г. Санкт-Петербург
25 марта 2009 г. |
Дело N А56-19531/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимошенко А.С.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Сёмак Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1886/2009) заместителя прокурора г. Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.08 по делу А56-19531/2007 (судья Филиппов А.Е.), принятое
по заявлению заместителя прокурора г. Санкт-Петербурга
к Комитету по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга
третьи лица: Главное управление Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу,
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации
о признании незаконными действий государственного органа
при участии:
от заявителя: Снигищенко Е.Ф. - удостоверение;
от ответчика: Филимонова Е.С. - доверенность от 29.12.08 N 34000-42;
от третьих лиц: МЧС: Шабанова Я.С. - доверенность от 11.07.09 N 11-13-16; Масленникова В.В. - доверенность от 10.11.08 N 11-10-6143;
ФАУФИ: Дударева А.В. - доверенность от 15.07.08 N 126/08-7;
установил:
заместитель прокурора Санкт-Петербурга (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) по отнесению нежилого помещения подвала площадью 101,4 кв.м, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, ул. Весельная, дом 11, литер А, помещение 2Н, кадастровый номер 78:2104:0:2:1, к имуществу казны Санкт-Петербурга и включению этого объекта в Реестр недвижимого имущества Санкт-Петербурга, а также об обязании КУГИ исключить указанное нежилое помещение из Реестра недвижимого имущества Санкт-Петербурга.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главное управление Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (далее - ГУ МЧС) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации, в настоящее время переименованное в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ).
Решением от 12.11.07 суд в удовлетворении заявления отказал.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.08 решение отменено. Суд апелляционной инстанции признал незаконными действия КУГИ по отнесению нежилого помещения подвала площадью 101,4 кв.м, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, ул. Весельная, дом 11, литер А, помещение 2Н, кадастровый номер 78:2104:0:2:1, к имуществу казны Санкт-Петербурга и включению этого объекта в Реестр недвижимого имущества Санкт-Петербурга. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 31.07.08 судебные акты первой и второй инстанций отменил и дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела прокурор в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменил основания иска, свои требования мотивировал тем, что спорное нежилое помещение относится к защитным сооружениям гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1-3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и на основании пункта 3 указанного постановления относится к федеральной собственности до момента определения соответствующего собственника.
Решением от 30.12.08 суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе прокурор, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда от 30.12.08 отменить и требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, спорное нежилое помещение представляет собой встроенное противорадиационное укрытие, принятое и введенное в эксплуатацию в 1953 году, является защитным сооружением гражданской обороны, предназначенным для укрытия населения в особый период времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. С учетом изложенного и на основании пункта 3 Постановления N 3020-1 рассматриваемое помещение не является муниципальной собственностью, а представляет собой объект федеральной собственности. Таким образом, как полагает заявитель, у КУГИ отсутствовали правовые основания для отнесения спорного помещения к имуществу казны Санкт-Петербурга и, как следствие, включения его в Реестр недвижимого имущества Санкт-Петербурга.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители ГУ МЧС и ФАУГИ поддержали позицию прокурора.
Представитель КУГИ просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в мае - июне 2007 года прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения закона при включении в Реестр собственности Санкт-Петербурга объектов гражданской обороны, в ходе которой установлено, что в 2006 году в Реестр недвижимого имущества Санкт-Петербурга было включено нежилое помещение площадью 101,4 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, ул. Весельная, д. 11, литера А, помещение 2Н, кадастровый номер 78:2104:0:2:1.
Согласно ответу Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 26.03.07 N 2-13501 на указанное помещение 07.09.06 произведена регистрация права государственной собственности Санкт-Петербурга, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.09.06 серии 78-АВ N 099604 (том дела I, листы 5, 13).
Считая отнесение спорного помещения к имуществу казны Санкт-Петербурга и включение его в Реестр недвижимого имущества Санкт-Петербурга незаконными, поскольку указанное помещение является федеральной собственностью, заместитель прокурора Санкт-Петербурга обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении дела, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что спорное нежилое помещение расположено в подвале жилого дома, который на момент принятия Постановления N 3020-1 находился в управлении Производственного ремонтно-эксплуатационного объединения (ПРЭО) Василеостровского района, входящего согласно Распоряжению Мэра Санкт-Петербурга от 16.09.91 N 419-р (пункт 1.3) в структуру Василеостровской районной администрации мэрии Санкт-Петербурга. В дальнейшем на основании Распоряжения Мэра Санкт-Петербурга от 29.04.1994 N 424-р ПРЭО Василеостровского района было реорганизовано в Государственное производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие Василеостровского района. Таким образом, по мнению суда, спорное нежилое помещение соответствует признакам объекта, относящегося к муниципальной собственности и указанного в пункте 1 Приложения 3 к Постановлению N 3020-1, а потому правомерно включено в Реестр собственности Санкт-Петербурга. Суд первой инстанции также указал на то, что по смыслу пункта 5 части 2 статьи 26.3, пункта "г" части 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах, организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) допускается нахождение защитных сооружений гражданской обороны в собственности субъекта Российской Федерации. Кроме того, суд посчитал, что в силу пункта 1 Приложения 3 к Постановлению N 3020-1 и разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право собственности на спорное недвижимое имущество возникло у Санкт-Петербурга в силу прямого указания закона.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав мнение сторон, третьих лиц, считает жалобу прокурора подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Из справки ГУ МЧС от 11.08.03 N 157 следует, что подвал, расположенный по адресу: ул. Весельная, д. 11, лит. А, пом. 2Н, является защитным сооружением гражданской обороны, инвентарный N 5464 (том дела I, лист 7).
В материалах дела имеется копия паспорта, из которой следует, что указанное нежилое помещение с инвентарным N 5464 является убежищем, принятым в эксплуатацию в 1953 году, с техническими характеристиками, содержащими: "класс защиты убежища - 0,15", наличие "защитно-герметических МД-2-2 и герметических МД3-2-2" дверей и "герметических клапанов ЗГК-150, ГЗ-100"; эксплуатирующей организацией убежища в мирное время указано ЖЭУ-21; проект согласован со штабом гражданской обороны города.
Из справки (выписки из инвентарного дела) ГУП ГУИОН от 27.11.06 N 1203-1 (том дела I, лист 8) также следует, что нежилое помещение 2-Н, расположенное в подвале здания по адресу: ул. Весельная, д. 11, лит. А, учтено с использованием "спец. подвал"; технологических помещений, обслуживающих дом (водомерных узлов, теплоцентров и т.п.), в помещении 2-Н не имеется. В письме от 02.10.07 N 1017 ГУП ГУИОН указало на то, что по принятым в инвентаризации правилам "спец. подвал" имеет равнозначное толкование с наименованием "убежище".
В судебном заседании апелляционного суда представитель ГУ МЧС пояснил, что технические характеристики убежища, указанные в паспорте, а именно: класс защиты и наличие защитно-герметических и герметических дверей, - позволяют отнести означенный объект также и к противорадиационным укрытиям (ПРУ), поскольку предназначен, в том числе для укрытия мирного населения от поражающего воздействия радиоактивных излучений и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в нем. Как правило, ПРУ размещают в помещениях, расположенных в подвальных этажах зданий, наружные ограждающие конструкции которых обеспечивают ослабление радиоактивных излучений; наличие защитно-герметических и герметических дверей и ставен обусловлено возможностью для заделки их при вводе помещения в "режим укрытия" .
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно пункту 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, требования названных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны. Статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Таким образом, из приведенных норм, материалов дела, показаний лиц, участвующих в деле, следует, что указанный объект гражданской обороны (убежище, он же ПРУ) является защитным сооружением гражданской обороны и именно как объект гражданской обороны состоит на учете в ГУ МЧС СПб, начиная с 1953 года до настоящего времени.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления о признании незаконными действий КУГИ по отнесению указанного объекта к имуществ казны Санкт-Петербурга, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект входит в жилые и нежилые помещения, находящиеся в управлении ПРЭО Василеостровского района согласно распоряжению мэра Санкт-Петербурга от 16.09.1991 N 419-р, то есть в структуру Василеостровской районной администрации мэрии Санкт-Петербурга.
