г. Санкт-Петербург
29 апреля 2009 г. |
Дело N А56-47444/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Савицкой И.Г., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3766/2009) Комитета финансов Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2009 по делу N А56-47444/2008 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению Комитет финансов Ленинградской области
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области
об оспаривании предписания
при участии:
от заявителя: Новиковой Т.А., дов. от 01.02.2009 N 17-01/117
от ответчика: Гусейновой Д.Г., дов. от 13.01.2009 N 45-01-15/21
установил:
Комитет финансов Ленинградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области (далее - Управление), вынесенное в форме представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в отношении первого председателя Комитета финансов Ленинградской области Гресь Е.Ф. от 04 августа 2008 года.
Решением от 20 февраля 2009 года суд отказал в удовлетворении заявления Комитета финансов Ленинградской области.
Суд пришел к выводу, что оспариваемое представление соответствует нормам права и не нарушает права и законные интересы Комитета, а вынесение представления в отношении Комитета не в лице председателя, а в лице его заместителя не является основанием для удовлетворения заявления, поскольку не опровергает наличие правонарушения бюджетного законодательства.
Комитет финансов Ленинградской области заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 февраля 2009 года по делу N А56-47444/2008 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет заявил, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к вынесению необоснованного решения.
По мнению Комитета организация исполнения бюджета осуществлялось в соответствии с бюджетным законодательством и показателями сводной бюджетной росписи. Комитет считает, что зафиксированное в акте нарушение согласно статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, таковым не является, а руководитель ФС ФБН может вынести представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса руководителю комитета финансов Ленинградской области, тогда как данное представление было вынесено в отношении ненадлежащего должностного лица.
Представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления возражал против доводов апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения и поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 07.04.2008 по 27.06.2008 Управлением проведена проверка целевого использования Комитетом субвенций на 2007 год, выделенных из Федерального фонда компенсаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 N 107 на цели равного с Федеральной противопожарной службой повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в Комитете финансов Ленинградской области.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 06.07.2006 N 222-р "О реорганизации государственного учреждения Ленинградской области "Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области" и государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "990-й учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и противопожарной безопасности Ленинградской области" создано государственное учреждение "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты и противопожарной безопасности Ленинградской области" (далее - Учреждение). Собственником имущества и учредителем Учреждения является Ленинградская область.
Управлением выявлено, что в нарушение статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 1 Правил предоставления в 2007 году из Федерального фонда компенсаций субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на цели равного с федеральной противопожарной службой повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 107 (далее - Правила), Комитетом зачислены на лицевой счет Учреждения денежные средства в сумме 3 900 500 руб.
По результатам проверки составлен акт от 27.06.2008. и вынесено представление в отношении первого заместителя председателя Комитета финансов Ленинградской области Гресь Е.Ф. от 04.08.2008 N 01-116 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором в связи с неправомерным расходованием денежных средств и материальных ресурсов предложено принять меры по к устранению недостатков.
Комитет финансов Ленинградской области, считая представление от 04.08.2008 N 01-116 противоречащим нормам бюджетного законодательства, обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу Комитета финансов Ленинградской области не подлежащей удовлетворению, решение суда подлежащим отмене, а производство по делу - прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса и иных субвенций.
Согласно пункту 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, предусмотренных статьей 283 Кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Неисполнение закона (решения) о бюджете в силу статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В пункте 15 статьи 50 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" установлены субвенции, выделяемые из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на цели равного с федеральной противопожарной службой повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением подразделений, созданных субъектами Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Пунктом 2 Правил определено, что предоставление субвенций осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2007 год Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Пунктом 1 Правил разъяснено, что Правилами установлен порядок предоставления в 2007 году из Федерального фонда компенсаций субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на цели равного с федеральной противопожарной службой повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных субъектами Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Пунктом 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, установлено, что территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.
Согласно пунктам 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Как следует из материалов дела, оспариваемое представление принято в отношении должностного лица Комитета финансов Ленинградской области, в котором Управление предложило первому заместителю председателя Комитета Гресь Е.Ф. принять меры к устранению недостатков.
Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое представление вынесено в отношении Комитета финансов Ленинградской области в лице заместителя председателя признан апелляционной инстанцией ошибочным и противоречащим пункту 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса выносятся руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуемое представление адресовано должностному лицу и не содержит каких-либо властных предписаний Комитету, следовательно, представление не нарушает права и законные интересы Комитета и не влечет каких-либо неблагоприятных последствий, в связи с чем не является ненормативным правовым актом, законность которого может быть проверена в арбитражном суде по заявлению Комитета.
Кроме того, из акта проверки от 27.06.2008, по результатам которой вынесено представление, усматривается, что Управление проверило целевое использование межбюджетных трансфертов за 2007 год, то есть отношений, не связанных с предпринимательской или иной экономической деятельностью Комитета.
Поскольку бюджетное законодательство не предусматривает порядок разрешения межбюджетных споров и не устанавливает подведомственность данных споров арбитражным судам, такой спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 3 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 февраля 2009 года по делу N А56-47444/2008 отменить.
Производство по делу прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-47444/2008
Истец: Комитет финансов Ленинградской области
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3766/2009