Переходный период: меняем учетную политику
Бюджетные учреждения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, получили уникальную возможность - изменить свою учетную политику для целей налогообложения. Это произошло благодаря тому, что в 2006 году Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н, сменила другая, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н.
Доходы от собственности | 0 | 0 | 4 0 1 | 0 1 | 1 2 0 |
Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг |
0 | 0 | 4 0 1 | 0 1 | 1 3 0 |
Доходы от операций с активами | 0 | 0 | 4 0 1 | 0 1 | 1 7 0 |
Доходы от реализации активов | 0 | 0 | 4 0 1 | 0 1 | 1 7 2 |
Чрезвычайные доходы от операций с активами |
0 | 0 | 4 0 1 | 0 1 | 1 7 3 |
Прежде чем менять учетную политику для целей налогообложения, необходимо изменить организационно-распорядительные документы, регулирующие работу бухгалтерии вашего учреждения (см. приложение к настоящей статье в блоке "Новые документы в бюджетном учете" на стр. 12).
Учетная политика для целей налогообложения может представлять собой короткий приказ в произвольной форме. До недавнего времени многие указывали в нем всего два пункта:
метод начисления налога на прибыль;
метод начисления НДС.
Однако утвержденная учетная политика работает гораздо эффективнее, если главный бухгалтер разрабатывает ее детально, а не для проформы. Это избавит от долгих часов разъяснений сотрудникам бухгалтерии и инспекторам отдела как камеральных проверок, так и выездных. Рассмотрим пункты "идеальной" учетной политики с точки зрения изменений, которые могут возникнуть в них в связи с вступлением в силу Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н).
Некоторые "новые" счета бюджетного учета такие же, как в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н (далее - Инструкция N 70н). Однако это не препятствует вам дать тот или иной пункт учетной политики в новой редакции. Ведь фактически вы не редактируете учетную политику, а составляете новую в связи с изменением нормативных актов (Инструкция по бюджетному учету) органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета (Минфин России). В некоторых случаях возможно изменение даже таких основополагающих моментов, как, например, метод определения выручки для расчета налога на прибыль. Делать этого не стоит во избежание недоразумений с налоговым инспектором.
Прежде чем приступать к составлению учетной политики для целей налогообложения, перечитайте еще раз письма этого года, разъясняющие налогообложение бюджетной сферы. Например, при формировании порядка распределения прямых и косвенных расходов сверьтесь с письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 марта 2006 г. N 03-03-04/4/63.
Это письмо - ответ на запрос учреждения здравоохранения, однако его отдельные моменты полезны для бухгалтеров из других сфер бюджетной деятельности.
Перечень платных услуг, работ, объектов аренды
На этот пункт Инструкция N 25н никакого влияния не оказывает. Однако, если этот перечень меняется по другим причинам, вам необходимо внести изменения в учетную политику.
Порядок учета доходов
Здесь следует определить перечень счетов бюджетного учета в соответствии с Инструкцией N 25н, которые вы используете для учета поступающих средств. Он должен соответствовать рабочему плану счетов. Но требование соответствия не значит, что перечень должен выглядеть, как выдержка из рабочего плана счетов, например, так:
Практически все программы могут открывать дополнительные уровни аналитики и формировать отчеты по доходам в многоуровневых разрезах. Раскройте эту информацию в учетной политике. Причем так, чтобы это было понятно не только налоговому инспектору, но и новому сотруднику вашего учреждения.
Порядок учета расходов
В этом разделе также необходимо указать перечень счетов, используемых для отражения расходов, и порядок организации аналитического учета.
Порядок распределения накладных расходов
Если бюджетное учреждение предоставляет платные услуги, то все общехозяйственные расходы, связанные с выполнением управленческих функций, являются накладными расходами, в том числе:
заработная плата административно-управленческого персонала;
расходы по содержанию административного здания.
Накладные расходы должны распределяться одним из выбранных вами способов. Например:
пропорционально зарплате работников, занятых выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг);
пропорционально стоимости израсходованных материалов;
пропорционально всей сумме прямых расходов.
Кроме того, следует учитывать требования пункта 3 статьи 321.1 Налогового кодекса в отношении распределения расходов, финансируемых из двух источников, а именно:
коммунальные услуги;
услуги связи;
транспортные расходы;
расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала.
Напомним, что такие расходы должны распределяться пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Распределение амортизации
Этот пункт отражает порядок распределения сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, приобретенных за счет средств от предпринимательской деятельности, но используемых как во внебюджетной, так в бюджетной деятельности учреждения.
Для того чтобы избежать недоразумений с налоговыми инспекторами, лучше сразу определить показатель, по которому будет распределяться начисленная амортизация. Это могут быть: выручка, стоимость основных средств или иной показатель.
Мероприятия по формированию учетной политики:
1. Выбор одного способа из нескольких, допустимых законодательством или не противоречащих ему (при отсутствии законодательно установленных способов).
Выбранные вами способы должны быть установлены, как минимум, до конца отчетного года.
3. Учетная политика должна быть утверждена соответствующим документом (приказом, распоряжением и т.д.).
4. Если бюджетное учреждение имеет обособленные подразделения (включая выделенные на отдельный баланс), положения учетной политики распространяются и на них.
"Изсменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование учета, разработки учреждением новых способов ведения учета или существенного изменения условий его деятельности"
Метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг
В соответствии с требованиями статьи 249 Налогового кодекса организация с целью определения налогооблагаемой прибыли может выбрать один из методов признания доходов и расходов. К таким методам относятся:
метод начисления;
кассовый метод.
Метод начисления раскрыт в статьях 271 и 272 Налогового кодекса, кассовый метод - в статье 273 Налогового кодекса. В соответствии с требованиями статьи 271 Налогового кодекса при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходы в приведенном случае признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Об этом сказано в статье 272 Налогового кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 273 Налогового кодекса организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 миллиона рублей за каждый квартал.
При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод). Расходы в этом случае признаются после их фактической оплаты.
После вступления в силу Инструкции N 70н бюджетная сфера перешла на метод начисления не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. С 2006 года, когда метод начисления стал единственно возможным для налога на добавленную стоимость, исключить различия в бюджетном и налоговом учете стало еще легче. Теперь все операции можно признавать в момент возникновения или изменения стоимости активов и обязательств независимо от факта движения денежных средств. Однако такое "удобство" не всегда служит интересам бюджетного учреждения, особенно при расхождении в определении "целевые поступления" в бюджетном и налоговом законодательстве.
Если ваше руководство обнаружило отрицательные последствия сближения бюджетного и налогового учета, можно воспользоваться переходным периодом и изменить метод определения выручки для целей налогообложения. Но прежде чем решиться на это, получите консультацию у заслуживающего доверия специалиста по налоговому консультированию.
Оценка материальных запасов
В соответствии с пунктом 55 Инструкции N 25н списание (отпуск) материальных запасов производиться такими способами:
по средней фактической стоимости;
по фактической стоимости каждой единицы запасов.
При этом в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 254 Налогового кодекса при списании материалов и сырья может применяться один из методов:
метод оценки по стоимости единицы запасов;
метод оценки по средней стоимости;
метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Таким образом, для того чтобы бюджетному учреждению исключить различия в бюджетном и налоговом учете, ФИФО и ЛИФО лучше не использовать.
Обратите внимание!
В Инструкции N 25н отсутствует понятие товара (материальных запасов, приобретаемых для целей перепродажи), а вместе с тем отсутствуют и иные понятия, связанные с отражением операций по товарам, - наценка, реализация товаров, издержки обращения и т.п. Данное положение совершенно обоснованно, и прежде всего потому, что бюджетные учреждения не созданы для целей извлечения дохода - прибыли.
