г. Санкт-Петербург
18 февраля 2009 г. |
Дело N А56-48017/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Савицкой И.Г.,
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барминой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БТИ "Портал" (регистрационный номер 13АП-1387/2009) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2008 по делу N А56-48017/2008 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БТИ "Портал"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу
о признании недействительным приказа от 11.11.2008 N 104
при участии:
от заявителя: Егорова А.Н. по доверенности от 12.11.2008;
от заинтересованного лица: Головиной Н.Б. по доверенности от 14.01.2009 N 00100,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "БТИ "Портал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) о признании недействительным ненормативного акта - приказа от 11.11.2008 N 104 "Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства".
Решением от 26.12.2008 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. Податель жалобы полагает, что Общество полностью соответствует требованиям пункта 2.1 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 N 70 (далее - Положение об аккредитации).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Управления возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Управление с заявлением от 13.10.2008 об аккредитации его в качестве организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, приложив к нему все необходимые документы, поименованные в пункте 3.2 Положения об аккредитации.
По результатам рассмотрения указанного заявления Комиссия по аккредитации организаций приняла оформленное протоколом от 11.11.2008 N 11 решение об отказе Обществу в его аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (л.д. 12-17).
Из содержания решения Комиссии по аккредитации следует, что Обществу отказано на основании пункта 3.9 Положения об аккредитации, поскольку Общество не удовлетворяет требованиям пунктов 2.1 и 3.2 указанного Положения в части возможности ведения Обществом архива (л.д. 16).
Приказом Управления от 11.11.2008 N 104 названное решение Комиссии по аккредитации утверждено, а в адрес Общества направлено уведомление об отказе.
Полагая, что в аккредитации Управлением отказано неправомерно, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании приказа от 11.11.2008 N 104.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции указал, что в соответствии с Положением "О государственном учете жилищного фонда в РФ", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 (далее - Положение о государственном учете жилищного фонда) и Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 (далее - Положение об организации технического учета) ведение архива и хранение архивных документов, находящихся в государственной собственности, может осуществляться только государственными или муниципальными организациями, к которым Общество не относится. В связи с этим суд первой инстанции согласился с выводами Комиссии о том, что Общество не отвечает требованиям пунктов 2.1 и 3.2 Положения об аккредитации, а оспариваемый им ненормативный акт является законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи со следующим.
Пункт 2.1 Положения об аккредитации содержит в качестве одного из требований наличие у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Положений о государственном учете жилищного фонда и об организации технического учета. Организация должна подтвердить ведение или возможность ведения архива (пункт 3.2 Положения об аккредитации).
В подтверждение соответствия названным требованиям к заявлению об аккредитации Обществом приложена справка о ведении (описи) архива, в том числе учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации, подтверждающая ведение или возможность ведения архива, а также порядок доступа и
выдачи информации из архива, определенный надлежащим органом. Также Общество представило заключение Санкт-Петербургского государственного учреждения "Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга" (далее - Центральный государственный архив НТД Санкт-Петербурга) от 20.02.2008 N 50 (л.д. 107) и Положение об архиве, утвержденное генеральным директором Общества 22.02.2008 (л.д. 108-110).
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22.10.2004 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ) документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся постоянно - в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук; временно - в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 125-ФЗ установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами. Государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора (часть 2 статьи 20 Закона N 125-ФЗ).
По смыслу приведенных норм, закон допускает возможность осуществления негосударственными организациями деятельности, в результате которой образуются документы Архивного фонда Российской Федерации, отнесенные к федеральной собственности с последующей их передачей на хранение в установленном порядке, в данном случае, на основании договора.
Общество и Центральный государственный архив НТД Санкт-Петербурга" заключили договор от 26.02.2008 N 01-08. Данным договором урегулирован порядок отношений сторон по обеспечению сохранности собственности Архивного фонда Российской Федерации в процессе отбора и передачи на хранение документов в государственный архив.
Содержание пункта 14 Положения о государственном учете жилищного фонда и пункта 13 Положения об организации технического учета предусматривает, что технические паспорта, учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью будучи сформированными в инвентарные дела.
Указанные нормативные положения позволяют сделать вывод о том, что документы, образующиеся в процессе деятельности Общества, и не сформированные в инвентарное дело не подлежат обязательному хранению в государственном архиве. Общество осуществляет накопление документов технического учета и технической инвентаризации, которые после формирования в инвентарное дело подлежат обязательной передаче на депозитарное хранение в Центральный государственный архив НТД Санкт-Петербурга.
При таком положении нельзя согласиться с Управлением в том, что Общество не может вести архив документации, которая при приобретении ей статуса государственной собственности передается на хранение в государственный архив по договору.
Техническая возможность ведения архива подтверждается материалами дела и Управлением не оспаривается.
В свете изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что Обществом соблюдены требования пункта 2.1 Положения об аккредитации, содержащего условия о наличии у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Положений о государственном учете жилищного фонда и об организации технического учета.
Поскольку Комиссией установлено, что остальным требованиям Положения об аккредитации Общество соответствует, то законных оснований для отказа в аккредитации у Управления не имелось.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования заявителя - удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2008 по делу N А56-48017/2008 отменить.
Приказ Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу "Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" от 11.11.2008 N 104 признать недействительным.
Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "БТИ "Портал" путем его аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48017/2008
Истец: ООО "БТИ "Портал"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу