г. Вологда
21 января 2008 г. |
Дело N А44-2192/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В., Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,
при участии от заявителя Демидовой Э.М. по доверенности от 13.08.2007, ответчика Фокина Н.В. по доверенности от 09.01.2008 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 октября 2007 года (судья Разживин А.А.),
установил
муниципальное медицинское учреждение "Клинический родильный дом N 2" (далее - учреждение, родильный дом) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - фонд, региональное отделение) от 16 июля 2007 года N 6 "О возврате суммы оплаченных услуг по талонам родовых сертификатов, необоснованно предъявленных к оплате".
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 24.10.2007 по делу N А44-2192/2007 вышеназванное решение фонда признано недействительным.
Фонд с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Со ссылкой на пункт 17 Порядка и условий оплаты государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения (а при их отсутствии - медицинскими организациями, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.01.2007 N 33 (далее - Порядок N 33), полагает, что не подлежат оплате и направлению в региональные отделения Фонда талоны родовых сертификатов в отношении женщин, воспользовавшихся платной услугой родильного дома.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу считает ее доводы необоснованными. Просит жалобу фонда оставить без удовлетворения, а решение - без изменения.
В ходе рассмотрения вышеназванной жалобы судом апелляционной инстанции стороны поддержали свои доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, между региональным отделением и родильным домом заключен договор от 16.01.2007 N 25рс об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовый период.
Из пункта 1.1. названного договора следует, что фонд осуществляет оплату учреждению услуг по медицинской деятельности, оказанной женщинам в период родов и в послеродовый период, за каждую женщину, получившую такие услуги, в размере 6000 руб.
Региональным отделением проведена проверка родильного дома по вопросам организации учета и хранения родовых сертификатов и обоснованности выдачи родовых сертификатов учреждением здравоохранения за период с 01.01.2007 по 30.05.2007.
В ходе проверки фондом установлено, что в нарушение пункта 17 Порядка N 33 родильным домом предъявлено к оплате 140 талонов N 2 родовых сертификатов на сумму 840 000 руб. (с учетом акта разногласия). Данный вывод фондом сделан в связи с тем, что этим женщинам, в отношении которых предъявлены к оплате талоны родовых сертификатов, родильным домом оказывались платные услуги, выразившиеся в предоставлении палат повышенной комфортности.
По результатам проверки составлена справка от 29.06.2007 N 2 (л.д. 9-10).
По результатом проверки принято решение от 16.07.2007 N 6 "О возврате суммы оплаченных услуг по талонам родовых сертификатов, необоснованно предъявленных к оплате", согласно которому оплате не подлежат услуги медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, по необоснованно предъявленным к оплате 140 талонам N 2 родовых сертификатов, на сумму 840 000 руб. Сумма 840 000 руб. подлежит возврату в отделение Фонда (л.д. 8).
Суд первой инстанции обоснованно данное решение фонда признал недействительным в связи со следующим.
Статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 закреплено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Объем и виды бесплатной медицинской помощи определяются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 885 утверждена программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год (далее - Программа).
Согласно разделу 2 Программы стационарная помощь при родах предоставляется бесплатно.
Объем бесплатной медицинской помощи при физиологическом течении беременности установлен стандартом медицинской помощи женщинам с нормальным течением беременности, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.09.2006 N 662.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 869 "О порядке финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни" утверждены Правила финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период , а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни" (далее - Правила).
Согласно пункту 9 Правил средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями Фонда социального страхования, расходуются учреждениями здравоохранения (их структурными подразделениями), в которых оказана стационарная помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, на оплату труда медицинского персонала (в размере 40-55 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, критерии качества которой утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ), оснащение медицинским оборудованием, инструментарием и мягким инвентарем, обеспечение медикаментами и изделиями медицинского назначения, дополнительным питанием беременных и кормящих.
Аналогичный порядок и условия расходования средств отражен и в пункте 4 Приложения N 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.01.2007 N 50 "О порядке и условиях расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни" (далее - Порядок и условия расходования).
Таким образом, как правильно в своем решении указал суд первой инстанции, средства, полученные учреждениями здравоохранения по родовым сертификатам за оказанные медицинские услуги, расходуются исключительно на те цели, которые отражены в пункте 9 вышеуказанных Правил и пункте 4 Порядка и условий расходования средств.
В соответствии с пунктом 17 Порядка N 33 не подлежат оплате и направлению в региональное отделение Фонда талоны родовых сертификатов за услуги, оказанные учреждением здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования.
Материалами дела подтверждается, что родильным домом за проверяемый период заключено 140 договоров на оказание дополнительных платных услуг. В соответствии с данными договорами женщинам предоставлялась сервисная 2-х местная палата (в отличие от обычной, предназначенной на 4-5 рожениц), в которой находится холодильник и телевизор.
Из представленных в суд копий талонов N 2 родовых сертификатов на оплату услуг по медицинской помощи, оказываемой в период родов женщины, а также пояснений представителя родильного дома следует, что в оплату по каждому из проверенных 140 талонов N 2 родового сертификата не включена сумма, потраченная на содержание роженицы в палате повышенной комфортности. Данный факт не оспаривается и представителем регионального отделения.
В силу пункта 1 Порядка и условий оплаты настоящий Порядок регулирует условия и порядок осуществления в 2007 году Фондом социального страхования РФ функций по оплате учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее - оплата услуг по медицинской помощи) за счет средств, перечисляемых Фонду социального страхования РФ из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также условия и порядок выдачи женщинам родовых сертификатов.
Согласно пунктам 5, 7, 10 названного Порядка услуги по медицинской помощи, оказываемой родильными домами в период родов и послеродовой период, оплачиваются указанным учреждениям в размере 6000 руб. за каждую женщину. Оплата услуг по медицинской помощи родильным домам производится региональным отделением Фонда по месту нахождения родильного дома, в котором проходили роды, на основании талона N 2 родового сертификата, заполняемого родильным домом при выписке женщины из родильного дома и представляемого к оплате в порядке, установленном пунктом 13 настоящего Порядка.
Из анализа и буквального толкования исследованных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи, в частности, стационарной медицинской помощи в период родов и послеродовой период, следует, что родовыми сертификатами (талоном N 2 родового сертификата) оплачиваются услуги по медицинской помощи, оказанные женщинам специализированными медицинскими учреждениями.
Поскольку в рассматриваемом случае женщинами согласно договорам, заключенным им с родильным домом, оплачивалось предоставление им палат повышенной комфортности, следовательно, вышеуказанное решение регионального отделения является недействительным.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал доказательства по делу, его выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального и материального права, допущенных судом первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, оснований для отмены или изменения решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 октября 2007 года по делу N А44-2192/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2192/2007
Истец: Муниципальное медицинское учреждение "Клинический родильный дом N 2"
Ответчик: ГУ - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