г. Санкт-Петербург
06 марта 2009 г. |
Дело N А21-6537/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Герасимовой М.М., Марченко Л.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Тихомировой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-244/2009) ОАО "Советский ЦБЗ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.11.2008 г. по делу N А21-6537/2008 (судья Педченко О.М.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ОАО "Советский целлюлозно-бумажный завод"
о взыскании штрафа 65600,00 руб.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Калининградская железная дорога" (далее - истец, ОАО РЖД) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с Открытого акционерного общества "Советский Целлюлозно-Бумажный Завод" (далее - ответчик, ОАО "Советствий ЦБЗ") штрафа в размере 65600 руб. за задержку вагонов по погрузкой-выгрузкой на основании статей 62, 99, 100 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ".
Решением суда первой инстанции от 13.11.2008 г. иск удовлетворен: в пользу истца с ответчика взыскан штраф за задержку вагонов в размере 65600 руб. и в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2468 руб.
ОАО "Советский ЦБЗ" обжаловано решение суда в апелляционном порядке, полагая, что основания для взыскания штрафа отсутствуют, т.к. в соответствии с пунктом 4.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. по вине истца произошел простой вагонов в результате подачи вагонов на подъездные пути ответчика в количестве, превышающем вместимость мест погрузки, выгрузки.
Податель жалобы указывает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом не были всесторонне, полно и объективно выяснены и исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В частности, ответчик, полагает, что расчет штрафа произведен неверно, поскольку для разгрузки поданного сверх вместимости подъездных путей вагона необходимо было разгрузить первый вагон, а также осуществить его перестановку, поэтому учет времени нахождения второго вагона, превышающего вместимость железнодорожных путей, должен был осуществляться с момента исчисления технологических норм по выгрузке соды и на перестановку вагона, одновременно помещенного на место выгрузки.
Ответчик считает, что задержка вагонов под погрузкой выгрузкой произошла по вине самого истца и, следовательно, у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска.
Податель жалобы просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
ОАО РЖД в отзыве на апелляционную жалобу указало на несостоятельность содержащихся в ней доводов, поскольку:
- ведомости подачи-уборки вагонов подписаны представителями ответчика без возражений;
- составление акта общей формы в данном случае не требовалось;
- утверждение ответчика о подаче вагонов на подъездные пути в количестве, превышающем их вместимость, не подтверждено документально;
- ответчик был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения иска, но возражений против расчета суммы штрафа не представил.
В судебное заседание апелляционного суда представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились и дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого решения. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что между сторонами 02.05.2007 г. заключен договор N 73 на эксплуатацию пути необщего пользования (л.д. 17-20), которым урегулированы основные правила эксплуатации пути, примыкающего к станции Советск Калининградской железной дороги через стрелочный перевод N 13.
Указывая на имевшие место в августе 2008 г. на станции Советск Калининградской железной дороги задержки вагонов под погрузкой, выгрузкой с превышением сроков, установленных частью 6 статьи 62 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее УЖД), и неоплату штрафов по каждой ведомости подачи и уборки вагонов на основании уведомлений перевозчика об уплате штрафов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что:
-штраф за задержку вагонов в соответствии со статьями 62, 99, 100 УЖТ начислен ответчику в общей сумме 65600 руб. на основании ведомостей подачи и уборки вагонов N N 081199, 082203, 083205, 083204, 084208, подписанных без замечаний представителями ответчика, действовавшими на основании доверенностей. Ведомости подачи и уборки вагонов содержат данные о времени подачи и уборки вагонов;
- обоснованных возражений несоответствия действительности представленных истцом документов ответчиком не представлено. Сам факт превышения сроков и расчет штрафа ответчик не оспаривает.
- ответчиком допущена в спорный период задержка вагонов на подъездных путях необщего пользования под погрузкой-выгрузкой более, чем на 24 часа + 7 час. 36 мин. (технологический срок оборота вагонов) сверх установленных договором технологических сроков оборота вагонов;
- штраф начислен обоснованно в соответствии со статьями 62, 99, 100, 101 УЖТ.
