г. Санкт-Петербург
05 августа 2009 г. |
Дело N А42-771/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ким Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7448/2009) ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.07.2009 по делу N А42-771/2009 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое
по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Мурманской области
к ОАО "Кольская горно-металлургическая компания"
о взыскании 11 092 207,39 руб.
при участии:
от заявителя: Маленкина О.А. - доверенность от 02.07.2009;
от ответчика: Шкондин М.А. - доверенность от 19.02.2009 N 1301;
Зыков С.Г. - доверенность от 12.12.2008 N 1181;
Панарина Т.С. - доверенность от 18.12.2008 N 1224;
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Мурманской области (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - Общество, ответчик) в бюджет государства платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 3 квартал 2008 года в размере 11 092 207,39 руб.
Решением суда от 28.04.2009 заявление Управления удовлетворено в полном размере.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, отсутствие у Общества в спорный период разрешительной документации на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, связано с объективными обстоятельствами, поскольку отсутствовала нормативно-правовая база для расчета нормативов допустимых сбросов, а также правовое регулирование процедуры их согласования и утверждения уполномоченными органами государственной власти. При этом Общество предприняло все возможные действия для разработки и утверждения нормативов допустимых сбросов и лимитов с целью получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект. Следовательно, отсутствуют основания для применения к спорным правоотношениям положений пункта 6 постановления Правительства РФ от 28.02.1992 N 632.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления отклонил доводы апелляционной жалобы и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представителем Управления заявлено ходатайство об изменении наименования заявителя на Беломорское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Беломорское управление Ростехнадзора) на основании приказа от 18.03.2009 N 167.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции произвел замену заявителя на правопреемника - Беломорское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Беломорское управление Ростехнадзора).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь природопользователем, представило в правление расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 3 квартал 2008 года. При проверке представленного расчета Управлением установлено, что в отчетном периоде обществом произведен сброс загрязняющих веществ в водный объект - оз. Нюд-явр (трубы перетока (том 1 лист дела 42).
В 3 квартале 2008 у Общества отсутствовало оформленное в установленном порядке разрешение на сброс в водный объект (оз. Нюд-явр) следующих загрязняющих веществ: сухого остатка, сульфатов, никеля, меди, молибдена, бора, натрия. Срок предыдущего разрешения истек 01.01.2008, а в перечне загрязняющих веществ, перечисленных в разрешении на сброс от 13.08.2008 N 224, отсутствовали вышеуказанные вещества.
Как следует из представленного расчета, плата за сбросы вышеуказанных веществ была рассчитана Обществом как сумма платы за разрешенные сбросы в пределах нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) и платы за сбросы в пределах разрешенного (установленного) лимита и составила 1 998 784,33 руб.
Ввиду отсутствия разрешительных документов - разрешения на сброс указанных загрязняющих вещество, Управлением в соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов производства и потребления и ее предельных размеров, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), произведен расчет платы за сверхлимитный сброс указанных загрязняющих веществ в водный объект в 3 квартале 2008 года и определена сумма недоимки платы за сверхлимитный сброс указанных веществ, которая составила 11 092 207,39 руб. (том 1 лист дела 16).
29.12.2008 Управлением выставлено требование N 6468 о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с которым обществу предложено в срок до 20.01.2009 погасить имеющуюся задолженность по плате за сбросы загрязняющих веществ (том 1 листы дела 13-18).
Поскольку Обществом в установленный срок не задолженность по плате не погашена, управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Управления в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что факт отсутствия у Общества в спорный период разрешения, устанавливающего лимиты на сбросы в озеро Нюд-явр загрязняющих веществ - сухого остатка, сульфатов, никеля, меди, молибдена, бора, натрия, подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается, в связи с чем, отсутствуют основания для расчета платы, произведенной Обществом в соответствии с пунктом 4 Порядка. При этом, судом установлено, что заявление о выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ, в том числе сухого остатка, сульфатов, никеля, меди, молибдена, бора, натрия, в пределах установленных лимитов представлено Обществом в Управление только 11.08.2008 года. Письмом от 29.10.2008 Управление уведомило Общество об отказе в выдаче ему указанного разрешения, в связи с чем, Общество 07.11.2008 повторно обратилось в Управление за получением разрешения, представив соответствующие документы. По результатам рассмотрения повторно представленных документов Управлением принято решение о выдаче Обществу разрешения N 234 от 14.01.2009.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Частью 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ определены виды негативного воздействия на окружающую среду, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
Согласно части 3 этой же статьи порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Исходя из установленных базовых нормативов, Порядок определяет исчисление размера платы за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов загрязняющих веществ (ПДВ (пункт 3); за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов (пункт 4); за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды (пункт 5); за загрязнение окружающей природной среды при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов (пункт 6).
Согласно пункту 6 Порядка при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ вся масса загрязняющих веществ (в рассматриваемом случае - сверхнормативная масса) учитывается как сверхлимитная, плата за загрязнение окружающей среды определяется в соответствии с пунктом 5 этого Порядка, то есть как плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Согласно пункту 5 указанного Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Из представленных в дело документов следует, что Общество в 3 квартале 2008 года производило сброс загрязняющих веществ (сухого остатка, сульфатов, никеля, меди, молибдена, бора, натрия) в водный объект - озеро Нюд-явр. Разрешение на сброс указанных загрязняющих веществ в водный объект у Общества в указанный период отсутствовало.
Таким образом, плата за загрязнение окружающей природной среды за 3 квартал 2008 года должна быть уплачена Обществом с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Как следует из материалов дела, Обществом в связи с окончанием срока действия ранее выданного разрешительного документа (до 01.01.2008) 14.03.2007 был заключен договор с ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу " (далее - ЦЛАТИ) N 46 на разработку нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ со сточными водами комбината Североникель, в соответствии с которым ЦЛАТИ обязалось разработать и согласовать с природоохранными органами нормативы ПДС и лимиты ВСС.
Ввиду отсутствия на момент исполнения договора утвержденной МПР РФ методики разработки нормативов допустимых сбросов, ЦЛАТИ письмом от 05.02.2008 уведомило Общество о том, что при подготовке соответствующего проекта им были приняты во внимание рекомендации МПР РФ, изложенные в письме от 10.10.2007 N 12-44/9836 о возможности использования методических подходов, изложенных в "Методике расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами", разработанной Всесоюзным научно-исследовательским институтом по охране вод (ВНИИВО) и утвержденной Госкомприроды СССР 31 октября 1990 г.
19.05.2008 Общество направило том нормативов ПДС и лимитов ВСС на рассмотрение и утверждение в Двинско-Печорское бассейновое водное управление, которое 19.06.2008 уведомило Общество о необходимости доработки проектов нормативов ПДС и ВСС в связи с введением в действие методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом МПР РФ от 17.12.2007 N 333.
После доработки проекта нормативов допустимых сбросов Двинско-Печорское бассейновое водное управление письмом от 18.07.2008 утвердило нормативы допустимых сбросов.
08.08.2008 Общество направило в адрес Управления комплект документов для выдачи разрешения на сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов сброса (том 1 лист дела 117). Указанные документы 19.08.2008 были направлены Управлением в адрес Управления государственного экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Москва (том 1 листы дела 118-120).
Управление государственного экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев представленные документы, письмом от 29.10.2008 отказало в выдаче разрешения, устанавливающего лимиты на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, ввиду не достижения запланированной эффективности реализованных мероприятий, не соблюдения ранее установленных нормативов сбросов (том 1 листы дела 121-124), о чем Общество было уведомлено Управлением письмом от 07.11.2008 (том 1 листы дела 127).
13.11.2008 Общество повторно обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения, устанавливающего лимиты на сброс загрязняющих веществ, поступающих по выпуску N 1 (трубы перетока) в оз Нюд-явр. Управление 17.11.2008 повторно направило представленные Обществом материалы в Управление государственного экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (том 2 листы дела 63-64). Письмом от 11.01.2009 Управление государственного экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору признало возможным выдачу Обществу разрешения, устанавливающего лимиты на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (том 2 листы дела 65-69). 14.01.2009 Обществу выдано разрешение N 234 на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, в соответствии с которым Обществу разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами ОАО "Кольская ГМК" промплощадка Мончегорск, в пределах лимитов сброса загрязняющих веществ: по выпуску 1 в период с 14.01.2009 по 14.01.2010 (том 2 лист дела 70).
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимых воздействий на водные объекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимых воздействий на водные объекты" Министерству природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору поручено до 01.07.2007 утвердить методические указания по разработке нормативов допустимых воздействий на водные объекты.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" Министерству природных ресурсов Российской Федерации необходимо утвердить в 3-месячный срок по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 N 333 (зарегистрирован в Минюсте России 21.02.2008, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 22 от 02.06.2008) была утверждена методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей. Указанный Приказ МПР РФ вступил в силу 13.06.2008.
По мнению подателя жалобы, поскольку в период разработки проекта нормативов отсутствовала надлежащим образом утвержденная Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (начало действия - 13.06.2008),то у Общества отсутствовала объективная возможность для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Апелляционная инстанция считает данный довод Общества несостоятельным, поскольку нормативные правовые акты, определяющие порядок выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, а также документы, регулирующие разработку нормативов допустимых сбросов, их согласование и утверждение, были приняты и вступили в законную силу до 01.07.2008 и в отчетном - 3 квартале 2008 являлись действующими. При этом, отсутствовал нормативный правовой акт, приостанавливающий в спорный период действие пунктов 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, предписывающего природопользователям осуществление платежей за загрязнение только в пределах допустимых нормативов.
Кроме того, письмом от 16.01.2008 N 14-08/109 Управление государственного экологического надзора рекомендовало территориальным органам до момента утверждения методики по разработке нормативов допустимых сбросов и микроорганизмов в водные объекты при ведении учеьа начисленных и уплаченных сумм за негативное воздействие учитывать согласованное центральным аппаратом Ростехнадзора неприменение хозяйствующими субъектами при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты пятикратного повышающего коэффициента.
Поскольку соответствующая методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей была утверждена Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 N 333, вступившем в законную силу 13.06.2008, то рекомендации о неприменении пятикратного повышающего коэффициента, в соответствии с письмом Ростехнадзора от 16.01.2008, распространялись лишь на период до 13.06.2008.
Таким образом, поскольку Общество в 3 квартале 2008 осуществило сброс загрязняющих веществ в водный объект при отсутствии оформленного в установленном порядке разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, то Управление правомерно произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в соответствии с положениями пунктов 5 и 6 Порядка, то есть с применением пятикратного повышающего коэффициента. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Управления о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.
На основании изложенного, апелляционная инстанция считает, что, правильно установив фактические обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, суд принял обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2009 по делу N А42-771/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-771/2009
Истец: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Мурманской области
Ответчик: ОАО "Кольская горно-металлургическая компания"
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1928/10
04.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1928/10
10.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1928/10
27.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А42-771/2009
05.08.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7448/2009