Бюджетные учреждения, у которых есть операции по продаже товаров, могут воспользоваться налоговым учетом в качестве забалансового. Это позволяет обеспечить как учет торговой наценки, так и раздельный учет для целей налогообложения (например, по доходам, облагаемым НДС и не облагаемым).
Учет готовой продукции
Если учреждение производит продукцию, то в учетной политике необходимо прописать особенности формирования стоимости изготавливаемой продукции с учетом порядка отражения в учете операций на дату принятия к учету (на склад) и на каждую дату операций по выбытию (внутреннему перемещению).
Согласно пункту 68 Инструкции N 25н готовая продукция принимается к учету по фактической себестоимости. Такой порядок возможен только по факту отражения в учете всех соответствующих затрат (прямых и накладных), то есть по результатам текущего отчетного месяца. При этом операции по поступлению и выбытию готовой продукции необходимо формировать в течение месяца. Таким образом, возникает необходимость установить некоторые внутренние правила отражения в учете операций по готовой продукции в момент (на дату) отсутствия сформированной фактической стоимости.
Правила учета готовой продукции определяет само учреждение. Обычно для разрешения данного вопроса применяется метод формирования внутри месяца операций по так называемой нормативно-плановой (калькуляционной) себестоимости с дальнейшим корректированием всех операций на выявленные по результатам отчетного месяца отклонения между нормативно-плановой себестоимостью и фактической. Все эти моменты нужно прописать и в учетной политике для целей налогообложения, так как Налоговый кодекс предусматривает особые правила только для оценки остатков готовой продукции, а не для всего учета.
Перечень прямых расходов
В соответствии с требованиями статьи 318 Налогового кодекса если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то в налоговом учете все затраты на производство готовой продукции подразделяются на прямые и косвенные.
Напомним, что вы самостоятельно определяете в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). К прямым расходам, в частности, могут быть отнесены:
материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса;
расходы на оплату труда работников, непосредственно участвующих в производстве продукции;
суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы оплаты труда;
амортизация, начисленная по основным средствам, используемым при производстве продукции.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Налогового кодекса, произведенных в течение отчетного (налогового) периода. При этом косвенные расходы в полном объеме списываются на расходы текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке в расходы текущего периода включаются внереализационные расходы.
Налоги в бюджетном учреждении
Письмо Минфина России | Содержание |
От 31 марта 2006 г. N 03-3-04/4/63 | О налогооблагаемой базе по налогу на прибыль, о распределении расхо- дов |
От 29 марта 2006 г. N 03-06-02-04/43 | О земельном налоге |
От 10 марта 2006 г. N 03-03-04/1/199 | О налоге на прибыль обособленных подразделений бюджетных учреждений |
От 3 марта 2006 г. N 03-06-01-04/56 | О налоге на имущество муниципаль- ной казны |
От 13 февраля 2006 г. N 03-03-04/4/28 |
О расходах на топливно-энергети- ческие ресурсы |
От 5 декабря 2006 г. N 03-03-04/4/96 | О налогооблагаемой базе по налогу на прибыль и раздельном учете |
От 30 декабря 2004 г. N 03-03-01-04/4/31 |
О распределении расходов и сумм амортизации |
"Если прямые расходы невозможно отнести к конкретному производственному процессу, учреждение в учетной политике самостоятельно определяет механизм распределения"
Обратите внимание!
В настоящее время сотрудники Министерства финансов России против того, чтобы косвенные расходы по предпринимательской деятельности вначале учитывались по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 01 200 "Расходы учреждения", а потом уже распределялись на счет 0 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)". Если вы не открыли дополнительные уровни аналитики к счету 0 106 04 000, то их функцию могут выполнить регистры налогового учета.
Незавершенное производство
В этом пункте учетной политики нужно отразить порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство (НЗП)*(1) и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Статья 319 Налогового кодекса содержит порядок оценки прямых расходов на остатки НЗП, остатки готовой продукции и остатки отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции. Следовательно, необходимо распределять прямые расходы на остатки НЗП, готовой и отгруженной продукции.
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.
В соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).
Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
Следовательно, учреждению, оказывающему платные услуги, в учетной политике следует указать, воспользовалось оно правом относить сумму прямых расходов в полном объеме на уменьшение налогооблагаемых доходов или нет.
Также рекомендуется отразить особенности формирования незавершенного производства в порядке формирования остатков на счете 0 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)" (в составе прямых расходов, прямых и накладных, в нормируемых величинах и в фактической стоимости).
Налоговая база по НДС
С 1 января 2006 года налогоплательщики лишены права выбора, так как моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат:
день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Тем не менее этот пункт является обязательным для учетной политики. Для начинающих сотрудников вы можете рас шифровать, что понимать под частичной оплатой в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и передачей имущественных прав.
Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала С.В. Сивец
Н.И. Лейман,
редактор-эксперт журнала "Бюджетный учет"
Приложения к статье
"Переходный период: меняем учетную политику"
Организационно-распорядительный документ "О реализации единой
государственной учетной политики в
_______________________________________________________________
(наименование учреждения или органа)
Во исполнение Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и приказа Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н "О порядке утверждения Инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 11 апреля 2006 г., регистрационный номер 7674), ______________________________ (наименование организационно-распорядительного документа) "О реализации единой государственной учетной политики в 2006 году" (1), приказываю (распоряжаюсь):
1. Утвердить Положение о реализации единой государственной учетной политики в ____________________________________ (наименование учреждения или органа) в 2006 году как Приложение N 1 к настоящему _______________ (наименование организационно-распорядительного документа)
2. Установить учетную политику для целей налогообложения в ________________________ (наименование учреждения или органа) на 2006 год как Приложение N 2 к настоящему _______________________ (наименование организационно-распорядительного документа).
3. Довести до всех подразделений и служб ___________________________ (наименование учреждения или органа) соответствующие документы, необходимые для обеспечения реализации учетной политики в учреждении и организации бюджетного учета, документооборота, санкционирования расходов учреждения.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ______ .
Приложение N 1. "Положение о реализации единой государственной учетной политики в _________________ (наименование учреждения или органа) в 2006 году";
Приложение N 2. "Учетная политика для целей налогообложения ______________________ (наименование учреждения или органа) на 2006 год".
Приложение N 1
к (реквизиты организационно-распорядительного документа)
"О реализации единой государственной учетной политики в
(наименование учреждения или органа) в 2006 году"
Положение о реализации единой
государственной учетной политики в
___________________________________ в 2006 г.
(наименование учреждения или органа)
1. Общие положения
_____________________ (наименование учреждения или органа), далее Учреждение (Орган), утверждено в соответствии с ____________________ в своей деятельности руководствуется ___________________, осуществляет деятельность на основании лицензий ________________________ (указать лицензии и иные нормативные документы деятельности учреждения (аккредитация, сертификация и т.п.)
Бухгалтерский учет в учреждении (далее - бюджетный учет) ведется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы бюджетного учета, распорядительными (нормативными) документами, устанавливающими особенность реализации единой государственной учетной политики в учреждении.
Основные задачи бухгалтерского учета учреждения соответствуют требованиям пункта 3 статьи 1 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в соответствии со ст. 6 и 7 Федерального закона N 129-ФЗ и пунктами ______________________ (устава, положения) ответственными за организацию и ведение бухгалтерского учета являются:
- по организации бухгалтерского учета и соблюдению законодательства при выполнении хозяйственных операций - _______________ (руководитель, исполнительный орган);
- по формированию учетной политики, распорядительных документов, определяющих особенность реализации государственной учетной политики в учреждении, ведению бухгалтерского учета, своевременному представлению полной и достоверной бухгалтерской отчетности - главный бухгалтер.
Состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структура, функции и задачи бухгалтерской службы устанавливаются главным бухгалтером и утверждаются приказом руководителя по Учреждению.
