"Теория должна быть только служанкой практики"
(интервью с А.Н. Чеканским, деканом факультета стратегического
управления ИБДА Академии народного хозяйства при Правительстве РФ,
профессором, доктором экономических наук)
"УП" - ИБДА - один из ведущих бизнес-вузов страны. Тем интереснее ваш взгляд на проблему качества отечественного бизнес-образования.
- Качество бизнес-образования в отдельных бизнес-школах весьма разнится. Ведущие школы бизнеса - а они хорошо известны на рынке - к настоящему моменту вполне выходят на уровень приличных западных бизнес-школ. Наряду с этим много школ откровенно слабых. И, пожалуй, их главным недостатком является то, что в заявленных программах не прослеживается непременная разница между вторым высшим образованием - управленческим или экономическим - и бизнес-образованием. В отличие от высшего образования, в большей мере нацеленного на базовую теоретическую подготовку, бизнес-образование - это практически ориентированное образование, призванное формировать и развивать навыки управления реальным бизнесом. Теория здесь должна быть только служанкой практики, она необходима лишь в той мере, в какой это нужно для овладения практическими технологиями управления. Именно излишняя теоретичность и слабая практикоориентированность - главный недостаток большинства бизнес-школ, снижающий качество отечественного бизнес-образования в целом.
"УП" - По признанию бизнес-сообщества, ИБДА - один из немногих вузов, предлагающих элитный уровень бизнес-образования. За счет чего удается так высоко держать марку?
- В основе качества бизнес-образования всегда лежат три составляющие: классные преподаватели, талантливые слушатели и эффективное взаимодействие между ними.
Обязательное требование, которое мы предъявляем к преподавателям, состоит в том, что они не только должны в совершенстве владеть управленческой теорией, предметом, который они преподают, но также знать, как на практике применяются современные управленческие технологии. Обращаю внимание именно на сплав теоретических знаний и практической их применимости. Нередко руководители бизнес-школ заявляют, что у них преподают одни практики. Это неправда, а если правда, то это плохая школа бизнеса. Чистый практик, как правило, не способен качественно провести курс управленческой экономики, общего менеджмента, финансов и других базовых дисциплин, обязательных для любой серьезной программы бизнес-образования. У него просто нет времени для того, чтобы систематизировать огромный материал и представить его слушателям в необходимом логичном виде. Базовые дисциплины должны вести профессиональные преподаватели, которые, как это принято у нас в ИБДА, совмещают преподавательскую деятельность с практическим консалтингом.
При этом школа должна заботиться о квалификационном росте своих профессоров. Поэтому большинство наших преподавателей прошли переподготовку в ведущих зарубежных школах бизнеса. Например, в этом году два наших профессора повышают квалификацию в Гарвардской школе бизнеса, а еще трое едут на семинар в Словению - в известную школу бизнеса IEDC.
А вот на спецкурсах и спецдисциплинах у нас работают преподаватели практики. Это профессиональные бизнес-консультанты. специалисты и руководители компаний. Среди них Игорь Качалов - генеральный директор консалтингового агентства "Качалов и коллеги", Илона Петрова - зам. генерального директора по экономике ОАО "Агромашхолдинг", Ашот Арутюнян - директор по маркетингу компании "Снежная королева", Василий Кулагин - директор по экономике и финансам ТД "Тракт" и многие другие.
Важной составляющей наших учебных программ являются мастер-классы, которые проводят руководители успешных российских и зарубежных компаний, видные общественные и политические деятели. Только в апреле - июне этого года у нас выступали губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, выдающийся психолог-практик Марина Мелия, вице-президент компании Oracle Борис Щербаков, исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Сергей Литовченко, вице-президент холдинга "Еврофинанс" Ирина Кибина. Мэтры бизнес-сообщества делятся своим опытом, рассказывают о том, как на практике успешно решались те самые проблемы, с которыми сталкиваются в бизнесе наши слушатели и их компании. И это, как правило, ценнее любого консалтинга.
Мы привлекаем к работе лучших преподавателей не только из Москвы. У нас преподает Алексей Козко - выдающийся тренер из Санкт-Петербурга, Игорь Альтшулер - известнейший специалист по маркетингу из Нижнего Новгорода, великолепные преподаватели из Екатеринбурга и Красноярска. Наш преподавательский коллектив - это, по сути дела, "сборная России". А после того, как в июне на нашей программе executive МВА "Стратегическое управление" блестяще провел тренинг по стратегии декан лучшей школы бизнеса Украины Павло Шеремета, мы замахнулись на формирование преподавательской сборной всего постсоветского пространства.
Вторая составляющая качественного образования - это сами слушатели. Они должны быть способными и мотивированными к обучению. И для того, чтобы сформировать группу слушателей, отвечающих этим требованиям, необходим конкурсный отбор. Мы не принимаем всех, кто просто готов заплатить за обучение. Чтобы поступить на программу МВА или executive MBA, нужно заполнить подробную анкету, написать эссе на заданную тему, представить рекомендательные письма от людей, пользующихся авторитетом в бизнес-сообществе, а после этого пройти собеседование и сдать экзамен.
В этом году конкурс на программе МВА составил 1,2 человека на место, и это нормально. А на программе executive MBA было более 2 человек на место. И мы его расценили как излишне высокий. У нас нет задачи отобрать тех, кто имеет хорошее знание управленческой или экономической теории. Необходимые знания мы дадим сами. Задача конкурса - не допустить на программу тех, кто в силу различных причин не готов к обучению на программе высокого уровня, будет мешать, "тормозить", тянуть группу назад. А среди наших абитуриентов, которые уже добились успехов в своем бизнесе, таких людей немного. Поэтому в данном случае, когда мы увидели, что по результатам конкурса на executive MBA "за бортом" остается 19 достойнейших кандидатов, мы были вынуждены открыть дополнительный поток.
И, наконец, важнейший компонент качества - взаимодействие преподавателей и слушателей в процессе обучения. С известной степенью условности можно выделить два типа взаимодействия между ними: пассивное и активное.
Пассивное взаимодействие состоит в том, что учащиеся внимательно слушают лекции, делают записи, пытаются понять суть излагаемого материала.
Активное взаимодействие предполагает, что учащиеся серьезно работают самостоятельно, читают литературу, прорабатывают дома заданные кейсы, готовятся к занятиям и на этой основе активно участвуют в деловых играх, дискуссиях, обсуждениях и т.п. Подчеркну: речь идет не просто об активности на занятиях, проявляющейся в большом количестве вопросов и реплик с места. Активность без предварительной подготовки идет в ущерб учебе.
Действительно эффективное обучение возможно только при разумном сочетании активного и пассивного типов взаимодействия слушателей и преподавателей. И именно отсутствие такого сочетания является едва ли не основным недостатком российского бизнес-образования. Здесь явно гипертрофирован пассивный тип взаимодействия. В результате у многих слушателей российских программ МВА преобладает явно потребительское отношение к обучению: "Мне все должны рассказать, объяснить, разжевать, а я пойду применять усвоенные технологии управления на практике". А на самом деле это невозможно. Невозможно без напряженной самостоятельной работы с учебниками, научной литературой, без долгих размышлений над кейсами, без активного участия в их обсуждении.
Подавляющее большинство поступающих в российские школы бизнеса хотят и могут учиться. Но, поступив в ту или иную школу, они, как правило, сталкиваются с ситуацией, когда можно посещать занятия, не выполняя домашних заданий, не подготовиться к очередному экзамену и получить спасительную тройку. Им становится ясно, что можно учиться, особо не утруждая себя. И, будучи людьми занятыми, многие так и поступают. Положение усугубляется низкой требовательностью администраторов в школах бизнеса, которые рассуждают примерно так: люди взрослые, они заплатили деньги и сами должны понимать, нужно им учиться или нет. А потом выпускники приходят и говорят: что же вы не заставляли нас учиться, - к сожалению, поздно осознавая упущенное время и возможности.
Один из девизов нашего Института звучит так: "МВА - программа для тех, кто хочет учиться". На основе высокой требовательности мы создаем атмосферу, в которой невозможно учиться плохо, пропускать без уважительных причин занятия, не выполнять домашних заданий и т. п.; атмосферу, которая располагает к активной работе и дома, и на занятиях. Это одно из наших ведущих конкурентных преимуществ, и в этом залог высокого качества наших учебных программ.
"УП" - Можно ли как-то определить, в какой мере обучение в ИБДА способствует карьерному росту и успеху в бизнесе?
- "Мы учим успешных менеджеров" - так звучит один из девизов ИБДА. Само слово "успешных" содержит здесь двойной смысл. С одной стороны, мы принимаем людей, которые уже добились успеха в бизнесе. На программу executive МВА к нам приходят руководители и собственники компаний. Да и на программу МВА, где наряду с топ-менеджерами учатся менеджеры среднего звена, поступают люди весьма успешные, способные оплатить дорогостоящее образование. С другой стороны, мы готовим людей к успеху. Знания, навыки и умения, которые дают наши программы, обеспечивают выпускникам конкурентные преимущества и являются трамплином к развитию успеха.
На программе МВА это проявляется прежде всего в показателях карьерного роста выпускников. По нашей статистике, за два года обучения 39% слушателей меняют место работы с повышением и еще 35% получают повышение по службе на прежнем месте работы; 92% опрошенных выпускников отмечают карьерный рост в течение первых двух лет после окончания программы.
На программе executive МВА успешность в большей мере оценивается показателями развития бизнеса. Интересно, что 85% опрошенных выпускников этой программы отмечают значительный рост финансовых результатов руководимых ими компаний.
"УП" - Ваши слова подтверждаются и тем, что программа ЕМВА Института - первая и единственная в истории России - включена журналом Business Week в список лучших программ мира.
- Да, и это, пожалуй, беспрецедентный случай, когда ведущий американский журнал в рейтинг, известный своей объективностью, включил российскую программу. Мы очень гордимся тем, что наши достижения становятся признаны не только в своем Отечестве, но и за рубежом.
Являясь одной из первых школ бизнеса России, ИБДА в 90-е годы завоевала ведущие позиции в московском регионе. На рубеже веков нам стало очевидно, что классная школа бизнеса не может ограничивать свой рынок одним регионом, даже таким огромным, как Москва. И мы вышли на общероссийский рынок. Сейчас половина наших слушателей учится на заочных или так называемых модульных программах. Среди них основная часть - это руководители из регионов России и стран СНГ.
А дальше логика естественно приводит к тому, чтобы школа получала мировое признание. Этому способствует и быстрое развитие наших международных контактов. Особо подчеркну важность интеграции в международное бизнес-образование, потому что идет глобализация и Россия стоит на пороге вступления в ВТО. А это означает обострение конкуренции на отечественном рынке и за счет иностранных компаний. Поэтому изучение западного управленческого опыта - одна из составляющих наших программ.
Слушатели программы executive MBA неделю проводят в Роттердамской школе менеджмента университета Эразмус - одной из лучших европейских школ, которая обычно входит по рейтингу в десятку европейских школ бизнеса. Там специально для них подготовлен учебный модуль по стратегии и лидерству. У нас есть договоренности о подготовке и проведении учебных программ для наших слушателей с другими ведущими европейскими школами: EADA (Барселона), Копенгагенской школой бизнеса, MID School of Management (Триест). С этой осени на учебу за рубежом смогут выезжать и слушатели нашей программы МВА.
"УП" - Вам как декану факультета стратегического управления не могу не задать вопрос относительно особенностей обучения этому предмету: каким навыкам вы учите слушателей?
- Безусловно, есть общие принципы и подходы к разработке стратегии компании. Есть наука - теория стратегического управления, и она изучается на наших программах. Но нет и не может быть единой стратегии для всех компаний. Стратегия зависит от особенностей рынка, потенциала фирмы, ее рыночной доли, особенностей конкуренции, экономической, социокультурной среды и множества других факторов. Поэтому процесс разработки стратегии для каждой компании уникален.
