г. Санкт-Петербург
25 июня 2009 г. |
Дело N А26-1700/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Герасимовой М.М.
судей Лариной Т.С., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Грисюк Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5595/2009) на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.03.2009 по делу N А26-1700/2008 (судья Кезик Т.В.), принятое
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску
к ООО "Бахус"
иные лица: Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, НП "Союз менеджеров и антикризисных управляющих"
о признании банкротом
при участии:
от заявителя: Алюковой А.А. по доверенности от 20.04.09;
от должника: не явился (извещен);
от иных лиц: не явились (извещены),
установил:
Федеральная налоговая служба России в лице Инспекции по г. Петрозаводску (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании банкротом общества с ограниченной ответственностью "Бахус" (далее по тексту - ООО "Бахус", должник) в связи с наличием просроченной свыше 3-х месяцев недоимки по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в сумме 754 841 руб., а также задолженности по пени в сумме 531 013 руб. 34 коп. и штрафам - 287 457 руб. 89 коп.
По результатам судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления уполномоченного органа определением от 30.03.2009 суд первой инстанции производство по делу о банкротстве ООО "Бахус" прекратил, установив наличие у должника признаков недействующего юридического лица, в отношении которого возможно принятие решения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В апелляционной жалобе уполномоченный орган просит определение арбитражного суда отменить и направить заявление уполномоченного органа о признании ООО "Бахус" банкротом в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В обоснование жалобы её податель ссылается на то, что ликвидация юридического лица, имеющего долги перед бюджетом и перед иными кредиторами, минуя процедуру банкротства прямо противоречит как положениями статей 61, 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и нормам закона о банкротстве. По мнению подателя жалобы, ссылка суда первой инстанции на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" не обоснованна, поскольку согласно части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривается возможность ссылки на Постановление Пленума ВАС РФ, а не обязанность; кроме того, согласно статье 13 АПК РФ постановления Пленума ВАС РФ не отнесены законодателем к числу нормативных актов.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства должник и иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба на основании статьи 123 и части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа заявил ходатайство о приобщении к материалам дела протокола осмотра территории и помещения должника и поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы. По результатам рассмотрения ходатайства суд вынес определение без удаления из зала заседания об отклонении ходатайства на основании части 1 и 2 статьи 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверены в апелляционном порядке.
Согласно статье 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.06 г. N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - Постановление N 67) при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что должник не является отсутствующим, поскольку его руководитель представил возражения на заявление уполномоченного органа, он и его представитель участвовали в двух судебных заседаниях. Однако должник отвечает признакам недействующего должника, поскольку отсутствие осуществления им хозяйственной деятельности подтверждается письмом Министерства внутренних дел от 19.03.2008, письмом судебного пристава-исполнителя, последняя бухгалтерская отчетность представлена за 9 месяцев 2007 года. У должника отсутствует имущество, за счет которого можно осуществить процедуры, применяемые в деле о несостоятельности: отсутствие зарегистрированной за должником автотранспортной техники подтверждается письмом ОГИБДД МВД по Республике Карелия от 11.03.2008, письмом ГУП РК РГЦ "Недвижимость" от 11.03.2008 сообщается об отсутствии за должником прав собственности на недвижимое имущество, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия письмом от 14.03.08 сообщает об отсутствии регистрации прав на недвижимое имущество должника и сделок с ним, в выписке по лицевому счету должника в Петрозаводском филиале ОАО "Банк Москвы" от 29.12.08 содержатся сведения о том, что за период с 23.12.2007 по 23.12.2008 движение по счету не осуществлялось и средства на счете должника отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 67 при поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Установив наличие признаков недействующего юридического лица, суд первой инстанции, таким образом, правомерно прекратил производство по делу о банкротстве ООО "Бахус".
Постановлением N 67 разъяснено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. При этом уполномоченными органами в делах о банкротстве должно быть принято решение о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам.
Поэтому нельзя признать правомерными доводы ФНС России о том, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа при наличии у такого лица кредиторской задолженности противоречат статьям 61 и 65 ГК РФ и закону о несостоятельности.
Возражения уполномоченного органа относительно необязательности для нижестоящих арбитражных судов разъяснений, которые даны Пленумом ВАС РФ, не соответствуют закону, поскольку в силу пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления, принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.03.2009 по делу N А26-1700/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФНС России без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.М. Герасимова |
Судьи |
Т.С. Ларина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1700/2008
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Бахус"
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы РФ по РК
Третье лицо: Федеральеый районный суд г. Петрозаводска, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия, НП "Союз менеджеров и антикризисных управляющих"