г. Санкт-Петербург
25 сентября 2009 г. |
Дело N А26-4539/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Барминой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9982/2009) Министерства лесного комплекса Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.06.2009 по делу N А26-4539/2009 (судья Кришталь Н.А.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Ладвинский леспромхоз"
к Министерству лесного комплекса Республики Карелия
о признании действий незаконными и отмене постановления от 26.05.2009 года N 45 о назначении административного наказания
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
установил:
закрытое акционерное общество "Ладвинский леспромхоз" (далее - заявитель, ЗАО "Ладвинский леспромхоз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству лесного комплекса Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.05.2009 N 45 о назначении административного наказания.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 руб.
Решением суда первой инстанции от 19.06.2009 заявление ЗАО "Лавдинский леспромхоз" удовлетворено полностью, постановление старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия (далее - РК) от 26.05.2009 года о назначении административного наказания по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ в виде штрафа признано незаконным и отменено.
На решение суда Министерством подана апелляционная жалоба, в которой указано на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы, в частности, указывает, что судом было допущено неправильное толкование закона по следующим основаниям:
- 31.07.1995 между Госкомлесом РК и ООО "Ладва-Тимбер" (правопредшественником заявителя) был заключен договор аренды участков лесного фонда. В связи с вступлением в силу нового Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), договоры аренды участков лесного фонда подлежали приведению в соответствие с ЛК РФ (переоформлению). Во исполнение этого требования договор от 31.07.1995, а был переоформлен на договор аренды лесного участка N 89-з от 25.12.2008 года. Министерство считает, что в данном случае произошло правопреемство договоров и при рассмотрении вопроса о нарушении условий договора аренды можно руководствоваться двумя договорами;
- при проведении проверки госинспектор выявил данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно неуплату арендной платы в сроки и в размерах, установленных договорами аренды. Факт задолженности Обществом не отрицается;
- в соответствии со статьями 1, 29, 94 ЛК РФ использование лесов для заготовки древесины осуществляется на основании договоров аренды или договоров купли-продажи лесных насаждений, за использование лесов на основании договоров аренды вносится арендная плата. Постановление Правительства РФ N 324 от 28.05.2007 года размер арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы относит к существенным условиям договора аренды, таким образом, невыполнение условий договора аренды в части своевременной уплаты или неуплата арендной платы являются нарушением лесного законодательства, а кроме того нарушением условий договора аренды лесного участка;
- по мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции была неправильно истолкована статья 8.25 КоАП и, в частности 4-ая часть, поскольку при установлении объективной стороны необходимо выявить лишь факт осуществления лесопользования привлекаемым к административной ответственности лицом с нарушением условий заключенного с ним договора аренды. Данный факт был установлен - Общество осуществляло использование лесов с нарушение условий договоров аренды - без уплаты арендной платы в установленные сроки и размеры;
- назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Следовательно, у административного органа имелись все основания для привлечения Общества к административной ответственности. В этой связи Министерство просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание апелляционного суда стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей не направили. В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 31.07.1995 между Госкомлесом Республики Карелия (арендодатель) и ООО "Ладва-Тимбер" (арендатор) заключен договор аренды участков лесного фонда, в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду участки лесного фонда общей площадью 134919 га для осуществления лесохозяйственной деятельности и заготовки древесины в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда.
Согласно пункту 2.1 договора от 31.07.1995 арендодатель передает арендатору участки лесного фонда сроком на пятьдесят лет, с 01.08.1995 по 01.08.2045, с правом последующего продления при соблюдении арендатором всех условий договора.
Протоколом от 26.04.1999 в договор аренды участков лесного фонда от 31.07.1995 внесены изменения: в связи с реорганизацией ООО "Ладва-Тимбер" произведена замена арендатора по данному договору на его правопреемника - ЗАО "Ладвинский леспромхоз". Как следует из указанного протокола о внесении изменений, он является неотъемлемой частью договора аренды от 31.07.1995.
Договор аренды участков лесного фонда от 31.07.1995 приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ путем заключения между Министерством лесного комплекса Республики Карелия и закрытым акционерным обществом "Ладвинский леспромхоз" договора аренды лесного участка от 25.12.2008 N 89-з.