В решении суда указано, что расчет штрафа проверен в судебном заседании и признан правильным, соответствующим требованиям указанных статей УЖТ.
Кроме того, судом учтено отсутствие доказательств, освобождающих, согласно статьи 401 ГК РФ, от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства по своевременной погрузке-выгрузке вагонов железнодорожного транспорта.
В соответствии с положениями статьи 21 УЖТ погрузка грузов в вагоны должна обеспечиваться грузоотправителями. Статьей 62 УЖТ предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 УЖТ.
Статьей 99 УЖТ предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьей 100 УЖТ, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Пунктом 13 договора от 02.05.2007 г. N 73 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного между истцом и ответчиком, технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования установлен в размере 7,6 часа, что составляет 7 час. 36 мин.
Вагоны, указанные в ведомостях подачи-уборки N N 081199, 082203, 083204, 084208, были задержаны ответчиком сверх 24 часов после истечения технологического срока оборота вагонов (7 час. 36 мин.), что подтверждается представленными в материалы дела ведомостями подачи-уборки вагонов и не опровергается ответчиком, в том числе и в апелляционной жалобе. Также не представлено ОАО "Советский ЦБЗ" возражений и на полученный от истца проект акта сверки, назначенной определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
Статьей 100 УЖТ размер штрафа за каждый час простоя установлен в размере 0,2 МРОТ. С учетом положений названной нормы, а также статьи 99 УЖТ, истцом был правомерно рассчитан штраф за задержку вагонов под погрузкой (выгрузкой) в общей сумме 65600 руб., то есть по 200 руб. за каждый час превышения времени нахождения вагона под погрузкой (выгрузкой).
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что нарушение сроков нахождения вагонов под погрузкой (выгрузкой) произошло по вине перевозчика, в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ, не подтверждены материалами дела.
В пункте 7 договора от 02.05.2007 г. N 73 действительно согласовано, что количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу железнодорожного пути необщего пользования, не должно превышать 16-ти вагонов.
Исходя из положений пункта 4.1. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 26 (далее - Правила эксплуатации пути), подача вагонов под погрузку, выгрузку оформляется, в том числе, памяткой приемосдатчика.
Между тем, в ведомостях подачи-уборки вагонов, представленных в материалы дела, сведений о наличии таких памяток на группы, включающие более 16-ти вагонов, не имеется. Не представлено в подтверждение довода о подаче вагонов сверх количества, установленного договором, и уведомлений перевозчика о подаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, направление которых ответчику предусмотрено пунктом 5 договора от 02.05.2007 г. N 73.
При таких обстоятельствах, оснований для вывода о наличии вины перевозчика в задержке осуществления грузовых операций или оснований для применения пункта 4.2. Правил эксплуатации пути, не имеется.
В силу положений статьи 119 УЖТ, акты общей формы составляются в порядке, предусмотренном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. В частности, случаи составления таких актов предусмотрены пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 45.
Ни названными Правилами, ни иными нормативными актами составление актов общей формы при задержке вагонов грузополучателями в связи с нарушением сроков осуществления погрузочных операций, не предусмотрено. При таких обстоятельствах, для подтверждения вины ответчика в задержке вагонов достаточно представленных в материалы дела ведомостей подачи-уборки вагонов.
Поскольку обстоятельства, являющиеся основанием для исчисления предъявленного ко взысканию штрафа подтверждены материалами дела, сумма штрафа исчислена в соответствии с положениями УЖТ и фактическими обстоятельствами нарушения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования. Решение суда первой инстанции отмене или изменению, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.11.2008 г. по делу N А21-6537/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Советский Целлюлозно-Бумажный Завод" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
М.М. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6537/2008
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Калининградская железная дорога"
Ответчик: ОАО "Советский целлюлозно-бумажный завод"
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-244/2009