г. Санкт-Петербург
06 июля 2009 г. |
Дело N А56-11907/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей И.Б. Лопато, А.С. Тимошенко
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6584/2009) ОГПН Тихвинского района УГПН МЧС России по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2009 по делу N А56-11907/2009 (судья Т.А. Пилипенко), принятое
по иску (заявлению) Администрации Тихвинского городского поселения
к ОГПН Тихвинского района УГПН МЧС России по Ленинградской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, предписания
при участии:
от истца (заявителя): представителя Д.Ф. Дворяк (доверенность от 12.01.09 N 02-03-21-6/09)
от ответчика (должника): представителя А.Л. Иванова (сл.удост. нач. ОГПН)
установил:
Администрация Тихвинского городского поселения (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления заместителя главного государственного инспектора Тихвинского района по пожарному надзору от 25.02.2009 N 82 о назначении административного наказания и предписаний Отдела государственного пожарного надзора Тихвинского района (далее - ОГПН) от 25.02.2009 N 42/12/1-3 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решением от 26.03.2009 суд удовлетворил заявленные требования на основании выводов об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения в действиях Администрации, а также о допущении существенных процессуальных нарушений ОГПН в ходе производства по делу об административном правонарушении.
В апелляционной жалобе ОГПН просил отменить решение суда, в связи с его незаконностью и необоснованностью. По мнению подателя жалобы, материалами административного дела подтверждается вина Администрации в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), так как проверяемое административное здание находится в собственности Тихвинского городского поселения. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, при составлении протокола присутствовал представитель Администрации с надлежаще оформленной доверенностью.
В судебном заседании представитель ОГПН поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Администрации против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается, что в период с 12.02.2009 по 25.02.2009 ОГПН во исполнение распоряжения главного государственного инспектора Тихвинского района по пожарному надзору N 42 от 09.02.2009 проведено внеплановое мероприятие по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности в административном здании, принадлежащем Тихвинскому городскому поселению, расположенном по адресу: Тихвинский район, п. Сарка, ул. Лесная, д.8(11).
16.02.2009 ОГПН в присутствии представителя Администрации составлен протокол N 82 об административном правонарушении, в котором зафиксированы выявленные 12.02.2009 нарушения "Правил пожарной безопасности в РФ" ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.02 N 313, норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" НПБ 110-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.03 N 315, норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" НПБ 104-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.03 N 323, "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (ПТЭЭП), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.03 N 6.
Согласно протоколу за допущенные нарушения, а именно:
- проверяемое административное здание не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации (п.3 ППБ 01-03, НПБ таблица 1 п.9);
- здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре (п.3 ППБ 01-03, НПБ 104-03 таблица 2 п.15, п.18);
- не выполнены замеры сопротивления изоляции электропроводов, электрооборудования и токоведущих частей (п.3 ППБ 01-03, ПТЭЭП п.2.2.17),
предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. (л.д.9).
По окончании мероприятия по надзору ОГПН составлен Акт от 25.02.2009 N 42, в котором отражены результаты проверки (л.д.10-11).
В тот же день ОГПН вынесено постановление N 82 о привлечении Администрации к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 10000 руб. (л.д.12) и предписания N 42/12/1-3 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (л.д.13-14).
Исследовав материалы дела, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от
десяти до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N69-ФЗ) определена обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности, выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, содержанию в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты.
Материалами дела подтверждается наличие допущенных нарушений требований пункта 3 ППБ 01-03, пункта 9 таблицы 1, пунктов 15,18 таблицы 2 НПБ 104-03, пункта 2.2.17 ПТЭЭП, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Оспаривая постановление от 06.06.2008 N 2-14-428, Администрация ссылается на то, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку обследуемое административное здание принадлежит муниципальному образованию Тихвинское городское поселение (576,90 кв.м на 1 и 2 этажах) и муниципальному образованию Тихвинский муниципальный район Ленинградской области (117,8 кв.м на 1 этаже). Кроме того, помещения здания используются ООО "Теплодар" (договор аренды N 34а-02/07 - 37,2 кв.м), ИП Ионовым Р.Г. (договор аренды N 35а-02/08 - 21,6 кв.м), МУ "Централизованная библиотечная система" (договор ссуды - 120,4 кв.м; ФГУП "Почта России" (договор ссуды - 25,8 кв.м).
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы Администрации по следующим основаниям.
На основании статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим
законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества.
Администрация Тихвинского городского поселения является собственником нежилых помещений общей площадью 576,9 кв.м на 1, 2 этажах, расположенных по адресу: Ленинградская область, Тихвинское городское поселение, пос. Сарка, ул. Лесная, 8 (л.д.25).
Выявленные нарушения, а именно: отсутствие установок автоматической пожарной сигнализации, отсутствие системы оповещения людей о пожаре относятся ко всему зданию в целом и не могут быть отнесены к каким-либо отдельным помещениям здания.
Наличие договоров аренды и ссуды на помещения 37,2 кв.м, 21,6 кв.м, 102,4 кв.м и 25,8 кв.м не освобождают Администрацию от обязанности исполнять требования пожарной безопасности, поскольку существуют пустющие помещения, являющиеся собственностью Администрации, договоры аренды или ссуды на которые не заключены.
Данное обстоятельство не оспаривается представителем Администрации.
Основанием для проведения проверки послужило заявление ЗАО "Нефтегазстрой" в ОГПН с просьбой выдать заключение о противопожарном состоянии здания по адресу: Тихвинское городское поселение, пос. Сарка, ул. Лесная, 8, с целью заключения договора аренды с Администрацией (л.д.55).
Таким образом, по мнению апелляционного суда, Администрация является организацией, ответственной за соблюдение правил пожарной безопасности, то есть надлежащим субъектом административной ответственности по вменяемому правонарушению.
Материалами дела подтверждается вина Администрации в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Администрации назначено наказание в виде штрафа в размере, установленном санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений со стороны ОГПН в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Подлежит отклонению довод Администрации о ненадлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку в материалах дела имеется уведомление от 13.02.2009 о времени составления протокола об административном правонарушении (л.д.57), факт выдачи доверенности представителю Никанорову Владимиру Владимировичу N 02-03-21-252/09 подтверждает уведомление Главы Администрации Тихвинского городского поселения о времени и месте рассмотрения административного дела, так как доверенность выдана 16.02.2009 - в день составления протокола об административном правонарушении, подписана Главой Администрации Тихвинского городского поселения, представителю поручается представлять интересы Администрации в ОГПН со всеми правами, которые предоставлены КоАП РФ (л.д.80). Никаноров В.В. дал необходимые пояснения по существу инкриминируемого правонарушения (л.д.9 оборот). Время рассмотрения дела об административном правонарушении с учетом мнения представителя назначено на 25.02.2009, о чем имеется запись в протоколе об административном правонарушении.
Постановление вынесено 25.02.2009 в присутствии представителя заявителя Никанорова В.В., действовавшего на основании доверенности от 16.02.2009.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении ОГПН не допущено процессуальных нарушений, которые могли являться безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что заявленные требования Администрации удовлетворению не подлежат, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 марта 2009 года по делу N А56-11907/2009 отменить.
В удовлетворении заявления Администрации Тихвинского городского поселения о признании незаконными постановления от 25.02.2009 N 82 и предписаний от 25.02.2009 N 42/12/1-3 Отдела государственного пожарного надзора Тихвинского района отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11907/2009
Истец: Администрация Тихвинского городского поселения
Ответчик: Отдел Государственного пожарного надзора Тихвинского района