Пунктом 7.1 договора аренды от 25.12.2008 срок действия данного договора установлен с момента его государственной регистрации и по 01.08.2045.
Государственная регистрация договора произведена Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 22 января 2009 года.
В период с 16.03.2009 по 15.04.2009 должностными лицами Министерства проведена внеплановая проверка соблюдения ЗАО "Ладвинский леспромхоз" требований лесного законодательства при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, по результатам которой составлен акт N 15-ВК.
05.05.2009 старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Николаевым Д.С. в отношении Общества составлен протокол N 45 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ. В протоколе указывается, что ЗАО "Ладвинский леспромхоз", являясь арендатором участка лесного фонда, допустило неполное внесение арендной платы за использование лесных ресурсов в 2008 году; на 01.04.2009 задолженность перед бюджетами всех уровней составляет 1565,8 тыс. руб., что является нарушением пункта 2.2 договора аренды лесного участка.
26.05.2009 старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках РК Николаевым Д.С. вынесено постановление N 45 о привлечении закрытого акционерного общества "Ладвинский леспромхоз" к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Суд первой инстанции в мотивировочной части своего решения, не умаляя правопреемства ЗАО "Ладвинский леспромхоз" по отношению к ООО "Ладва-Тимбер", справедливо отметил, что оспариваемым постановлением о назначении административного наказания заявителю вменено в вину нарушением пункта 2.2 договора аренды, выразившееся в неполном внесении арендной платы за 2008 год, однако, сведения о договоре, нарушение условий которого вменено заявителю, в постановлении отсутствуют. При этом пункт 2.2 имеется только в договоре аренды лесного участка N 89-з от 25.12.2008, в договоре аренды от 31.07.1995 пункт 2.2 отсутствует. Однако, положения договора аренды от 25.12.2008 неприменимы к рассматриваемым правоотношениям, поскольку он вступил в действие только 22.01.2009 (с момента его государственной регистрации), а заявителю вменено в вину невнесение арендной платы за 2008 год, то есть за период, когда действовал договор аренды от 31.07.1995.
Таким образом, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не указаны реквизиты договора (дата, номер), нарушение условий которого вменено Обществу.
Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные именно с использованием и охраной лесов, в соответствии с требованиями законодательства в регулируемой сфере.
Из представленных в материалы дела договоров аренды следует, что лесной участок передан ЗАО "Ладвинский леспромхоз" для использования леса с целью заготовки древесины.
Факт нарушения Обществом установленных договорами аренды условий использования лесного участка при заготовке древесины Министерством лесного комплекса РК не доказан, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии события вмененного Обществу административного правонарушения.
Относительно нарушения условий договора аренды в части своевременной уплаты арендных платежей суд первой инстанции обоснованно указал на применение норм гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены виды гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств, в том числе возмещение убытков, взыскание неустойки (штрафов, пеней), уплата процентов за пользование чужими денежными средствами.
Пунктом 10.2 договора аренды участка лесного фонда от 31.07.1995 предусмотрено, что ответственность за своевременность уплаты арендной платы возлагается на арендатора. В соответствии с пунктом 5.2 договора аренды лесного участка N 89-з от 25.12.2008 за нарушение условий пунктов 2.2, 4.4.6 договора, предусматривающих обязанность арендатора вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором, арендатор уплачивает арендодателю пени согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 619 ГК РФ невнесение арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока предусмотрено в качестве основания для досрочного расторжения договора по требованию арендодателя.
Таким образом, невнесение арендной платы не является правонарушением, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Помимо вышеперечисленного, как следует из протокола об административном правонарушении и постановления N 45 о назначении административного наказания, заявителю вменено в вину неполное внесение арендной платы за 2008 год в размере 1565,8 тыс. руб. При этом доказательства, подтверждающие наличие и сумму задолженности по арендной плате, период за который она образовалась, а именно, расчет суммы задолженности, акт сверки расчетов, подписанный сторонами, в материалах дела отсутствуют. Вместе с тем данные обстоятельства в силу статьи 26.1 КоАП РФ подлежали выяснению и доказыванию административным органом.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции обоснованным и правомерным.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.06.2009 по делу N А26-4539/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4539/2009
Истец: ЗАО"Ладвинский леспромхоз"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Республики Карелия
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9982/2009