Учетная политика учреждения реализуется в рамках единой государственной политики через:
- рабочий план счетов бюджетного учета (Приложение N 1);
- порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета, утвержденный Инструкцией N 25н;
- порядок отражения хозяйственных операций в бюджетном учете учреждения, установленный соответствующими распорядительными документами и положениями, с учетом организационной структуры учреждения и специфики его хозяйствования;
- корреспонденцию счетов бюджетного учета, утвержденную Инструкцией N 25н.
Переход на рабочий план счетов бюджетного учета, разработанный и утвержденный в учреждении, и на корреспонденцию счетов бюджетного учета согласно порядку применения плана счетов бюджетного учета, предусмотренного Инструкцией N 25н, осуществляется в порядке, предусмотренном ___________________ (реквизиты организационно-распорядительного документа "О переходе на Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России 10 февраля 2006 г. N 25н").
Бухгалтерский учет осуществляется отделом бухгалтерского учета и отчетности, возглавляемого __________________________ (наименование должности), далее по тексту - бухгалтерская служба учреждения.
Бухгалтерская служба по учреждению имеет следующую организационную структуру (указать один из вариантов):
- бухгалтерская служба выделена в отдельное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (другим должностным лицом, предусмотренным штатным расписанием и ответственным за работу бухгалтерской службы);
- в штатном расписании предусмотрена должность бухгалтера;
- ведение бухгалтерского учета передано на договорных началах централизованной бухгалтерии;
- (специализированной организации, бухгалтеру-специалисту;
- руководитель ведет бухгалтерский учет лично).
Бюджетный учет осуществляется с применением систем(ы) автоматизации бухгалтерского учета по следующим учетным блокам:
- оплата труда, начисление денежного довольствия, стипендий ________________________ (указать наименование программного продукта, реквизиты документа на приобретение и обслуживание или другое основание применения);
- складской учет, учет материальных ценностей __________________ (указать наименование программного продукта, реквизиты документа на приобретение и обслуживание или другое основание применения);
- бухгалтерия (блок составления сводных регистров бюджетного учета, баланса учреждения и бюджетной отчетности) _____________________ (указать наименование программного продукта, реквизиты документа на приобретение и обслуживание или другое основание применения).
Учет исполнения сметы расходов по бюджету осуществляется с применением Бюджетной классификации Российской Федерации в порядке, установленном приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. N 152н и иными нормативными документами, утвержденными в рамках реализации указанного приказа.
Учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (бюджетная деятельность) и сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам (иная, приносящая доход деятельность) осуществляется раздельно с составлением единого баланса учреждения с учетом источников за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Учет деятельности за счет целевых, безвозмездных, безвозвратных средств и иных поступлений осуществляется раздельно по видам поступлений (источникам поступлений) согласно утвержденным сметам, если обеспечение раздельного учета является обязательным условием предоставления соответствующих средств (поступлений), с дальнейшим включением результата деятельности в единый баланс учреждения.
Учет поступлений в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, по которым в силу бюджетного законодательства администрирование возложено на учреждение, осуществляется по мере начисления (начисления в объеме кассовых поступлений) отдельно по каждому уровню бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с составлением по каждому уровню бюджетов балансов и иной предусмотренной законодательством финансовой отчетности.
2. Документальное оформление хозяйственных операций
Хозяйственные операции, производимые учреждением, отражаются в бюджетном учете на основании оправдательных документов (первичных учетных документов). Перечень первичных документов, а также применяемые правила заполнения учетных документов, объем и сроки их представления ответственными лицами в бухгалтерскую службу учреждения (другое подразделение, в том числе головное, обособленное) по факту совершения хозяйственных операций, устанавливается главным бухгалтером путем принятия внутренних распорядительных документы согласно _________________ (реквизиты организационно-распорядительного документа "О формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации").
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников учреждения.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами (по лицевым счетам, открытым в органах, осуществляющих кассовое исполнение бюджетов, и (или) по счетам, открытым в кредитных учреждениях, по кассе), а также документы по договорам (сделкам), устанавливающие и (или) изменяющие финансовые обязательства учреждения, подписываются руководителем и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами, в качестве которых выступают лица, на которых оформлены в соответствии с действующим законодательством документы, устанавливающие их право на подписание подобных документов от имени учреждения.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Документы бюджетного учета формируются раздельно по каждому источнику бюджетного финансирования, по деятельности за счет внебюджетных источников отдельно в рамках деятельности от оказания возмездных услуг (работ), реализации готовой продукции и в рамках деятельности за счет целевых средств с обязательным разделением по каждому источнику целевых, безвозмездных, безвозвратных поступлений.
Учетные документы представляются в бухгалтерскую службу учреждения согласно графику документооборота (Приложение N 2 ________________ к (реквизиты организационно-распорядительного документа "О формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации") по требованию главного бухгалтера, оформленному внутренним распорядительным документом, или в порядке, вытекающем из обычая делопроизводства.
3. Формы первичных документов
Первичные учетные документы, принимаемые к учету, формируются по унифицированным формам первичных документов, установленных приложением N 2 к Инструкции N 25н и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.09.05 N 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета", а также форм документов, установленных для внутренней бухгалтерской отчетности в учреждении.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по установленной форме, с обязательным отражением в них всех, предусмотренных порядком их ведения реквизитов.
Для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, учреждением самостоятельно разрабатываются необходимые формы документов. Право разработки указанных документов закрепляется за главным бухгалтером, который доводит порядок их заполнения до соответствующих ответственных лиц и устанавливает сроки их представления в бухгалтерскую службу учреждения.
Перечень типовых форм с указанием основных и дополнительных реквизитов, используемых в учреждении, устанавливается по учреждению Положением о формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации, утвержденным _____________________ (реквизиты организационно-распорядительного документа "О формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации").
Состав дополнительных форм и порядок их оформления устанавливаются распоряжениями главного бухгалтера по бухгалтерской службе (учреждению).
4. Форма бухгалтерского учета
В учреждении устанавливается журнальная форма бухгалтерского учета с элементами автоматизации (программа (мы) _____________________).
Формы и порядок ведения регистров бюджетного учета, используемые при формировании бюджетного учета, а также мероприятия по обеспечению сохранности бухгалтерских документов устанавливаются Положением по учреждению о формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации, утвержденным _____________________________ (реквизиты организационно-распорядительного документа "О формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации").
5. Организация документооборота
Для обеспечения своевременного составления бухгалтерской отчетности применяется график документооборота по хозяйственным операциям, утвержденный _______________________ (реквизиты организационно-распорядительного документа "О формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации").
Контроль за соблюдением графика документооборота осуществляет главный бухгалтер.
6. Рабочий план счетов
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бюджетного учета (Приложение к настоящему Положению), утвержденный по учреждению на основании Инструкции по бюджетному учету N 25н (см. рекомендации С.В. Сивец на стр. 16 - прим. ред.).
7. Инвентаризация
Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Инвентаризацию проводит комиссия, утвержденная _________________ (реквизиты организационно-распорядительного документа "О постоянно действующей инвентаризационной комиссии и положении по инвентаризации").
8. Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерская отчетность составляется в порядке и в сроки, предусмотрены нормативными документами Минфина России, органа, организующего исполнение соответствующего уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации, главного распорядителя (распорядителя) средств бюджетов.
Квартальная и годовая отчетность формируется на бумажном носителе и в электронном виде с применением программы ______________________ и представляется главному распорядителю (распорядителю) ___________________ после утверждения руководителем учреждения в сроки, предусмотренные нормативными документами.
9. Изменение учетной политики
Учетная политика Министерства применяется с момента ее утверждения последовательно из года в год. Изменение учетной политики вводится с начала финансового года или в случае изменения законодательства Российской Федерации и нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, а также существенных изменений условий деятельности Министерства.
Составила - С.В. Сивец
"Бюджетный учет", N 7, июль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) НЗП - продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом (ст. 319 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100