Сертификация качества
Компания может стать успешной, только если партнеры доверяют ей, а клиенты лояльны. Репутация фирмы складывается из многих факторов, один из которых - наличие сертификата управления качеством. Такой документ существенно повышает рыночную стоимость фирмы. Поэтому неудивительно, что добровольная сертификация широко распространена среди организаций. Перед компанией стоит непростая задача - из многообразия стандартов сертификации нужно выбрать тот, который подойдет ей лучше всего.
Сертификация - это обязательное или добровольное подтверждение того, что товар либо вся система организации работы фирмы соответствует определенным стандартам. Если у проверяющих нет никаких претензий к компании, они выдают ей соответствующий документ - сертификат.
Обязательную сертификацию проводят в нескольких случаях. Они касаются тех товаров, которые предназначены для продажи на территории Российской Федерации (ст. 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", далее - Закон о техническом регулировании). К ним относятся детские и продовольственные товары, технические средства для реабилитации инвалидов и другая продукция, которую производят на территории РФ. Речь идет и о ввозимых в Россию товарах (вакцины, продукты питания, швейные машины и т.д.). Правила выдачи разрешительных документов зависят от типа товара или услуги. К примеру, различают сертификаты соответствия, ветеринарные, санитарные и фитосанитарные сертификаты. Кроме того, если товар не требует обязательной сертификации, производитель может добровольно подтвердить его качество и получить соответствующий документ.
В последнее время многие компании добровольно сертифицируют системы управления, работы и менеджмента качества, разработанные ими на основе международных стандартов, например ISO, HACCP, GMP, BS 7799. Кроме того, фирма может проверить товар на соответствие ГОСТу или другим альтернативным стандартам. К последним относят документы, созданные частными компаниями или их саморегулируемыми объединениями.
В этой статье мы расскажем о сертификации системы менеджмента качества. Ее обычно проводят по ISO 9000:2000, ГОСТу или другим альтернативным системам сертификации, которые созданы на основе указанных стандартов.
Сертификация по ISO 9000:2000
Предположим, компания получает сертификат соответствия стандартам ISO 9000:2000. Для потребителей и потенциальных партнеров это признак того, что деятельность такой фирмы соответствует международным требованиям. Ведь сертификация - это не только получение определенной бумаги - сертификата. Зачастую компании действительно выстраивают эффективные системы управления качеством производства.
Стандарты ISO 9000:2000 регламентируют систему менеджмента качества. Они представляют собой ряд универсальных требований, которые подходят для компаний любого масштаба и профиля бизнеса. В рамках ISO 9000:2000 существуют три международных стандарта: ISO 9000:2000, ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000. Они разработаны Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) и не являются постоянными, так как компания-разработчик периодически вносит в них изменения. Так, ISO 9000:1994 (1994 года) содержали пять главных стандартов. В 2000 году в ISO 9000:2000 было добавлено четыре дополнительных стандарта, которые содержат обобщенные сведения о системах качества. ISO 9000:2000 предлагают методику, с помощью которой можно построить такую систему управления качеством, которая сможет пройти официальную сертификацию. Сама по себе стандартизация по ISO 9000:2000 не влияет на качество продукции. Однако наличие сертификата говорит о том, что система контроля качества на фирме организована согласно общепринятым требованиям и эффективно функционирует.
Следует отметить, что существуют и другие стандарты ISO. Например, ISO 19011:2000 - "Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды", ISO 10012 - "Обеспечение качества измерительного оборудования", ISO 14001:2004 - "Системы экологического менеджмента"; ISO/TS 16949:2002 - стандарт систем качества, относящийся к компаниям, занятым в производстве автомобильных комплектующих. Законодательство некоторых зарубежных стран требует получения таких сертификатов для отдельных отраслей промышленности. К ним, в частности, относятся военная и аэрокосмическая отрасли, автомобилестроение. Ведь от качества продукции, которую выпускают эти отрасли, зависит жизнь и здоровье людей. Сертификация компаний также может проводиться на добровольной основе.
Возникает резонный вопрос: зачем получать эти сертификаты, если законодатель не обязывает к этому? Прежде всего на международном уровне сертификат ISO 9000 положительно влияет на образ компании: зарубежные организации доверяют партнерам, чья фирма прошла сертификацию. Некоторые компании-контрагенты требуют обязательной сертификации систем качества у поставщиков.
Подтверждаем качество
Существуют три способа, с помощью которых сертифицируют системы менеджмента качества. Первый - в соответствии с международными стандартами ISO 9000:2000. Второй - согласно ГОСТу Р. И последний - на основе стандартов, разработанных частными компаниями или саморегулируемыми объединениями фирм.
Первый способ состоит в том, что нужно обратиться в одну из сертифицирующих компаний, которая аккредитована уполномоченной зарубежной структурой и строго соблюдает требования, установленные Международным форумом по аккредитации IAF (Inter-national Accreditation Forum). Членами IAF являются соответствующие учреждения Великобритании (UKAS), Франции (COFRAC), Германии (DAR) и др. В России аккредитацией занимается Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое не состоит в IAF.
Говоря о втором способе, стоит упомянуть существующие российские стандарты сертификации. Они утверждены постановлениями Госстандарта России и представляют собой перевод стандартов ISO. В тексте ГОСТа Р ИСО 9001-2001 указано, что "стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 9001-2000...". Если внимательно изучить текст ГОСТа Р, то можно увидеть, что официальный перевод передает общий смысл стандарта, технику работы, однако некоторые положения стандарта переведены на русский язык неверно. Например, в соответствии с примечанием 2 пункта 4.2 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001, "степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от другой в зависимости от... компетенции персонала". В стандарте ISO 9001:2000 речь шла о "the competence of personnel", то есть о "компетентности персонала". Другими словами, документированность системы зависит от способностей, знаний и навыков персонала. В соответствии с русским переводом, указанный показатель зависит от полномочий работника, сферы его деятельности. Результатом неточного перевода стало то, что российские компании документировали всю информацию, независимо от опыта и компетенции персонала. Впоследствии неточность поправили, заменив термин "компетенция" на "компетентность".
Независимо от качества перевода получить сертификат в России можно только в соответствии с ГОСТом Р. Сертификацию по соответствующим стандартам ГОСТ Р будут проводить компании, аккредитованные при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт России). Если фирма аккредитована только при Госстандарте, то выданный ей сертификат будет действовать лишь на территории Российской Федерации.
Третий вариант сертификации менеджмента качества состоит в следующем. Сертификат можно получить в соответствии с альтернативными стандартами. Их разрабатывают частные компании на основе стандартов ISO 9000:2000 и соответствующих ГОСТ Р.
Самосертификация
В соответствии со статьей 21 Закона о техническом регулировании, компания может самостоятельно разработать систему добровольной сертификации. Другими словами, фирма вправе добровольно подтвердить, что продукт или услуга соответствуют национальным стандартам, условиям договоров, системам добровольной сертификации.
Ранее действовал Федеральный закон N 5151-1 от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг" (далее - Закон о сертификации). Он предусматривал, что добровольную сертификацию могут проводить специализированные компании (п. 1 ст. 21 Закона о сертификации). В настоящее время указанный закон утратил силу, а в соответствии с Законом о техническом регулировании систему добровольной сертификации можно зарегистрировать в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Заметим, что это право сертифицирующей компании, а не обязанность. Кроме того, Правительство России утвердило порядок регистрации указанной системы в Федеральном агентстве (постановление Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации").
Рассмотрим, как решают вопрос об аккредитации сертифицирующей компании. Закон о техническом регулировании указывает, что компания по сертификации должна получить соответствующую аккредитацию, которая дает право выдавать сертификаты (ст. 2). Тем не менее закон не содержит никаких конкретных указаний на необходимость аккредитации органа по добровольной сертификации и порядок ее осуществления, в то время как в отношении органа по обязательной сертификации на это указано прямо. Аккредитация - это официально признанное право компании работать в области, в которой ей получен сертификат соответствия.
Порядок аккредитации компаний по сертификации определен правительством РФ (п. 3 ст. 31 Закона о техническом регулировании). По этой проблеме оно приняло единственное постановление в 2001 году, еще до выхода Закона о техническом регулировании (постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 514 "Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции"). Тем не менее данное постановление продолжает действовать.
Не стоит однозначно оценивать три рассмотренные системы сертификации: у каждой есть свои плюсы и минусы. Сертификаты также различаются по срокам действия и по стоимости.
Сколько стоит сертификат?
Получение международного сертификата ISO - длительный и дорогостоящий процесс. В среднем он занимает около года. При этом большую часть времени компания тратит на то, чтобы привести свою деятельность в соответствие со стандартами ISO. Фиксированной стоимости услуг по сертификации нет. Это можно объяснить тем, что цена услуг зависит от уровня сертифицирующей компании, размера фирмы, которая намерена получить сертификат, количества ее работников и других факторов. По различным оценкам, стоимость сертификации составляет 3-5 процентов годовых оборотных средств компании-клиента.
Сертификация по стандартам ГОСТ Р - тоже достаточно длительная процедура. Иногда она может растянуться на шесть-семь месяцев. За этот срок в сертифицируемой компании проведут полноценный аудит, будут разработаны внутренние правила и т.д. Однако стоимость российского сертификата будет несколько ниже международного.
Цена сертификатов, разработанных частными компаниями, зависит только от количества работников в фирме и не рассчитывается для каждой компании отдельно. При этом общий срок работ фактически составляет 1,5-2,5 месяца. Из них один-два месяца отводится на разработку политики качества, а две недели - на оформление сертификата. Существует и ускоренная программа сертификации - на разработку документации и оформление сертификата может уйти всего две недели.
Главное - сделать правильный выбор
Несмотря на сложность процедуры сертификации, внедрение новой системы не всегда требует кардинальных перемен в компании. Причем, если фирма готовится провести сертификацию, она обязательно должна обратиться к профессионалам. Их опыт позволит в разумные сроки сделать все необходимое.
Подведем итог. В настоящее время в России можно провести как обязательную, так и добровольную сертификацию. Последнюю осуществляют на основе стандартов ISO, ГОСТ Р ИСО и альтернативных стандартов. Процедура сертификации, ее сроки и стоимость значительно различаются в зависимости от выбранного стандарта и сертифицирующей компании. Все зависит от того, какой результат ожидает фирма и как конкретный сертификат поможет ей достигнуть намеченных целей.
Что может ISO?
Сертификация по международным стандартам позволяет:
улучшить имидж компании;
помочь развить сотрудничество с иностранными организациями;
предоставить конкурентное преимущество при участии в тендерных торгах;
упростить процесс выдачи фирме лицензий или разрешений;
привлечь российских и иностранных инвесторов;
повысить качество продукции и услуг.
Как получить международные "корочки"
Для сертификации по ISO необходимо:
провести оценочный аудит (выявить проблемы в работе, отклонения от стандартов, выработать рекомендации по их устранению);
разработать проект по созданию и внедрению системы качества;
обучить специалистов компании, которая получает сертификат;
подготовить необходимый пакет документации. Она должна включать в себя описание бизнес-процессов в компании;
провести предварительный аудит;
провести сертификационный аудит и выдачу сертификата.
Ю. Осипова,
консультант компании Roche & Duffay
"Консультант", N 13, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.