.2008 иск удовлетворен. Суд признал недействительным (ничтожным) договор аренды от 18.12.2007 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия и ЗАО "Комилесзаготпром" в части передачи в аренду участка 141-го квартала Ладвозерского лесничества и обязал ЗАО "Комилесзаготпром" прекратить хозяйственную деятельность в названном квартале.
В апелляционной жалобе Министерство лесного комплекса, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда от 07.11.2008 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что 30.09.1981 постановлением Совета Министров РСФСР N 365 принято решение о просьбе к Совету Министров РСФСР образовать на территории Карельской АССР комплексный государственный заповедник "Костомукшский" площадью 57 911 гектаров. В пункте 3 названного постановления имеется указание на необходимость установления охранной зоны Костомукшского государственного заповедника. Заповедник общей площадью 47 569 гектаров создан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.12.1983 N 557. Его границы установлены постановлением Совета Министров Карельской АССР от 17.02.1984 N 68. Податель жалобы указывает, что площадь заповедника, изначально заявленная к утверждению, отличается от фактически закрепленной площади. Поскольку соответствующих изменений в пункт 3 постановления Совета Министров РСФСР от 30.09.1981 N 365 внесено не было, то, по мнению подателя жалобы, установления охранной зоны заповедника не утверждено. Министерство лесного комплекса считает, что охранная зона в заповеднике "Костомукшский" создана органом исполнительной власти Республики Карелия с превышением полномочий. Относительно сохранения охраняемого вида Министерство указывает, что согласно акту натурного обследования участка отведенного в сплошную рубку в 141-м квартале Ладвозерского лесничества от 03.06.2008 для обеспечения частичного затемнения произрастающего на деревьях квартала охраняемого лишайника (лобарии легочной) вокруг каждого дерева отведены куртины леса с расстоянием от лобарии до края куртины не менее высоты древостоя (25 м). Куртины выведены из эксплуатации и будут сохранены в процессе рубки, в связи с чем внесены изменения в технологическую карту разработки лесосеки. Таким образом, по мнению подателя жалобы, вырубка древесины в 141-м квартале Ладвозерского лесничества не повлечет для природной среды каких-либо неблагоприятных последствий.
В судебном заседании представитель Министерства лесного комплекса доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель Общества поддержал позицию подателя жалобы. Представители прокурора и Заповедника возражали против ее удовлетворения. Минприроды РФ представило отзыв, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражало, заявило ходатайство об отложении ее рассмотрения. Оснований для удовлетворения ходатайства не имеется, поскольку отсутствие лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенного лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда по Республике Карелия, оформленных протоколом от 08.11.2006 N 139, ЗАО "Комилесзаготпром" подлежали передаче в аренду участки лесного фонда на территории ФГУ "Костомукшский лесхоз" общей площадью 2 309 гектаров, кварталы 139-141, 145 (том 1, л.д. 16-19).
ФГУ "Костомукшский лесхоз" и ЗАО "Комилесзаготпром" 20.11.2006 подписали договор N 24 на аренду названных участков лесного фонда сроком на 25 лет (том 1, л.д. 11-15).
В связи с необходимостью приведения данного договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 01.01.2007, договор от 20.11.2006 N 24 был перезаключен 18.12.2007 и зарегистрирован в установленном порядке 21.01.2008 (том 1, л.д. 92-94).
На основании договора аренды ЗАО "Комилесзаготпром" 22.12.2007 выдан лесорубочный билет N 33, согласно которому в срок до 31.12.2008 общество должно произвести сплошную рубку древесины в 141-м квартале Ладвозерского лесничества (том 1, л.д. 19).
Полагая, что договор аренды лесных участков от 18.12.2007 в части передачи в аренду 141-го квартала Ладвозерского лесничества, находящегося в охранной зоне заповедника "Костомукшский", противоречит требованиям статей 2, 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (далее - Закон N 33-ФЗ), статье 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статье 105 Лесного кодекса (далее - ЛК РФ) и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является ничтожной сделкой, прокурор Республики Карелия, реализуя предоставленное статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) право, обратился в арбитражный суд с иском о признании ее недействительной и об обязании ЗАО "Комилесзаготпром" прекратить хозяйственную деятельность в 141-ом квартале Ладвозерского лесничества.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что предметом договора аренды является участок охранной зоны государственного природного заповедника "Костомукшский" - 141-й квартал Ладвозерского лесничества. Суд установил, что в случае вырубки деревьев в этом квартале будет уничтожено ключевое местообитание вида (лишайника), занесенного в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Карелия, поскольку 141-й квартал Ладвозерского лесничества находится в охранной зоне заповедника, непосредственно примыкающей к его границе. Также вырубка приведет к неблагоприятным антропогенным воздействиям на охраняемые виды растений, произрастающих на территории как охранной зоны, так и самого заповедника. Поскольку договор аренды от 18.12.2007 в части предоставления в аренду 141-го квартала Ладвозерского лесничества, противоречит действующему законодательству, то в соответствии со статьей 168 ГК РФ является ничтожным. Судом применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания ЗАО "Комилесзаготпром" прекратить хозяйственную деятельность в 141-м квартале Ладвозерского лесничества на основании статьи 166 ГК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав мнение сторон, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в связи со следующим.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Пунктом 3 статьи 129 ГК РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с пунктом 6 Правил заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324) предоставление лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 33-ФЗ имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 Закона N 33-ФЗ природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
Согласно подпункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.
