г. Санкт-Петербург
08 июня 2009 г. |
Дело N А56-44404/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего В.В. Горшелева
судей Т.А. Кашиной, Н.М. Поповой
при ведении протокола судебного заседания: Н.В. Петровой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4114/2009) ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2009 года по делу N А56-44404/2007 (судья С.Ф. Маркин), принятое
по иску Северо-Западного территориального управления Росрезерва
к ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"
о взыскании 6 932 347,38 рублей
при участии:
от истца: Е.Б. Бородкина справка о доступе N 3/57 от 08.05.2009 года, С.Е. Николаева по доверенности от 11.01.2009 года N 155, Е.С. Звягина по доверенности от 11.01.2009 года N 159
от ответчика: П.П. Мачулин по доверенности от 26.12.2008 года N 474
установил:
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в соответствии с договорной подсудностью с исковым заявлением к ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" о взыскании на основании пункта 12 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" с последующими изменениями и дополнениями 6 932 347, 38 рублей штрафа за несвоевременное освежение материальных ценностей государственного материального резерва.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2008 года, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 года, штраф взыскан с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 500 000 рублей.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.12.2008 года решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2008 года и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 года по делу N А56-44404/2007 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение.
Решением от 17.02.2009 года суд взыскал с ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" в пользу Северо-Западного территориального управления Росрезерва 500 000 рублей штрафных санкций. В остальной части иска отказано. Взыскал с ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" в доход федерального бюджета 11 500 рублей госпошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по мотивам, изложенным в жалобе, считая, что истцом не доказано основание иска: полагает необоснованным взыскание неустойки; которая может быть уменьшена в порядке статьи 333 ГК РФ; пояснил, что в иске следовало отказать в связи с истечением срока исковой давности.
В судебном заседании представитель ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанцией, ОАО "ТГК-3" правопреемник ОАО "Печорская ГРЭС" является предприятием, осуществляющим ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва.
Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу, как органом, осуществляющим контроль за формированием, хранением и использованием мобилизационного резерва на предприятиях, имеющих мобилизационные задания, была проведена плановая проверка состояния работы с материальными ценностями мобилизационного резерва, находящимися на ответственном хранении в филиале, о чем составлен акт от 14.12.2005 года. Актом проверки Управления Росрезерва от 14.12.2005 года за период с 03.12.2003 года по 14.12.2005 года установлен факт несвоевременного освежения мазута топочного марки М-40 в количестве 6796,419 тн., заложенного на хранение, так как на основании приказа от 17.07.1996 года N 151 срок хранения данной марки мазута истек в 2004 году.
Освежение мазута М-40 в количестве 6797,419 тонн состоялось в августе 2007 (приемный акт от 28.08.2007 года) путем замены на равное количество мазута марки М-100, на основании решения Комиссии Росрезерва по оперативным вопросам (протокол от 23.07.2007 года N 22/6т).
12.02.2007 года в адрес ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" была направлена претензия с требованием уплатить штрафные санкции за несвоевременное освежение материальных ценностей в размере 6 932 347, 38 рублей.
В связи с неуплатой ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" штрафных санкций, Управление Росрезерва обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования правомерно исходил из следующего.
Статья 2 Закона о госрезерве определяет освежение запасов государственного резерва как выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей. Не допускается хранение материальных ценностей с истекшими сроками хранения.
Обязанность хранителя по освежению материальных ценностей государственного резерва предусмотрена пунктом 4 статьи 11, пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "О государственном материальном резерве".
Суд учел представленные в материалы дела отчеты по форме N 1, инвентаризационная опись ОАО "Печорская ГРЭС" на 31.12.2003 года, акты проверки от 23.04.1997 года, от 22.12.2000 года Северного Территориального управления которые подтверждают, что 18154,565 тн мазута М-40 были фактически заложены на хранение у ответчика ранее.
Актом проверки Северного Территориального управления от 22.12.2000 года за период с 23.04.1997 года по 22.12.2000 года было установлено, что освежение мазута производится своевременно, просроченных объемов по хранению мазута 1 группы не имеется, инвентаризация произведена по состоянию на 01.12.2000 года.
При пятилетнем сроке хранения мазута к моменту проверки 14.12.2005 года у хранителя возникла обязанность по освежению мазута.