Апелляционная инстанция не может согласиться с выводом суда о том, что спорный объект обоснованно включен в Реестр собственности Санкт-Петербурга как подпадающий под критерии, установленные пунктом 1 Приложения 3 к Постановлению N 3020-1.
Согласно приложению 3 к Постановлению N 3020-1 объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, являются объектами, относящимися к муниципальной собственности.
Указанная норма предусматривает возможность отнесения объектов муниципальной собственности жилого и нежилого фонда, находящегося в управлении исполнительных органом местных Советов народных депутатов, а также зданий и строений, ранее переданных им в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Вместе с тем, по основаниям, изложенным выше, апелляционная инстанция соглашается с доводом прокурора и ГУ МЧС о том, что спорное помещение имеет особый статус - защитное сооружение гражданской обороны.
В соответствии со статьями 1, 6 Федерального закона от 12.08.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, убежища являются объектом гражданской обороны, предназначающиеся для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ситуаций природного и техногенного характера.
Следовательно, основное назначение убежищ - их использование в чрезвычайных (находящихся вне контроля человека) обстоятельствах, что, по мнению апелляционного суда, не позволяет отнести его к обычным объектам жилого или нежилого фонда.
По этим же основаниям не может быть принята во внимание ссылка КУГИ на несение бремени содержания имущества, поскольку один только этот признак (содержание объекта за счет города в мирное время) не изменяет статус особого объекта, находящегося под контролем органа управления по делам государственной обороны и чрезвычайным ситуациям. Взаимоотношения эксплуатирующей организации и ГУ МЧС по поводу возмещения расходов (если таковые подлежат возмещению) стороны могут урегулировать самостоятельно.
В приложениях 1 - 3 к Постановлению N 3020-1 объекты гражданской обороны не указаны, в связи с этим на основании пункта 3 названного Постановления такие объекты, независимо от того, на чьем балансе они находятся, до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
В установленном порядке этот объект мог быть передан в собственность субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга.
Однако доказательств, подтверждающих то, что в порядке, установленном Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, объект гражданской обороны, находящийся по соответствующему адресу, передан из федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга, комитетом не представлено.
Апелляционная инстанция не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что указанный спорный объект правомерно отнесен городом Санкт-Петербург к своей казне, так как по смыслу пункта 5 части 2 статьи 26.3, пункта "г" части 2 статьи 26.11 Закона N 184-ФЗ допускается нахождение защитных сооружений гражданской обороны в собственности субъекта Российской Федерации.
Спорный объект возник до вступления в силу названного Федерального закона и в собственность города Санкт-Петербурга из федеральной собственности в установленном порядке не был передан.
Принимая во внимание вышеприведенное, апелляционный суд считает, что спорное помещение является убежищем и в силу Постановления N 3020-1 может относиться только к федеральной собственности, в связи с чем действия КУГИ по отнесению помещения к имуществу казны Санкт-Петербурга и включению этого объекта в Реестр недвижимого имущества Санкт-Петербурга являются незаконными.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 26.12.05 N 2565/05.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении требования прокурора.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.08 по делу А56-19531/2007 отменить.
Признать незаконными действия Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга по отнесению нежилого помещения подвала площадью 101,4 кв.м, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, ул. Весельная, дом 11, литер А, помещение 2Н, кадастровый номер 78:2104:0:2:1, к имуществу казны Санкт-Петербурга и включению этого объекта в Реестр недвижимого имущества Санкт-Петербурга.
Обязать Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга исключить нежилое помещение подвала площадью 101, 4 кв.м, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, ул. Весельная, дом 11, литер А, помещение 2Н, кадастровый номер 78:2104:0:2:1, из Реестра недвижимого имущества Санкт-Петербурга.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Тимошенко |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19531/2007
Истец: Заместитель прокурора г. Санкт-Петербурга
Ответчик: КУГИ Санкт-Петербурга
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ, Главное управление Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-12757/09
28.10.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12757/09
09.10.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12757/09
29.09.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12757/09
17.09.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12757/09
02.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-19531/2007
02.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5310/09
25.03.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17654/2007
30.12.2008 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-19531/07
05.08.2008 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-19531/2007
31.07.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-19531/2007
11.07.2008 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-19531/2007
23.04.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17654/2007
12.11.2007 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-19531/07