Совместное ведение предполагает разделение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов в порядке части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Принимаемые субъектом Российской Федерации законы и иные нормативно-правовые акты не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 указанной статьи.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 33-ФЗ отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта "а" части 1 статьи 2 указанного Закона государственные природные заповедники отнесены к особо охраняемым природным территориям.
В целях их защиты от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, что предусмотрено (часть 3 статья 2 Закона N 33-ФЗ).
Частью 3 статьи 8 Закона N 33-ФЗ предусмотрено, что на прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в 1981 - 1984 годах создание государственных природных заповедников регламентировалось статьей 9 Закона РСФСР от 27.10.1960 "Об охране природы в РСФСР" и постановлением Совета министров РСФСР от 05.06.1962 N 769 "Об утверждении Положения о государственных заповедниках РСФСР" (далее - Положение о заповедниках РСФСР).
В соответствии с абзацем 6 статьи 9 Закона РСФСР от 27.10.1960 "Об охране природы в РСФСР" объявление территорий государственными заповедниками и заказниками, а также охраняемыми урочищами и памятниками природы с режимом государственных заповедников производится в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР.
В соответствии с пунктом 2 Положения о заповедниках РСФСР государственные заповедники образуются Советом Министров РСФСР, а охранные зоны государственных заповедников согласно пункту 17 этого же Положения решениями Советов Министров автономных республик. Кроме того, Решениями советов Министров автономных республик может быть введено запрещение или ограничение лесопользования и других форм эксплуатации природных ресурсов.
Таким образом, полномочия по созданию охранных зон государственных природных заповедников и введение на их территории ограничений полностью находилось в ведении Советов Министров автономных республик.
Постановлением Совета Министров Карельской АССР от 30.09.1981 года N 365 "Об организации комплексного государственного заповедника "Костомукшский" Карельской АССР" (далее - Постановление N 365) в пунктах 1, 2 принято решение просить Совет Министров РСФСР образовать Костомукшский заповедник (л.д. 20, том 1). В соответствии с пунктом 3 Постановления N 365 "Об организации комплексного государственного заповедника "Костомукшский" Карельской АССР вдоль северной, восточной, южной и западной границ комплексного заповедника "Костомукшский" установлена охранная зона в составе кварталов 103-108 Лувозерского лесничества Костомукшского лесхоза. В настоящее время, по материалам лесоустройства 2002 года, 105-й квартал Лувозерского лесничества соответствует 141-му кварталу Ладвозерского лесничества, что признано и не оспаривается всеми лицами, участвующими в деле.
Письмом от 04.10.1996 N 05-06/790 Государственный комитет Республики Карелия по лесу согласовал в качестве охранной зоны заповедника ряд кварталов Ладвозерского лесничества, в том числе и 141-й, установив ограниченное лесопользование с запретом проведения сплошных рубок главного пользования в охранной зоне заповедника (том 1, л.д. 28).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 06.07.2007 N 102-П (далее - Постановление N 102-П) утверждена Схема территориального планирования Республики Карелия (том 1, л.д. 33). Согласно пункту 4.7 названной Схемы предусмотрена охранная зона государственного природного заповедника "Костомукшский", в том числе в 141-м квартале Ладвозерского лесничества.
Из содержания вышеприведенных нормативно - правовых актов следует, что 141-й квартал Ладвозерского лесничества входит в охранную зону государственного природного заповедника "Костомукшский".
Проверяя обоснованность утверждения подателя жалобы о том, что данные нормативные акты приняты органами исполнительной власти Республики Карелия с превышением полномочий и в нарушение существовавшего порядка, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На момент издания постановления N 365 действовал Закон РСФСР "Об охране природы в РСФСР" и Положение о заповедниках РСФСР.
Пункт 2 Положения о заповедниках в РСФСР предусматривал право органов исполнительной власти субъектов принимать решения о создании охранной зоны природного заповедника, что и было сделано Советом Министров Республики Карелия в пункте 3 постановления N 365.
