г. Санкт-Петербург
07 апреля 2009 г. |
Дело N А56-42272/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1039/2009) Контрольно-счетной палаты Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2008 по делу N А56-42272/2008 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению Администрация муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район
к Контрольно-счетной палате Ленинградской области
иные участники процесса: Прокурор Ленинградской области
о признании недействительным распоряжения и действий
при участии:
от заявителя: Рябова И.В., дов. от 28.01.2009
от ответчика: Козырева О.С., дов. от 19.12.2008 N 02-00930
Анисимова В.С., дов. от 30.06.2008 N 02-000379/08-0
от Прокуратуры: Бобковой Г.Г., удостоверение N 177030 до 28.04.2011
установил:
Администрация муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании не соответствующими закону распоряжение N 23-р от 10 июля 2008 года Контрольно-счетной палаты Ленинградской области и действия по проведению проверки.
Решением от 23 декабря 2008 года суд удовлетворил заявленные требования.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что проверка местных бюджетов не относится к компетенции Контрольно-счетной палаты Ленинградской области, муниципальные образования и органы местного самоуправления не могут являться объектами проверочных мероприятий, проводимых палатой, а то обстоятельство, что проверка осуществлена в рамках проведения прокурорской проверки, материалами дела не подтверждается.
Контрольно-счетная палата Ленинградской области заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 декабря 2008 года по делу N А56-42272/2008, производство по делу прекратить.
По мнению Контрольно-счетной палаты Ленинградской области, обжалуемые действия по проведению проверки и распоряжение от 10.07.2008 N 23 не подлежат оспариванию в арбитражном суде в связи с не подведомственностью данного спора арбитражному суду. Обжалуемые распоряжение и действия по проверке, а также акт, составленный по результатам этой проверки, не содержат обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, и, следовательно, не могут быть приравнены к ненормативному акту, подлежащему обжалованию в суде.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы считает, что Администрация пропустила срок, предусмотренный для подачи заявления.
Представитель Контрольно-счетной палаты Ленинградской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии апелляционного обжалования в дело вступил прокурор Ленинградской области.
Принимая во внимание, что Администрация оспаривает распоряжение Контрольно-счетной палаты Ленинградской области в порядке главы 24 АПК РФ и по данной категории дел прокурор вправе вступить в дело в силу части 5 статьи 52 АПК РФ на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности, апелляционная инстанция удовлетворила заявление прокурора о вступлении в дело.
По мнению прокурора, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального и процессуального права, поскольку проведенная специалистами Контрольно-счетной палаты проверка исполнения бюджета муниципального образования была осуществлена в рамках прокурорской проверки по поручению прокурора Ломоносовского района Ленинградской области в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Ленинградской области. Прокурорская проверка проведена в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", и данное дело не подведомственно арбитражному суду.
Представитель Администрации возражал против апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения и поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
По мнению Администрации, из представленных Контрольно-счетной палатой Ленинградской области документов не следует, что распоряжение и проведенная проверка является действием, проводимым в рамках проверки прокуратуры Ленинградской области. Распоряжение N 23-р от 10 июля 2008 года Контрольно-счетной палаты Ленинградской области направлено на проверку исполнения бюджета муниципального образования, что является незаконным вмешательством в экономическую деятельность муниципального образования и, следовательно, затрагивает права и законные интересы заявителя, отнесенные нормами ст.ст. 27, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к иной экономической деятельности.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Контрольно-счетной палаты Ленинградской области от 10.07.2008 N 23 проведена проверка исполнения бюджета муниципального образования Виллозского сельского поселения муниципального образования Ломоносовского района Ленинградской области. По итогам проверки составлен акт проверки исполнения бюджета муниципального образования "Виллозское сельское поселение" муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области за 2007 год от 25 июля 2008 года.
Администрация, считая что распоряжение от 10.07.2008 N 23 и действия по проверке нарушают права и законные интересы Администрации, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционная инстанция признала жалобу Контрольно-счетной палаты Ленинградской области подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.04.2008 депутаты Виллозского сельского поселения представили обращение Губернатору Ленинградской области и Председателю Законодательного собрания Ленинградской области о нарушениях в деятельности главы Администрации.
В прокуратуру Ломоносовского района Ленинградской области поступило обращение N 667-08/исх. 20 от 26.05.2008 депутата Законодательного собрания Ленинградской области Кузьмина Н.А. (л.д.64) и Виллозского сельского поселения от 16.07.2008 (л.д. 44-47) с просьбой провести проверку целевого расходования бюджетных средств при исполнении бюджета муниципального образования Виллозское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в 2007 году.
16.06.2008 прокурор в связи с проводимой проверкой по вопросу нецелевого расходования бюджетных средств при исполнении бюджета муниципального образования Виллозское сельское поселение в 2007 году обратился в Законодательное собрание Ленинградской области с просьбой включить в план работы Контрольно-счетной палаты Ленинградской области на 2008 год проведение совместной проверки исполнение бюджета муниципального образования Виллозское сельское поселение за 2007 год (л.д.65).
Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 8 июля 2008 года N 851 в План проведения Контрольно-счетной палаты Ленинградской области контрольных и аналитических мероприятий на 2008 год включено проведение проверки исполнения бюджета муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области за 2007 год (л.д.57).
На основании статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор письмом от 10.07.2008 (л.д. 58-60) обратился в Контрольно-счетную палату Ленинградской области с просьбой оказать содействие в рамках проводимой прокуратурой проверки по обращению депутата Законодательного собрания Ленинградской области и проверить соблюдение бюджетного законодательства муниципальным образованием Виллозское сельское поселение Ломоносовского муниципального района за 2007 год по изложенным в письме вопросам.
10.07.2008 Контрольно-счетная палата Ленинградской области издала оспариваемое распоряжение N 23-р (л.д.6) о проведении проверки.
Письмом от 11.07.2008 прокуратура уведомила Главу администрации Виллозского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области о проведении проверки Контрольно-счетной палатой Ленинградской области по поручению прокурора (л.д.68).
По результатам проверки 25 июля 2008 года Контрольно-счетной палатой Ленинградской области составлен акт и 12.08.2008 направлен прокурору Ломоносовского района Ленинградской области (л.д.124).
Постановлением от 11.01.2009 прокурор направил материалы проверки в Сосновоборский межрайонный следственный отдел Следственного управления комитета при прокуратуре РФ по Ленинградской области для решения вопроса об уголовном преследовании (л.д.125-128).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что спорная проверка проводилась совместно с прокуратурой опровергается имеющимися в деле доказательствами, является ошибочным.
В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо права, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое распоряжение от 10 июля 2008 года N 23 принято в связи с проведением прокурорской проверки и не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования, также как и действия по проведению этой проверки, которые сами по себе не нарушают права и законные интересы Администрации, не влекут для нее последствий экономического характера и не являются основанием возникновения экономического спора, следовательно, данный спор не может быть отнесен к подведомственности арбитражного суда.
Пропуск срока подачи заявления в суд первой инстанции, на который сослались Контрольно-счетная палата Ленинградской области и прокуратура, судом апелляционной инстанции не выявлен.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Администрация направила в арбитражный суд заявление 10.10.2008, о чем свидетельствует почтовый штамп на конверте, следовательно, Распоряжение от 10.07.2008 N 23-р обжаловано в установленный срок.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления и апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 декабря 2008 года по делу N А56-42272/2008 отменить.
Производство по делу N А56-42272/2008 прекратить.
Возвратить Администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение 2000 рублей государственной пошлины.
Возвратить Контрольно-счетной палате Ленинградской области 1000 рублей государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42272/2008
Истец: Администрация муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район
Ответчик: Контрольно-счетная палата Ленинградской области
Кредитор: Прокуратура Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1039/2009
30.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-42272/2008
07.04.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1039/2009