г. Санкт-Петербург
23 марта 2009 г. |
Дело N А21-8822/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю. В. Пряхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1440/2009) Государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2008 г. по делу N А21-8822/2008 (судья Е. Ю. Приходько), принятое
по иску (заявлению) ООО "Энергострой"
к Государственному учреждению - Калининградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен, телеграмма от 16.03.2009 г.);
от ответчика (должника): не явился (извещен, уведомление N 991962);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергострой" (далее - ООО "Энергострой", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Государственному учреждению - Калининградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение, ответчик) о признании недействительным решения от 10.09.2008 г. N 69.
Решением суда первой инстанции от 19.12.2008 г. требования удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным в части привлечения Общества к ответственности в виде штрафа в сумме 5000 руб.
В апелляционной жалобе Отделение просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Отделение ссылается на то, что в НК РФ отсутствует перечень мер по уведомлению лиц, в отношении которых проводилась проверка. НК РФ предусматривает такой способ уведомления указанных лиц, как отправка по почте заказным письмом по месту нахождения организации, что и было сделано Отделением. В случае направления акта налоговой проверки по почте датой вручения акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма. Уведомление было отправлено 05.08.2008 г., поэтому письмо считается полученным 11.08.2008 г. Также Отделение ссылается на то, что единственным доступным способом надлежащего уведомления являлась отправка заказного письма.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки страхователя ООО "Энергострой" Отделением было вынесено решение от 10.09.2008 г. N 69 (акт проверки от 05.08.2008 г. N 69БГР-ШТР), которым Обществом привлечено к ответственности, предусмотренной абзацами 2 - 6 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закона N 125-ФЗ) в виде штрафа в сумме 5000 руб.
В указанном решении установлено, что Общество не представило в установленный срок расчетную ведомость Ф4 ФСС РФ за 2 квартал 2008 г. Решение направлено Обществу по почте 17.09.2008 г.
Общество не оспаривает факт непредставления им в установленный срок ведомости, однако ссылается на нарушения Отделением процедуры привлечения к ответственности.
В соответствии со статьей 24 Закона N 125-ФЗ страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных лиц и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность.
Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют страховщику отчетность по форме, установленной страховщиком. Страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за непредставление или недостоверность статистической и бухгалтерской отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ нарушение установленного срока представления страховщику установленной формы отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб., а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере 5000 руб.
Таким образом, нормы материального права Отделением при привлечении Общества к ответственности соблюдены.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному НК РФ.
При этом из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 НК РФ следует, что налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 НК РФ и в порядке, установленном главами 14 и 15 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Согласно пункту 2 данной статьи акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Согласно пункту 6 настоящей статьи лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что из вышеназванных норм следует, что акт налоговой проверки может быть направлен правонарушителю по почте только в случае отказа последнего от получения такого акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
Из материалов дела следует, что акт проверки N 69БГР-ШТР составлен 05.08.2008 г. без участия представителя Общества, направлен 07.08.2008 г. по почте в адрес Общества вместе с уведомлением об участии страхователя в рассмотрении материалов камеральной проверки, назначенной на 27.08.2008 г. на 11-00.
Доказательств получения Обществом акта и уведомления о месте и времени рассмотрения материалов проверки Отделением не представлено.
При этом, как следует из решения о привлечении страхователя к ответственности от 10.09.2008 г. и протокола о рассмотрении материалов камеральной проверки страхователя от 27.08.2008 г., при вынесении данного решения в нарушение положений статьи 101 НК РФ Отделением не проверялось извещение в установленном порядке Общества о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки. В протоколе от 27.08.2008 г. указано на отсутствие должностных лиц Общества или их представителей на рассмотрении материалов камеральной проверки, однако не рассматривался вопрос надлежащего извещения Общества о дате и месте рассмотрения материалов проверки.
Следовательно, Общество до момента получения по почте протокола от 27.08.2008 г. не имело сведений относительно проведенной в отношении него проверки, и не могло представить возражения по акту.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, Отделением были допущены нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, в связи с чем оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.
Кроме того, Отделением не представлено доказательств того, что Общество не находится по юридическому адресу, корреспонденцию не получает.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19 декабря 2008 г. по делу N А21-8822/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ГУ - Калининградскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8822/2008
Истец: ООО "Энергострой"
Ответчик: Государственное учреждение - Калининградское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации