г. Санкт-Петербург
02 октября 2009 г. |
Дело N А56-59187/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зайцевой Е.К.
судей Гафиатуллиной Т.С., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ворцман Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6890/2009) ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2009 по делу N А56-59187/2008 (судья Радынов С.В.), принятое
по иску ООО "ЮПМ-Кюммене"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании незаконно списанных денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 10 074 руб.
при участии:
от истца: представителя Бородилина С.И. (доверенность от 30.07.2009 N 76)
от ответчика: представителя Тулаева А.П. (доверенность от 22.12.2008 N 10/205)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене" (далее - ООО "ЮПМ-Кюммене", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о возврате 8 940,75 руб. необоснованно списанных с лицевого счета ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" в Санкт-Петербургском ТехПД по перечню железнодорожных документов, 1 133,24 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие необоснованного удержания денежных средств, а также 4 000 рублей расходов на оплату услуг адвоката.
Решением суда от 15.04.2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в иске.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции необоснованно не применены к правоотношениям сторон нормы международного права, а кроме того, сделан ошибочный вывод, что расходы, возникшие в связи с проведением административного (таможенного) контроля, не относятся к провозным платежам и не подлежат возмещению экспедитором.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы жалобы.
ООО "ЮПМ-Кюммене" надлежаще извещено о месте и времени судебного заседания, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, компания "УПМ Кюммене Форест", Финляндская Республика (клиент), и закрытое акционерное общество "Аранна Рейл Сервис" (далее - ЗАО "Аранна Рейл Сервис", экспедитор) 15.12.2003 заключили контракт транспортной экспедиции N ARS-2003/006 (далее - Контракт) и дополнительное соглашение к нему N 18 от 21.12.2005, в соответствии с которыми экспедитор принял на себя обязательства от своего имени, но за счет и в интересах клиента выполнить работы по организации транспортно-экспедиционного обслуживания клиента, связанного с перевозкой грузов по железным дорогам Российской Федерации, Содружества Независимых Государств и других стран по заявкам клиента, а также выполнять дополнительные транспортно-экспедиционные услуги, связанные с этими перевозками.
Правопреемником ЗАО "Аранна Рейл Сервис" по Контракту и дополнительному соглашению к нему N 18 от 21.12.2005 первоначально являлось общество с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа", а затем - ООО "ЮПМ-Кюммене".
Согласно условиям Контракта к обязанностям экспедитора отнесено, в том числе, производство расчетов с ОАО "РЖД" по провозным платежам.
С целью выполнения взятых на себя обязательств 05.12.2007 ООО "ЮПМ-Кюммене" заключило с ОАО "РЖД" договор об организации перевозок N 0060423, пункт 2.1.3 которого предусматривает обязанность истца производить своевременное и полное внесение платы за перевозку и иных платежей, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
Кроме того, 19.01.2006 ООО "ЮПМ-Кюммене" и ОАО "РЖД" заключили соглашение N 6117237 о централизованных расчетах за услуги железной дороги (далее - Соглашение).
По указанию Костомукшской таможни груз, перевозимый в вагонах N 54235361 по накладной российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения N ЭК-437444 (отправитель - открытое акционерное общество "Воломский КЛПХ "Лескарел"; получатель - акционерное общество "УПМ Кюммене", Финляндская Республика), был задержан с целью проведения таможенного досмотра и выпущен после нахождения в зоне таможенного контроля станции Кивиярви Октябрьской железной дороги, что подтверждается актами общей формы от 28.12.2007 N 78 и от 31.12.2007 N 79.
ОАО "РЖД" компенсировало расходы, возникшие в результате задержки вагона и денежные средства в размере 8 940 руб. списало с лицевого счета истца в ТехПД по перечню железнодорожных документов от 31.12.2007 N 353.
Претензия ООО "ЮПМ-Кюммене" от 19.05.2008 N 48 о возврате незаконно списанных денежных средств оставлена ОАО "РЖД" без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "ЮПМ - Кюммене" в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил иск ООО "ЮПМ-Кюммене", признав его требования обоснованными по праву и по размеру. При этом суд первой инстанции исходил из того, что "Условия перевозок пассажиров багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском железнодорожном сообщении", согласованные на Конференции по делам российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения 25-26 апреля 2005 года (Условия перевозок), не могут иметь приоритета в применении Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы и считает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
На основании статьи 22 УЖТ РФ расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что, если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.07.1995 "О международных договорах Российской Федерации" межправительственное соглашение относится к международным договорам.
Прямое железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом международном сообщении, заключенным в городе Хельсинки 16.04.1996 (далее - Соглашение).
Согласно статье 2 Соглашения железнодорожными администрациями и железными дорогами России и Финляндии разработаны и утверждены Конференцией по делам российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения (25 - 26 апреля 2005 года в городе Хельсинки) Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее - Условия перевозок).
Параграфом 1 статьи 3 Условий перевозок предусмотрено, что они применяются при перевозках грузов, предъявляемых к отправлению по накладной российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения.
В соответствии с параграфом 1 статьи 12 Условий перевозок под провозными платежами понимаются плата за перевозку груза и проезд проводника, дополнительные сборы и другие расходы, возникшие за период от приема груза к перевозке до его выдачи получателю.
Согласно параграфу 3 названной статьи железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки, крепления груза, расходы по исправлению упаковки, необходимой для сохранности груза, и подобные расходы.
В соответствии с параграфом 1 статьи 18 Условий перевозок провозные платежи взимаются: с отправителя груза - за перевозку со станции отправления до государственной границы; с получателя груза - за перевозку от государственной границы до станции назначения; с экспедитора, фрахтового агента или иного плательщика - за перевозку по железной дороге отправления, по железной дороге назначения или за весь путь следования при наличии договора между плательщиком и соответствующей железной дорогой.
Поскольку расходы, связанные с проведением административного контроля (параграф 3 статьи 12 Условий перевозок), не относятся к провозным платежам, перечисленным в параграфе 1 статьи 12 Условий перевозок, то они не подлежат взиманию с экспедитора на основании параграфа 1 статьи 18 Условий перевозок.
При таких обстоятельствах следует признать несостоятельными доводы подателя жалобы о необходимости применения Условий перевозок, поскольку из их содержания не вытекает обязанность экспедитора возмещать железной дороге расходы, связанные с проведением административного контроля.
Ссылка ОАО "РЖД" на Соглашение как на основание возникновения обязанности возместить расходы, возникшие в связи с таможенным контролем, является необоснованной, поскольку предметом данного Соглашение является регулирование порядка безналичных расчетов по оплате провозных платежей.
Ввиду того, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 пунктом 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2009 по делу N А56-59187/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.К. Зайцева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59187/2008
Истец: ООО "ЮПМ-Кюммене"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6890/2009