г. Санкт-Петербург
23 июня 2009 г. |
Дело N А56-31233/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ким Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5736/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2009 по делу N А56-31233/2008 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ГУП "ТЭК СПб"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Мельникова С.А. - доверенность от 14.08.2008 N 278;
от ответчика: Кондратьева-Черкасова М.Б. - доверенность от 20.05.2009 N 03-09/10088;
Голос В.Ю. - доверенность от 12.01.2009 N 03-09/0052;
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК СПб", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) от 25.08.2008 N 15-31/15579 в части доначисления налога на прибыль в размере 35 388 319 руб., начисления пени в размере 1 647 655 руб. (по налогу на прибыль в сумме 1 437 597 руб. и суммы, вызванной арифметической ошибкой в сумме 210 058руб.) и налоговых санкций в размере 6 997 845 руб.
Решением суда от 23.03.2009 заявление ГУП "ТЭК СПб" удовлетворено частично. Решение налогового органа N 15-31/15579 от 25.08.2008 признано недействительным в части начисления налога на прибыль, соответствующих сумм пени и штрафа по эпизоду, связанному с невключением в состав внереализационных доходов бюджетных средств, полученных в качестве компенсации убытка по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год. В остальной части заявление ГУП "ТЭК СПб" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований заявителя. По мнению подателя жалобы, полученные заявителем из бюджета денежные, средства не имели своей цели приобретение каких-либо товаров, работ, услуг, для оплаты которых организация нуждалась в дополнительном целевом финансировании. Предприятие само является поставщиком услуг, а бюджетные средства были направлены и обусловлены необходимостью покрытия недополученной выручки. Выделенные из бюджета ГУП "ТЭК СПб" средства на погашение убытков, по существу являются возмещением недополученной платы за оказанные услуги в связи с применением регулируемых цен, то есть являются частью выручки за услуги, оказываемые ГУП "ТЭК СПб", в связи с чем, должны были быть в соответствии с пунктом 3 статьи 250 НК РФ учтены в составе доходов, облагаемых налогом на прибыль.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель ГУП "ТЭК СПб" просил жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.
Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы сторонами не заявлено, в связи с чем, решение суда в апелляционном порядке рассматривается в обжалуемой части в соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта в обжалуемой части проверена в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения ГУП "ТЭК СПб" законодательства о налогах и сборах, по результатам которой составлен акт N 15/7 от 21.07.2008.
Рассмотрев акт проверки, материалы налоговой проверки, а также представленные ГУП "ТЭК СПб" возражения, инспекцией 25.08.2008 принято решение N 15-31/15579 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль, в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 6 997 845руб., за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в размере 6 651 руб.; начислены пени по налогу на прибыль в размере 1 437 597 руб. и предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в размере 35 388 319 руб., а также по ЕСН в размере 25 944,42 руб.
Основанием для принятия указанного решения явился вывод налогового органа о нарушении ГУП "ТЭК СПб" положений пункта 3 статьи 250 НК РФ, а именно: налогоплательщиком не включены в состав внереализационных доходов бюджетные средства, полученные в качестве компенсации убытка по итогам финансово - хозяйственной деятельности за 2005 год в размере 289 131 000 руб., вследствие чего, на указанную сумму была занижена налоговая база по налогу на прибыль.
Считая принятое налоговым органом решение в оспариваемой части недействительным, ГУП "ТЭК СПб" обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя частично, исходил из того, что выделенные налогоплательщику - унитарному предприятию денежные средства носили целевой характер и были использованы ГУП "ТЭК СПб" в полном соответствии с их целевым назначением, в связи с чем, заявитель правомерно не включил указанные денежные средства в состав внереализационных доходов.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями статей 246 и 247 НК РФ российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 Кодекса.
В силу статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. Внереализационными доходами налогоплательщика в соответствии с частью 3 статьи 250 НК РФ признаются, в частности, доходы в виде сумм возмещения убытков или ущерба.