Правительство Российской Федерации уполномочено на установление охранной зоны государственного природного заповедника лишь с момента вступления в силу в Закон N 33-ФЗ (принят в 1995 году) изменений, которые внесены Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2005. Закон в новой редакции не имеет обратной силы.
Таким образом, доводы подателя жалобы о превышении полномочий Правительством Республики Карелия являются несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 105 ЛК РФ в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 настоящего Кодекса, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.
Статьей 102 ЛК РФ леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: леса, имеющие научное или историческое значение; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений относятся, в числе прочих, к защитным лесам и участкам.
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Обществом в материалы дела представлены: договор аренды лесного участка от 18.12.2007 с приложениями, являющимися его неотъемлимыми частями (том 1,л.д. 92-94), лесорубочный билет (том 1, л.д. 19), технологическая карта разработки лесосеки главного пользования в квартале 141 Ладвозерского лесничества (том 1, л.д.121-122), таксационное описание - ведомость, содержащая детальную характеристику каждого таксационного выдела и намечаемые в нем хозяйственные мероприятия, а также обобщенную характеристику особенностей лесных насаждений и других категорий земель лесного квартала в целом (том 1, л.д. 123-125).
Предметом договора аренды является участок лесного фонда с целью заготовки древесины по главному пользованию (пункт 1.1. договора). В приложении N 3 к договору аренды "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" указано: заготовка древесины путем сплошной рубки. Приложение к договору аренды N 6 "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке" никаких данных не содержит, подписано сторонами в виде незаполненной формы. Ведомость охраняемых природных территорий на арендуемом участке (приложение N 7 к договору аренды) также не заполнена.
В лесорубочном билете N 33 указано, что в срок до 31.12.2008 ЗАО "Комилесзаготпром" должно произвести сплошную рубку древесины в 141-м квартале Ладвозерского лесничества и организовать строительство лесохозяйственной дороги.
Таксационное описание содержит одно хозяйственное мероприятие, намечаемое к проведению в 141-ом квартале - сплошная рубка, процент выборки 100.
Из анализа содержания вышеперечисленных документов следует однозначный вывод о том, что единственная цель аренды лесного участка - сплошная вырубка леса.
Материалами дела подтверждается, что на подлежащих рубке деревьях, расположенных на территории 141-го квартала, научными сотрудниками ФГУ "Государственный природный заповедник "Костомукшский" обнаружено массовое произрастание лишайника - лобарии легочной (Lobaria puimonaria L.) - вида, занесенного в Красную книгу Российской Федерации и Республики Карелия (том 1, л.д. 38-44). В случае проведения рубки древесины в 141-ом квартале Ладвозерского лесничества будет уничтожено ключевое местообитание охраняемого вида.
Кроме того, 141-й квартал Ладвозерского лесничества находится в охранной зоне заповедника, непосредственно примыкающей к границе заповедника, вырубка на нем древесины приведет к неблагоприятным антропогенным воздействиям на деревья, произрастающие на территории заповедника.
Статьей 60 Закона N 7-ФЗ установлено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Согласно статье 52 Закона N 7-ФЗ защитные и охранные зоны устанавливаются в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Следовательно, аренда лесного участка для вырубки леса - деятельности, ведущей к сокращению численности охраняемых растений и ухудшающая среду их обитания, противоречит нормам Закона N 7-ФЗ, поскольку одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду является запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды (статья 3 Закона N 7-ФЗ).
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что сделка в оспариваемой части ничтожна, поскольку совершена с нарушениями требований статей 2, 6, 8 Закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статей 102, 105 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 3, 52, 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 129 ГК РФ, а также положений нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия - пункта 3 постановления N 365 и постановления N 102-П.
С указанными суждениями суда следует согласиться в силу их обоснованности и правильности. Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и не могут быть приняты во внимание.
Апелляционная инстанция отмечает, что позиция подателя жалобы аналогична доводам, приведенным в отзыве на заявление прокурора. Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал им надлежащую оценку и признал их несостоятельными. Учитывая изложенное, правовых оснований для отмены решение суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на Министерство лесного комплекса.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2008 по делу N А26-2602/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Республики Карелия - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. согласно платежному поручению от 15.12.2008 N 1515 отнести на Министерство лесного комплекса Республики Карелия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2602/2008
Истец: Прокуратура Республики Карелия
Ответчик: Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерсво лесного комплекса Республики Карелия, закрытое акционерное общество "Комилесзаготпром", государственное учреждение Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество"
Третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Государственный природный заповедник "Костомукшский", Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации