г. Санкт-Петербург
07 апреля 2009 г. |
Дело N А56-24057/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю. В. Пряхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2894/2009) Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2009 г. по делу N А56-24057/2008 (судья В. В. Захаров), принятое
по иску (заявлению) ОСАО "Ингосстрах"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9
о признании частично недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): И. А. Рыбаков, доверенность от 21.05.2008 г. N 188384-645/08; Ю. А. Шишмарева, доверенность от 15.01.2009 г. N 78ВИ924604;
от ответчика (должника): Е. А. Провоторова, доверенность от 21.11.2008 г. N 04/21627;
установил:
Открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" (далее - Общество, ОСАО "Ингосстрах", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ по КН N 9, ответчик) о признании незаконными основанных на пункте 3.7 мотивировочной части решения подпункта 5 пункта 1 и абзаца 4 пункта 5 резолютивной части решения от 18.07.2008 г. N 23-21/21.
Решением суда первой инстанции от 27.01.2009 г. требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МИФНС РФ по КН N 9 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки налоговым органом было вынесено оспариваемое в части подпункта 5 пункта 1 и абзаца 4 пункта 5 резолютивной части решение.
Указанным решением Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля. На Общество возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в силу представить в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ за 2006 г. на 1362 физических лица, которым по результатам налоговой проверки был произведен перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговые периоды, за которые сведения уже были предоставлены в Инспекцию налоговым агентом.
Налоговый орган в обоснование своей позиции ссылается на то, что Общество должно было представить в налоговый орган данные по форме 2-НДФЛ в отношении лиц, которым лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) были оказаны медицинские услуги, поскольку Общество оплачивало данные услуги в рамках договоров добровольного медицинского страхования, а у застрахованных лиц образовался соответствующий доход в натуральной форме, который подлежит обложению НДФЛ. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога Общество как налоговый агент должно было в течение одного месяца с момента возникновения таких обстоятельств письменно сообщить об этом и о сумме задолженности налогоплательщиков в налоговый орган по месту своего учета.
Инспекция приравнивает понятия санаторно-курортное лечение и санаторно-курортные путевки, указывает, что Общество располагало сведениями о выданных путевках, непосредственно участвовало в оказании санаторно-курортных услуг.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в связи со следующими обстоятельствами.
Общество является страховой организацией, на которую возложена обязанность при наступлении страхового случая осуществить выплату страхового возмещения в соответствии с условиями договора страхования.
Статьей 1 Федерального закона от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрено, что целью медицинского страхования является гарантирование гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 213 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок).
Согласно статье 23 Закона о медицинском страховании граждан Российской Федерации, лечебно-профилактическая помощь является медицинской услугой, а в силу статьи 2 Закона, медицинские учреждения - это имеющие лицензию лечебно-профилактические и другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что из положений статьи 4 Закона следует, что обязанностью страховой компании является оплата счетов за медицинские услуги, предоставляемые застрахованным лицам, если указанный в них вид лечения соответствует приложенной к договору страхования медицинской программе.
Обществом в ходе налоговой проверки налоговому органу были представлены договоры страхования, документы, подтверждающие наступление страхового случая, расчеты ЛПУ, включающие перечень оказываемых и оплачиваемых медицинских услуг, счета, счета-фактуры, платежные поручения. Согласно указанным документам ОСАО "Ингосстрах" оплачивало медицинские услуги, оказанные лечебно-профилактическими учреждениями (санаториями), то есть Общество производило оплату услуг, связанных с лечебно-профилактическим эффектом.
В соответствии с заключенными договорами добровольного медицинского страхования страховым случаем является обращение застрахованного лица в лечебное учреждение за услугами, предусмотренными медицинскими программами.
Согласно Закону о медицинском страховании граждан в Российской Федерации медицинские и санаторные услуги объединены в одну категорию лечебно-профилактических услуг, за которые Обществом и производилась оплата.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745 и Приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 1999 года N 90н, путевка используется как форма документа строгой отчетности, используемая при расчетах с населением.
Соответственно, санаторно-курортной путевкой оформляется договор возмездного оказания услуг между пациентом (физическим лицом) и лечебным учреждением. Общество же оплачивало услуги медицинских учреждений на основании договоров с данными учреждениями и в рамках порядка расчетов, установленных данными договорам (по счетам медицинских учреждений).
Действующее законодательство Российской Федерации допускает наличие двух форм осуществления и оплаты санаторно-курортного лечения: в рамках договора между санаторно-курортным учреждением и страховой организацией, оплачивающей услуги санаторно-курортного учреждения, и в рамках договора между санаторно-курортным учреждением и пациентом, оформляемого санаторно-курортной путевкой, как бланком строгой отчетности.
При этом санаторно-курортная путевка не может рассматриваться как документ, подтверждающий оплату Обществом отдыха физических лиц в санатории, так как Общество не участвует в данных правоотношениях.
Перечисление денежных средств на счет лечебно-профилактических учреждений производилось ОСАО "Ингосстрах" на основании счетов за оказанные ЛПУ медицинские услуги, актов оказанных услуг и не может быть признано оплатой санаторно-курортных путевок.
Оказывая лечебно-профилактические услуги, санатории могли выдавать физическим лицам (пациентам) путевки, при этом сама путевка определенно свидетельствует о наличии правоотношений между физическим лицом (получателем лечения) и лечебно-профилактическим учреждением (санаторием).
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Обществом в соответствии с договорами добровольного медицинского страхования оплачивались медицинские услуги, оказываемые застрахованным лицам ЛПУ, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности. Санаторно-курортные путевки Обществом не оплачивались, что подтверждается выписками по банковским счетам и платежными поручениями, имеющимися в копиях в материалах дела.
Более того, из материалов дела следует, что Общество не получало сведений или документов от ЛПУ о выданных путевках, поэтому в любом случае не могло исчислить и уплатить налог в бюджет в связи с отсутствием необходимых и достоверных сведений.
Поскольку сведениями о полученных физическими лицами, проходившими лечение в ЛПУ, доходах, и подтверждающими их документами Общество не располагает, то оно не может быть привлечено к налоговой ответственности за непредставление в налоговый орган документов в отношении этих лиц, необходимых для осуществления налогового контроля.
Также в нарушение приказа Министерства финансов РФ N 90н от 10 декабря 1999 года, в котором содержится указание на то, что в санаторно-курортной путевке отражается стоимость услуг, Инспекцией в оспариваемом решении был сделан вывод о том, что под оплатой санаторно-курортной путевки можно понимать любую оплату санаторно-курортных услуг страховой организацией, даже если сама путевка не была оплачена и не использовалась как бланк строгой отчетности при расчетах с населением.
Ссылка налогового органа на то, что Общество выдало пациентам (физическим лицам, проходившим санаторно-курортное лечение) доверенности на получение санаторно-курортных путевок, не подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 5 статьи 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
В доверенностях, на которые ссылается налоговый орган, отсутствуют какие-либо подписи и печати.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 января 2009 года по делу N А56-24057/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-24057/2008
Истец: ОСАО "Ингосстрах"
Ответчик: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14352/10
14.10.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14352/10
16.07.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-24057/2008
07.04.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9124/2008