Отсюда следует, что стратегическое управление - и наука, и искусство одновременно. И задача стратегического управления как учебной дисциплины состоит в том, чтобы слушатели овладели искусством использовать эту науку, применять ее в каждом конкретном случае, отрабатывать навыки разработки стратегии в различных ситуациях. И навыки не только разработки, но и реализации стратегии в изменяющейся внешней среде - экономической, институциональной конкурентной. Среда меняется быстро, но это не означает, что каждый день нужно разрабатывать новую стратегию. Реализация разработанной стратегии предполагает умение гибко использовать целый арсенал инструментов и тактик, которое позволяет в быстро изменяющихся условиях эффективно выходить на поставленные стратегические цели.
"УП" - Какие сферы современного бизнес-образования могут взорваться успехом завтра?
- Прогнозы - дело неблагодарное. Но от них никуда не деться, если мы хотим создавать учебные программы, отвечающие потребностям уже завтрашнего дня.
Я думаю, в будущем сохранится высокий интерес к серьезному бизнес-образованию, в частности к программам МВА. Причем спросом будут пользоваться программы с выраженной специализацией.
Для топ-менеджеров наиболее востребованная сейчас специализация - это стратегическое управление и лидерство. И мы прогнозируем повышение спроса на нашу программу executive MBA "Стратегическое управление".
Все актуальнее становится тематика, связанная с повышением стоимости компании, увеличением ее капитализации. Поэтому два года назад мы открыли на программе МВА специализацию "Управление стоимостью компании". В тот период это предложение было единственным на рынке, и жизнь подтвердила правильность нашего выбора.
Сегодня в карьере многих топ-менеджеров и даже менеджеров среднего звена наступает новый этап: возникают идеи создания собственного бизнеса и смены статуса наемного работника на статус владельца компании. Учитывая это, мы открыли еще одну специализацию на МВА, которая называется "Предпринимательство и управление компанией". Здесь формируются навыки создания компании "с нуля", ее позиционирования и развития, изучается прохождение всего предпринимательского цикла - от формирования бизнес-идеи до выхода на рынок и его завоевания.
Кроме того, на нашей программе МВА есть еще две специализации - это "Маркетинг управление продажами", "Управление персоналом". Вряд ли в этой сфере будет явный прорыв, но данные специализации устойчиво и стабильно пользуются большой популярностью.
Не увядает интерес к специализациям в области управления финансами. Во всяком случае, наша программа профессиональной переподготовки "Директор по экономике и финансам" продолжает набирать обороты.
И еще одно. За последние 15 лет наблюдался бурный рост экономического и управленческого высшего образования. Сотни тысяч выпускников вузов овладевали основами экономической и управленческой теории. И теперь перед ними стоит особая задача: трансформировать полученные теоретические знания в навыки практического менеджмента. В связи с этим мы ожидаем роста популярности нашей специальной программы МВА, разработанной для руководителей с высшим управленческим или экономическим образованием.
"УП" - Что на сегодняшний день является предметом вашей особой заботы как декана факультета?
- Объект управленческой науки - реальный бизнес. Ее задача - в том, чтобы обобщать опыт управления бизнесом, отбирая из него самые эффективные инструменты, технологии, методы управления. А задача бизнес-образования - вооружить учащихся этим инструментарием, научить пользоваться им.
Но практика, бизнес быстро развиваются. И основная проблема бизнес-образования - поспевать за этим развитием. А для этого нужно постоянно совершенствовать учебные программы, обеспечивая учебный процесс новейшими достижениями практики и управленческой науки.
Наверное, это и есть основной предмет заботы декана. А отсюда вытекает масса локальных, но не менее важных задач: контроль за качеством учебного процесса, поиск новых преподавателей, внедрение современных обучающих методик:
Достичь ведущих позиций в любом бизнесе, в том числе в бизнес-образовании, легче, чем сохранить их. Как говорил кто-то из гуру менеджмента: для того чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать вперед. Видимо, и так можно определить нашу основную задачу.
"УП" - Спасибо!
"Управление персоналом", N 16, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.