Подарок холдингам
Одно из положений концепции реформы корпоративного законодательства, подготовленной Минэкономразвития*(1), порадует холдинги. Чиновники предлагают ввести для них специальный налоговый режим. Компаниям, входящим в одну группу, планируют разрешить платить налог на прибыль не по отдельности, а с консолидированного финансового результата. То есть холдинг должен стать единым налогоплательщиком.
В первый раз Минэкономразвития предложило разрешить холдингам платить налог на прибыль сразу за все фирмы, которые в них входят, еще в 1999 году. Однако до последнего времени Минфин был категорически против этой идеи. Теперь же позиция главного финансового ведомства изменилась. Как пояснил руководитель Департамента налоговой политики Минфина Михаил Моторин, смена курса вызвана уменьшением количества налоговых злоупотреблений холдингов за счет использования трансфертных цен.
Главные финансисты поддержали предложенную МЭРТ концепцию реформы корпоративного законодательства. Очевидно, что в ближайшее время они разработают поправки в Налоговый кодекс, которые установят порядок расчета и уплаты консолидированного налога холдингом. Планируется, что группы компаний начнут работать по новым правилам уже с IV квартала 2007 года.
В настоящее время Минфин рассматривает два варианта превращения холдинга в единого плательщика. Согласно первому, перевод прибыли внутри холдингов освободят от налога на дивиденды. По второму им позволят рассчитываться с бюджетом с консолидированного дохода. Вероятно, сотрудники Минфина также найдут способы, которые закроют законодательные "лазейки" для налоговой оптимизации. Так, Минфин подготовил поправки в статьи 20 и 40 Налогового кодекса, которые расширяют трактовку понятия взаимозависимости фирм и дают инспекторам больше полномочий доначислять налоги по сделкам с нерыночными ценами.
Праздник для всех...
Несмотря на определенное ужесточение контроля, нововведения могут быть полезны холдингам. Группе компаний выгодно быть единым налогоплательщиком. Если предложение Минэкономразвития примут, бизнес-группы смогут существенно снизить платежи в бюджет. Кроме того, им станет проще управлять имеющимися в их распоряжении средствами.
Как правило, не все фирмы холдинга одинаково доходны. Более того, "центры прибыли" могут не совпадать с "центрами затрат" - компаниями, которым необходимо делать капитальные вложения. Сейчас, чтобы перевести прибыль из одной фирмы в другую, организациям приходится платить 9-процентный налог на дивиденды. Избежать его можно, только если дочерняя компания переводит прибыль материнской, владеющей ей более чем на 50 процентов. Таким образом, получается, что "дочка" заработала прибыль, заплатила с нее налоги, перечислила доходы материнской фирме в виде дивидендов, с суммы которых последняя должна заплатить налог. Фактически холдинг становится жертвой двойного налогообложения.
По мысли сотрудников Минэкономразвития, новшества подстегнут темпы экономического роста. Финансовое ведомство, в свою очередь, надеется параллельно решить проблему злоупотреблений трансфертными ценами. По мнению контролеров, если холдинги станут едиными не только экономически, но и с точки зрения уплаты налогов, им будет выгодно раскрывать информацию о входящих в них фирмах. Ведь бизнес-группы смогут без налоговых потерь аккумулировать инвестиционные ресурсы. А контролерам больше не придется ломать голову над тем, как контролировать трансфертные цены, с помощью которых группы компаний уходят от налогов. В свою очередь, получив возможность быстрее аккумулировать инвестиции, бизнес будет быстрее развиваться, что ускорит экономический рост в стране.
...Кроме регионов
Несмотря на ощутимые выгоды для всех - инспекторов, фирм и экономики, - которые сулят новшества, региональные власти выступают категорически против них. Они опасаются, что все налоговые поступления перетекут в столичный бюджет. Дело в том, что в настоящее время в региональные бюджеты поступают 17,5 из 24 процентов налога на прибыль. Он формирует 30-35 процентов доходов территорий. "Если холдинги будут платить в бюджет с общего финансового результата, все налоговые поступления уйдут в Москву", - опасается сотрудник архангельской областной администрации. "В этом случае у территорий пропадет стимул развивать экономику региона", - сетует государственный служащий.
Новшества интересны иностранцам
На международных конференциях иностранные бизнесмены регулярно спрашивают, существует ли в России возможность платить налоги с общего финансового результата компаний. Преимущества такого режима очевидны: инвестиционный процесс ускоряется, консолидировать прибыль становится дешевле. Появляется стимул для возвращения из-за рубежа российских капиталов. Вполне возможно, что льгота подтолкнет иностранные холдинги к переводу части бизнеса в нашу страну. По мнению Ирины Федькиной, эксперта по налогообложению компании "Аудит - новые технологии", чиновники должны пойти дальше и освободить внутрихолдинговый оборот не только от налога на прибыль, но и от НДС.
Нужен закон о холдингах
"Холдинги давно стали неотъемлемой частью российской экономической жизни, - заметила Валерия Кузнецова, аудитор ЗАО "Вече-Инвест". - Однако закон, который бы устанавливал правила работы холдинговых компаний, до сих пор не появился".
Сегодня существуют только четыре документа, в которых упомянуты холдинги. Это Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах", Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и "Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества" (утверждено указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392). "В связи с этим мнение Председателя Совета Федерации Сергея Миронова о необходимости закона о холдингах, безусловно, должны поддержать и другие государственные служащие", - заявила г-жа Кузнецова.
Напомним, закон о холдингах пытались принять уже дважды. В 1995 году его проект был одобрен Госдумой, но заблокирован Советом Федерации. В 1999 году парламент принял новую версию этого закона, но президент наложил на него вето.
В настоящее время не существует даже концепции закона о холдингах. "Разумно установить цивилизованные правила работы групп компаний. Тем не менее даже отсутствие законодательных норм не препятствует активной работе холдингов. Если фирмы получат возможность платить налог на прибыль с общего финансового результата, с одной стороны, они выиграют, так как будут отдавать в бюджет меньше. А с другой - инспекторы увидят работу группы компаний как на ладони. Так что новшества в любом случае - палка о двух концах", - резюмировала г-жа Кузнецова.
О. Иволгин,
корреспондент "Консультанта"
"Консультант", N 13, июль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о концепции развития корпоративного законодательства, которую предложило Минэкономразвития, мы писали в N 7 "Консультанта" за 2006 год (стр. 20).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.