Факт нахождения у ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" мазута в количестве 6796, 419 тонн с истекшим сроком хранения подтверждается Протоколом заседания Комиссии Федерального агентства по Госрезервам от 23.02.2007 года N 22/6т, решением которой ответчику было разрешено в 2007 году произвести освежение мазута в количестве 6797, 419 тонн марки М-40 с заменой на равное количество топочного мазута марки М-100 без привлечения дополнительных бюджетных средств.
В соответствии с ФЗ "О государственном материальном резерве" и Положением о "Федеральном агентстве по государственным резервам", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года N 373, Северо-Западное территориальное управление Росрезерва является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим контроль за формированием, хранением и использованием запасов государственного резерва.
Таким образом, для СЗТУ Росрезерва как контролирующей организации основанием для выставления штрафных санкций, списанию в бесспорном порядке, для обращения в арбитражный суд является акт проверки. Акт проверки единственный правомочный документ, устанавливающий правонарушение ответственных хранителей по обеспечению количественной и качественной сохранности, и является прямым основанием для применения ответственности за установленное актом проверки нарушение.
В соответствии с пунктом 12 статьи 16 Закона о госрезерве в случае несвоевременного освежения материальных ценностей государственного резерва, организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 20% стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение. Согласно пункту 15 статьи 16 Закона о госрезерве данная неустойка уплачивается исходя из цен на материальные ценности на момент уплаты.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что требования Управления Росрезерва о взыскании штрафа за неосвежение материальных ценностей мобилизационного резерва правомерны.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик сослался на пропуск срока исковой давности, поскольку о несвоевременном освежении запасов госрезерва истец должен знать в момент наступления у хранителя такой обязанности.
Апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции полностью исследован вопрос о пропуске срока исковой давности с учетом постановления суда кассационной инстанции.
Согласно статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в соре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Судом первой инстанции верно установлено, что в соответствии с подпунктом "д" пункта 1.3 Инструкции о порядке и условиях поставки, приемки, хранения и выпуска топочного мазута государственного резерва на пунктах ответственного хранения, утвержденной приказом Госкомрезерва от 17.07.1996 года N 151 на ответственных хранителей топочного мазута госрезерва возлагается освежение топочного мазута госрезерва в соответствии с требованиями инструкции. В силу пункта 1.6 указанной Инструкции освежение топочного мазута госрезерва ответственные хранители должны производить самостоятельно по согласованию с теруправлением с учетом установленных сроков хранения, а также качественного состояния топочного мазута, без разрыва во времени между выпуском освежаемого и закладкой поступившего на освежение продукта, то есть путем предварительной закладки равного по количеству топочного мазута, пригодного для длительного хранения.
Поскольку установленный пунктом 3.11 Инструкции пятилетний срок хранения топочного мазута в госрезерве истек в первом квартале 2005 года, с этого момента у уполномоченного государственного органа, осуществляющего управление государственным резервом, возникло право применить к обществу меры гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Пунктом 3.12 Инструкции предусмотрена ежегодная инвентаризация топочного мазута
О хранении мазута с истекшим сроком СЗТУ Росрезерва узнало при проверке 14.12.2005 года, следовательно, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что подлежит применению пункт 1 статьи 200 ГК РФ, которым предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Исковое заявление подано в арбитражный суд 02.11.2007 года в пределах срока исковой давности.
Таким образом, при разрешении спора суд первой инстанции исследовал все обстоятельства имеющие значения для дела, правильно применил нормы материального права.
Ответчик в апелляционной жалобе приводит доводы о необходимости применения статьи 333 ГК РФ в отношении размера взыскиваемых штрафных санкций.
В соответствии со статьей 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Пунктом 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об уменьшении неустойки необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательства.
Как видно из материалов дела истец обоснованно предъявил исковые требования о взыскании 6 932 347, 38 рублей штрафа.
Арбитражный суд первой инстанции правомерно, в соответствии со статьей 333 ГК РФ размер взыскиваемого штрафа уменьшил до 5 00 000 рублей.
Учитывая обстоятельства дела, характер и последствия допущенного ответчиком неисполнения обязательств, апелляционная инстанция не находит оснований для снижения штрафа в соответствии со статьей 333 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не дают оснований для отмены решения арбитражного суда, которое подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.В. Горшелев |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44404/2007
Истец: Северо-Западное управление Росрезерва
Ответчик: ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-44404/2007
08.06.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5485/2008
01.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-44404/2007
19.08.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5485/2008