г. Вологда
22 апреля 2008 г. |
Дело N А05-8057/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я., Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куприяновской А.А.,
при участии от Северодвинского муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения здравоохранения "Ягры" Черняевой М.В. по доверенности от 23.07.2007, от Минфина РФ Фарбер С.Г. по доверенности от 10.01.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 января 2008 года по делу N А05-8057/2007 (судья Антонова Н.Ю.),
установил
Северодвинское муниципальное амбулаторно-поликлиническое учреждение здравоохранения "Ягры" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования (далее - Областной фонд) о взыскании 883 048 руб. 31 коп. расходов по оплате отпусков медицинским работникам первичного звена за 2006 год с учетом средней заработной платы, в расчет которой включаются дополнительные денежные выплаты медицинским работникам, выполнявшим государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 году.
Определением суда от 24 сентября 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Северодвинск" в лице Управления здравоохранения.
Определением суда от 12 ноября 2007 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 января 2008 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Учреждения взыскано 883 048 руб. 31 коп. убытков, 15 330 руб. 48 коп. расходов по государственной пошлине. В удовлетворении иска к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отказано.
Минфин РФ с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске к Российской Федерации. В обоснование жалобы указывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 определен исчерпывающий перечень выплат, производимых за счет субвенций. Утвержденные данным постановлением Правила не предусматривают компенсацию расходов, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников, за счет субвенций из бюджета. По долгам учреждения при недостаточности его денежных средств на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации отвечает муниципальное образование как собственник имущества. В судебном заседании представитель доводы жалобы поддержал.
Учреждение в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании против ее доводов возражал.
Областной фонд в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что требования к нему являются необоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Областной фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, муниципальное образование "Северодвинск" в лице Управления здравоохранения представителей в суд не направили. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, третье лицо отзывы на жалобу не представили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей Учреждения, Минфина РФ, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 16.01.2006 между Областным фондом и Учреждением заключен договор о выполнении последним государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи сроком действия с 01.01.2006 по 31.12.2006.
В течение 2006 года Учреждение ежемесячно предоставляло в Областной фонд заявки на перечисление субвенций на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи из территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Численность медицинских работников первичного медико-санитарного звена лечебно-профилактических учреждений, участвующих в реализации государственного задания, проверена Областным фондом по данным Федерального регистра медицинских работников, предоставленным Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, составленным в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 20.02.2006 N 99.
Предъявленные к взысканию истцом расходы связаны с расчетом заработной платы за время очередного отпуска исходя из среднего заработка, исчисленного с учетом доплат (10 000 руб. и 5000 руб.) за выполнение медработниками дополнительных обязанностей. Медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, лечебным учреждением начислена средняя заработная плата в указанном году за период их нахождения в отпуске в сумме 699 721 руб. 32 коп., а также Учреждением произведены налоговые отчисления и страховые взносы в сумме 183 326 руб. 99 коп. Всего к взысканию истцом заявлено 883 048 руб. 31 коп. На день принятия судом первой инстанции решения (26 декабря 2007 года) работникам была выплачена по решениям мировых судей зарплата в сумме 279 959 руб. 92 коп., что подтверждается имеющимися в деле платежными поручениями (т. 3, л. 42-57). Оставшаяся часть зарплаты не выплачена в полном объеме из-за отсутствия источника финансирования таких затрат.
В суд апелляционной инстанции Учреждение представило информацию, согласно которой после состоявшегося судебного решения первой инстанции погашена вся задолженность перед работниками в сумме 696 880 руб. 57 коп. на основании решений мировых судей, а также перечислены в бюджет налоги и страховые взносы с этой суммы в размере 182 582 руб. 70 коп. Копии платежных документов, подтверждающих данную информацию, в апелляционную инстанцию и лицам, участвующим в деле, не представлены. Разница между суммой иска и суммой задолженности, взысканной решениями мировых судей, объясняется тем, что работники представляли мировым судьям свои расчеты заработной платы, отличные от расчетов бухгалтерии Учреждения.
В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Следовательно, при исчислении среднего заработка работодателем должна учитываться и надбавка стимулирующего характера, выплачиваемая за выполнение государственного задания.
Факт установления дополнительных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, повлек за собой увеличение среднего заработка, применяемого в расчете отпускных выплат указанной категории медицинских работников в период нахождения их в отпуске.
Перечень услуг, предоставляемых за счет средств бюджетов муниципальных образований, определен пунктом 20 Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области на 2006 год, утвержденной постановлением главы администрации Архангельской области от 24.10.2005 N 191. К данному перечню относится скорая медицинская помощь и другие виды услуг, не связанные с работой участковых врачей-терапевтов.
Оказание бесплатной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми и медицинскими сестрами участковыми осуществляется в рамках программы обязательного медицинского страхования и финансируется за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования.
Дополнительная медицинская помощь согласно государственному заданию, оказываемая врачами-терапевтами участковыми и медицинскими сестрами участковыми учреждений здравоохранения муниципальных образований в соответствии с разделом 4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461, предоставляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Федеральным законом от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851, которыми четко определены категории медицинских работников, которым осуществляются дополнительные выплаты, вид учреждения, размер выплат и их назначение. Данный перечень расширительному толкованию не подлежит. При этом указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов муниципальных учреждений здравоохранения, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников.
Денежные средства, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования в виде субвенций, не включают в себя расходы на оплату трудовых отпусков, в течение которых за работниками сохраняется средняя заработная плата.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку законодателем не определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, то на основании статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), убытки истца подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. В связи с тем, что в составе субвенций перечисляемых Фондом социального страхования в 2006 году не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, то у истца возникли убытки.
В то же время в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 825 (с учетом изменений от 01.12.2007) финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного пунктом 1 настоящих Правил, осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с бездействием органов государственной власти Российской Федерации, не определивших источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, работники которых выполняли в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, убытки истца подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Однако решение суда подлежит изменению в связи с недоказанностью расходов истца в заявленной сумме 883 048 руб. 31 коп.
Согласно представленным в материалы дела платежным поручениям истец на день принятия судом обжалуемого решения понес реальные убытки в сумме 279 959 руб. 92 коп., которые и подлежат взысканию. В остальной части иска следует отказать на основании статьи 65 АПК РФ. В иске к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отказано правомерно.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 января 2008 года по делу N А05-8057/2007 изменить.
Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Северодвинского муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения здравоохранения "Ягры" 279 959 руб. 92 коп. убытков и 4860 руб. 35 коп. в возмещение расходов по госпошлине. В удовлетворении остальной части иска отказать.
В иске к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Северодвинского муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения здравоохранения "Ягры" в пользу Управления Федерального казначейства по Архангельской области 317 руб. в возмещение расходов по госпошлине.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8057/2007
Истец: Северодвинское муниципальное амбулаторно-поликлиническое учреждение здравоохранения "Ягры"
Ответчик: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, РФ в лице Министерства финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в лице УФК по Архангельской области, Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования
Третье лицо: МО "Северодвинск" в лице Управления здравоохранения