По мнению налогового органа, полученные ГУП "ТЭК СПб" из бюджета денежные средства (субсидии) направлены и обусловлены необходимостью покрытия недополученной выручки и по существу являются возмещением недополученной платы за оказанные услуги в связи с применением регулируемых цен, то есть являются частью выручки за услуги, оказываемы ГУП "ТЭК СПб" и соответственно должны быть включены в состав внереализационных доходов.
Как следует из материалов дела, на основании постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 23.05.2006 N 607 "О порядке предоставления в 2006 году субсидий и субвенций в ходе исполнения бюджета Санкт-Петербурга", от 28.11.2006 N 1435 "О порядке предоставления в 2006 году субсидии государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на покрытие убытка, полученного по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год" (далее - Порядок) заявителю из бюджета собственником имущества налогоплательщика (город Санкт-Петербург) были предоставлены денежные средства (субсидии) в размере 289 131 000 руб. на покрытие убытка, полученного по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год, отраженным в бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.01.2006 года.
Субсидия в соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставляется за счет средств, предусмотренных Комитету по энергетике и инженерному обеспечению статьей расходов "Расходы на покрытие убытка ГУП "ТЭК СПб", полученного по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год" (код целевой статьи 3500689).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о получении субсидии на покрытие убытка ГУП "ТЭК СПб", заключенного с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению.
08.12.2006 ГУП "ТЭК СПб" и Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению заключено Соглашение N 06-2-9 о получении субсидии на покрытие убытка ГУП "ТЭК СПб", полученного по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год (том 1 листы дела 60-63). Указанным Соглашением определен порядок финансирования за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год расходов по целевой статье 3500689 "Расходы на покрытие убытка ГУП "ТЭК СПб", полученного по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год" на урегулирование убытка Предприятия, отраженного в бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.01.2006, образовавшегося в результате недополучения необходимой валовой выручки, вследствие снижения реализации произведенной тепловой энергии по независящим от Предприятия причинам (сокращение продолжительности отопительного сезона по сравнению с планом полезного теплоотпуска; передача объектов теплоснабжения Петроградского района ООО "Петербургтеплоэнерго"; уменьшение фактической величины подключенной нагрузки за счет закрытия 9-ти котельных; снижение потребителями, имеющими узлы учета тепловой энергии, годового теплопотребления).
В соответствии с пунктом 3.2.2 Соглашения Предприятие обязуется по получению средств из бюджета Санкт-Петербурга в размере 289 131 000 руб. в течение 5-ти рабочих дней направить их на погашение:
- задолженности перед Комитетом финансов Санкт-Петербурга по заключенному Мировому соглашению о задолженности ГУП "ТЭК СПб";
- на расчеты по заключенным кредитным договорам для уменьшения ссудной задолженности.
Пунктами 3.2.3. - 3.2.5 Соглашения предусмотрен порядок предоставления Предприятием отчетности о результатах выполнения получателем субсидии условий, предусмотренных настоящим Соглашением.
Контроль за целевым использованием субсидии, а также возвратом субсидии в случае ее нецелевого использования или неиспользования в установленные сроки осуществляет Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (пункт 2.5 Порядка).
Согласно пунктам 4.2, 4.3 Соглашения от 08.12.2006 Предприятие несет ответственность за нецелевое использование или неиспользование в установленные сроки субсидии. При нецелевом использовании или неиспользовании в установленные сроки субсидии, Предприятие возвращает всю сумму субсидии в бюджет Санкт-Петербурга.
Во исполнение указанного Соглашения, а также Порядка Комитет по энергетике и инженерному обеспечению платежным поручением N 863 от 15.12.2006 перечислил на счет ГУП "ТЭК СПб" 2 289 131 000 руб. (том 1 лист дела 117).
Полученные денежные средства (субсидии) перечислены Предприятием в соответствии с условиями Соглашения: платежным поручением N 14612 от 18.12.2006 на счет Комитета финансов перечислено 1 000 000 руб. во исполнение Мирового соглашения от 23.04.2004 (том 2 лист дела 64), платежным поручением N 14651 от 18.12.2006 на счет Предприятия, открытый в Санкт-Петербургском филиале ОАО "Банк Москвы" перечислено 189 131 000 руб. в уплату части основного долга по кредитному договору (том 2 лист дела 63).
Проанализировав указанные выше документы, суд апелляционной инстанции считает, что Предприятие правомерно не учитывало в составе внереализационных доходов, указанные суммы целевых поступлений, выделенных из бюджета на финансирование мероприятий целевого назначения и использованных заявителем по назначению в соответствии с заключенным Соглашением от 08.12.2006.
Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы, перечислены в статье 251 НК РФ.
Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 Кодекса.
Так, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов. Данная позиция изложена в п. 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98.
Доходы, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника этого предприятия или уполномоченного им органа.
При этом положения приведенных статей Налогового кодекса не содержат условий о том, что данные нормы применяются только в случае предоставления субсидий на приобретении товаров (работ, услуг).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ГУП "ТЭК СПб" является унитарным предприятием, имущество которого согласно уставу находится в собственности Санкт-Петербурга. Денежные средства по Соглашению от 08.12.2006 перечислены Предприятию из бюджета Санкт-Петербурга органом, уполномоченным на его исполнение. Порядок и сроки использования, а также контроль за целевым использованием выделенных денежных средств определены Соглашением от 08.12.2006. Указанные субсидии, выделены на осуществление конкретных мероприятий и направлены заявителем в строгом соответствии с назначением денежных средств. Заявителем, как следует из материалов дела, ведется отдельный учет по средствам, полученным в рамках целевого финансирования.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что полученные ГУП "ТЭК СПб" денежные средства (субсидии) носят целевой характер и имеют иное экономическое содержание, нежели определено ответчиком.
Довод налогового органа о том, что выделенные денежные средства, по существу являются возмещением недополученной платы за оказанные услуги в связи с применением регулируемых цен, то есть являются частью выручки за услуги, оказываемые ГУП "ТЭК СПб" является несостоятельным и противоречит фактическим обстоятельствам дела. Материалами дела подтверждается, что спорные денежные средства предоставлялись заявителю не в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам и не в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам, а на покрытие убытка, полученного по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2005 год, отраженным в бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.01.2006.
Налоговым органом не оспаривается тот факт, что помимо спорных денежных средств (289 131 000 руб.), Предприятием в 2006 году были получены субсидии по целевым статьям 5050175 "Субсидии теплоснабжающим организациям на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую жилым домам жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья" и 3500371 "Расходы на покрытие выпадающих доходов от оказания услуг по теплоснабжению населения, проживающего в жилых помещениях государственного жилищного фонда", которые были включены Предприятием в состав облагаемых налогом на прибыль доходов в полном объеме, как субсидии, полученные в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот.
Предоставленные денежные средства в размере 289 131 000 руб. использованы Предприятием в соответствии с целевым назначением, а не направлены, как указывает налоговый орган, на покрытие недополученной выручки.
При таких обстоятельствах указанные денежные средства, полученные унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа в рамках целевого финансирования в силу подпункта 26 пункта 1 статьи 251 и подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ не должны включаться в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в связи с чем, у инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления Предприятию налога на прибыль, начисления пени и налоговых санкций. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение налогового органа N 15-31/15579 от 25.08.2008 в части начисления ГУП "ТЭК СПб" налога на прибыль, соответствующих сумм пени и штрафа по эпизоду, связанному с невключением в состав внереализационных доходов бюджетных средств, полученных в качестве компенсации убытка по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год.
Учитывая, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2009 по делу N А56-31233/2008 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31233/2008
Истец: ГУП "ТЭК СПб"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу