Типовые функциональные обязанности работников страховой компании
Предисловие
Организация эффективной системы управления персоналом страховой компании представляет собой крупную комплексную проблему. Во многом ее решение возможно благодаря четко определенным функциональным обязанностям каждого страхового работника, а также наличия сбалансированного соотношения материальных и моральных стимулов к труду. Все это вместе позволяет развить в трудовом коллективе страхового общества дух корпоративных интересов и ценностей, которые ориентированы на решение стратегической задачи развития страхования и эффективного обслуживания клиентуры, заинтересованной в заключении новых и возобновлении ранее действовавших договоров страхования.
На практике составление функциональных обязанностей для персонала страховой компании всегда было сопряжено со значительными трудностями. Предлагаемая читателям статья дает определенный стандарт этих обязанностей применительно к каждой должности. С учетом фактического положения дел в страховой компании, а также проводимой кадровой политикой в отношении персонала эти функциональные обязанности могут расширяться и дополняться. Приведенная в перечне должностей нумерация повторяется в описательной части функциональных обязанностей, что облегчает поиск информации и делает статью более удобной в работе.
Перечень должностей руководителей, специалистов
и младшего обслуживающего персонала страховой компании
1. Генеральный директор
2. Заместитель генерального директора
3. Заместитель генерального директора по финансово-экономическим вопросам
4. Заместитель генерального директора по вопросам страховой деятельности
5. Заместитель генерального директора по административно-хозяйственным вопросам
6. Заместитель генерального директора по общим вопросам, см. Заместитель генерального директора по административно-хозяйственным вопросам
7. Главный бухгалтер
8. Бухгалтер
9. Бухгалтер-ревизор
10. Внутренний аудитор, см. Бухгалтер-ревизор
11. Директор филиала страховой компании
12. Руководитель филиала страховой компании, см. Директор филиала страховой компании
13. Руководитель группы внутреннего аудита
14. Начальник отдела организации агентской сети
15. Начальник отдела аквизиции, см. Начальник отдела организации агентской сети
16. Начальник отдела кадров
17. Начальник отдела подготовки кадров
18. Руководитель службы управления персоналом, см. Начальник отдела кадров
19. Руководитель учебного центра подготовки персонала, см. Начальник отдела подготовки кадров
20. Инспектор по кадрам
21. Начальник отдела внешнеэкономических связей
22. Начальник отдела иностранного страхования, см. Начальник отдела внешнеэкономических связей
23. Начальник отдела международных страховых операций, см. Начальник отдела внешнеэкономических связей
24. Начальник информационно-рекламного отдела
25. Методист информационно-рекламного отдела
26. Художник-оформитель страховой рекламы
27. Руководитель пресс-центра, см. Начальник информационно-рекламного отдела
28. Руководитель службы по связям с общественностью, см. Начальник информационно-рекламного отдела
29. Начальник юридического отдела
30. Юрисконсульт
31. Главный актуарий
32. Старший актуарий, см. Главный актуарий
33. Актуарий см. Главный актуарий
34. Руководитель андеррайтинг-центра, см. Главный актуарий
35. Заведующий канцелярией
36. Начальник управления делами, см. Заведующий канцелярией
37. Заведующий библиотекой страхового общества
38. Заведующий архивом
39. Заведующий делопроизводством
40. Заведующий хозяйством
41. Кассир
42. Рецепционист
43. Инспектор по контролю за исполнением поручений
44. Секретарь-машинистка
45. Секретарь референт
46. Офис-менеджер, см. Секретарь-референт, Рецепционист
47. Заведующий административно-хозяйственным отделом
48. Руководитель научного центра
49. Менеджер по продажам страховых полисов
50. Специалист отдела личного страхования
51. Главный специалист отдела личного страхования, см. Специалист отдела личного страхования
52. Эксперт отдела личного страхования, см. Специалист отдела личного страхования
53. Инспектор отдела личного страхования
54. Специалист отдела имущественного страхования
55. Главный специалист отдела имущественного страхования, см. Специалист отдела имущественного страхования
56. Эксперт отдела имущественного страхования, см. Специалист отдела имущественного страхования
57. Инспектор отдела имущественного страхования
58. Помощник генерального директора страховой компании
59. Помощник генерального директора страховой компании по правовым вопросам
60. Советник генерального директора страховой компании, см. Руководитель научного центра
61. Помощник заместителя генерального директора страховой компании, см. Помощник генерального директора страховой компании
62. Страховой статистик
63. Доверенный врач-специалист страховой компании
64. Врач-эксперт страховой компании
Квалификационные характеристики должностей служащих
акционерной страховой компании
Общие положения
Настоящие квалификационные характеристики призваны способствовать правильному решению вопросов подбора и расстановки кадров страховой компании, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами и техническими исполнителями, а также в обеспечении единства в определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемым к ним квалификационным требованиям.
Квалификационные характеристики по каждой должности содержат три раздела "Должностные обязанности", "Должен знать", "Квалификационные требования".
В разделе "Должностные обязанности" перечислены работы, которые могут быть поручены для выполнения полностью или частично работнику, занимающему данную должность.
В разделе "Квалификационные требования" определен уровень специальной подготовки работника, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей и требований к стажу работы.
Квалификационные характеристики разработаны с учетом сложившегося разделения труда в аппарате страховой компании, исходя из функционального признака. Они содержат описание основных, наиболее часто встречающихся работ, присущих соответствующей должности. Исходя из конкретных условий оперативно-хозяйственной деятельности страховой компании допускается расширение (сужение) круга обязанностей по должности.
Соответствие требованиям квалификационных характеристик фактически выполняемых работ, уровня знаний и квалификации работников определяется аттестационной (квалификационной) комиссией, в составе руководителей страховой компании. Решение аттестационной (квалификационной) комиссии в отношении каждого работника заносится в протокол и утверждается приказом руководителя страховой компании.
Лица, не имеющие образования, специальной подготовки или стажа, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом работы и выполняющие в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по решению аттестационной (квалификационной) комиссии могут быть допущены к исполнению данной должности в страховой компании.
Настоящие квалификационные характеристики являются основой для разработки должностных инструкций, закрепляющих конкретные обязанности отдельных исполнителей.
1. Генеральный директор
Должностные обязанности. Осуществляет руководство страховой компанией на основе действующего законодательства и устава компании. Руководит организационной и финансово-хозяйственной деятельностью страховой компании. Осуществляет административно-распорядительские функции. Обеспечивает реализацию деловой стратегии и тактики страховщика в условиях рынка и конкуренции путем экономических, финансовых и договорных рычагов с возможностью использования при необходимости административных мер воздействия. Распоряжается материальными и денежными средствами страховой компании, обеспечивая их экономное и рациональное использование. Распоряжается кредитами, открывает и закрывает расчетные и другие счета. Контролирует своевременность расчетов со страхователями, с государственным бюджетом и внебюджетными организациями, учреждениями банка, поставщиками и подрядчиками.
Утверждает штатное расписание и должностные оклады сотрудников страховой компании. В соответствии с трудовым законодательством РФ, принимает и увольняет работников, осуществляет поощрение и налагает взыскания на работников страховой компании. Утверждает положения о структурных единицах и подразделениях страховой компании, должностные инструкции отдельных руководителей и специалистов. Выдает доверенности, издает приказы, дает указания, обязательные для всех работников страховой компании. Утверждает Правила добровольного страхования, дополнения и изменения к ним. Утверждает тарифные ставки страховых премий. Распределяет должностные и функциональные обязанности между главными специалистами и руководителями структурных подразделений компании. Руководит работой дочерних фирм, филиалов и представительств. Представляет страховую компанию в государственных, общественных и других организациях и учреждениях, включая органы суда и арбитража (без специальной на то доверенности). Осуществляет активную социальную политику по улучшению условий труда и быта работников страховой компании и их семей.
Решает все вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных организационно-хозяйственных функций другим должностным лицам - заместителям генерального директора, а также руководителям крупных структурных подразделений страховой компании. Обеспечивает сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов к труду. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности страховой компании.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы, касающиеся страховой деятельности. Профиль, специализацию и особенности структуры страховой компании. Порядок заключения и обслуживания договоров страхования организации выплат страховых сумм и возмещения, предъявление исков. Перестрахование. Порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров. Основы экономики и управления страховым делом, финансовые вопросы страховой деятельности. Правила и нормы охраны труда и техники безопасности. Правила противопожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее образование и стаж работы на руководящих должностях в страховом бизнесе не менее 5 лет.
2. Заместитель генерального директора
Должностные обязанности. Осуществляет руководство оперативно-хозяйственной и административной деятельностью страховой компании. Организует и контролирует работу подведомственных ему подразделений. В пределах своей компетенции действует от имени страховой компании без особой на то доверенности. Представляет страховую компанию в других учреждениях и организациях. Осуществляет хозяйственные операции и заключает связанные с этим договоры с организациями и частными лицами по оказанию услуг. Руководит системой продаж страховых роликов. Непосредственно подчинен генеральному директору страховой компании.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы по страховому делу. Организационную структуру аппарата управления страховой компании. Основы экономики и управления страховым делом. Порядок заключения и обслуживания договоров страхования, организации выплат страховых сумм и возмещений, предъявление регрессных исков. Вопросы перестрахования и риск менеджмента (управление риском). Порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров. Организацию страховой рекламы и аквизиции. Правила и нормы охраны труда и техники безопасности. Правила противопожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее образование и стаж работы на руководящих должностях в страховом бизнесе не менее 5 лет.
3. Заместитель генерального директора
по финансово-экономическим вопросам
Должностные обязанности. Осуществляет руководство финансово-экономическими вопросами деятельности страховой компании. Организует и контролирует работу структурных подразделений страховой компании, непосредственно подчиненных ему. В пределах своей компетенции действует от имени страховой компании без особой на то доверенности. Реализует деловую стратегию и тактику страховщика в области инвестиционной политики финансов. Организует и контролирует движение инвестиционного портфеля страховой компании. Анализирует финансовые результаты инвестиционной и страховой деятельности компании. Контролирует состояние запасных (резервных) фондов страховой компании.
Обеспечивает организацию бухгалтерского учета в страховой компании. Контролирует рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует работу по актуальным расчетам. Контролирует начисление и своевременное перечисление платежей в бюджет, погашение задолженности банкам по ссудам, правильность расходования фонда оплаты труда, вопросы соблюдения кассовой и расчетной дисциплины. Организует работу по взысканию в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности. Следит за законностью списания с бухгалтерского баланса недостач, дебиторской задолженности и иных потерь. Анализирует эффективность действующей системы оплаты труда страховых работников и вносит предложения по ее совершенствованию. Организует работу внутреннего аудита страховой компании, решает вопросы привлечения внешних (независимых) аудиторов для проверки финансового состояния страховой компании. Организует работу с ценными бумагами. Организует повышение квалификации подчиненных ему работников страховой компании. Представляет страховую компанию в государственных, общественных и других организациях и учреждениях, включая органы суда и арбитража, по вопросам финансово-экономической стороны страховой деятельности.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы, касающиеся финансово-экономических вопросов страховой деятельности. Порядок работы с ценными бумагами. Основы экономики и организации управления страховой компанией. Действующую систему бухгалтерского учета и отчетности страховой компании. Порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров. Вопросы организации внутреннего и внешнего аудита. Действующую систему оплаты труда в страховой компании. Вопросы налогообложения страховой деятельности.
Квалификационные требования. Высшее экономическое образование и стаж работы в сфере страховой деятельности не менее 3 лет или среднее специальное образование и стаж работы в сфере страховой деятельности не менее 4 лет.
4. Заместитель генерального директора
по вопросам страховой деятельности
Должностные обязанности. Осуществляет руководство вопросами страховой деятельности в компании. Организует и контролирует работу структурных подразделений страховой компании, непосредственно подчиненных ему. В пределах своей компетенции действует от имени страховой компании без особой на то доверенности. Реализует деловую стратегию и тактику страховщика по развитию всех видов страхования. Принимает меры по развертыванию филиальной сети страховой компании. Организует работу по своевременному заключению (возобновлению) договоров страхования и перестрахования. Руководит вопросами оценки риска. Привлекает к этой работе независимых сюрвейеров и аджастеров. Принимает меры к укомплектованию (внештатных) должностей страховых агентов (представителей). Координирует работу со страховыми и перестраховочными брокерами. Контролирует работу по организации выплат страховых сумм и возмещений, своевременному предъявлению регрессных исков. Организует систему продаж страховых полисов страховой компании. Анализирует экономические результаты страховой деятельности. Организует повышение квалификации подчиненных ему работников страховой компании. Представляет страховую компанию в государственных, общественных и других организациях и учреждениях, включая органы суда и арбитража, по вопросам страховой деятельности.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы, касающиеся вопросов страховой деятельности. Организацию работы по заключению договоров страхования и выплате страховых сумм и возмещений. Вопросы экономики и организации управления страховым делом. Методы изучения спроса на страховые услуги. Систему продажи страховых полисов. Основы психологии и социологии труда. Порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров. Порядок ведения претензионной работы.
Квалификационные требования. Высшее образование и стаж работы в сфере страховой деятельности не менее 3 лет или среднее специальное образование и стаж работы в сфере страховой деятельности не менее 4 лет.
5. Заместитель генерального директора
по административно-хозяйственным вопросам
Должностные обязанности. Осуществляет руководство административно-хозяйственной деятельностью страховой компании. Организует и контролирует работу структурных подразделений, непосредственно подчиненных ему. Совершает хозяйственные операции и заключает договор на ремонтно-строительные работы, аренду служебных помещений и хозяйственного обслуживания страховой компании. Обеспечивает страховую компанию служебным автотранспортом, офисной мебелью, инвентарем, оборудованием, оргтехникой и др. Организует инвентаризацию имущества страховой компании в установленные сроки, контролирует его состояние и обеспечивает своевременный ремонт. Организует работу служебного автотранспорта. Обеспечивает охрану служебных помещений (здания) страховой компании, противопожарную безопасность. Осуществляет контроль за исправным состоянием освещения, системы связи и сигнализации, отопления, водопровода, вентиляции и канализации. Контролирует расходование средств, выделяемых на эксплуатацию служебных помещений (зданий), приобретение хозяйственного инвентаря и оборудования. Организует контроль за сохранностью оборудования, оргтехники, компьютеров и других материальных ценностей. Совместно с отделом кадров подбирает работников в подведомственные ему подразделения. Решает вопросы социального развития трудового коллектива страховой компании. Обеспечивает необходимые условия и охрану труда работников страховой компании. Поддерживает надлежащий порядок в помещениях и санитарно-гигиенические нормы. Контролирует соблюдение правил противопожарной безопасности. Непосредственно подчинен генеральному директору страховой компании.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы, касающиеся административно-хозяйственной деятельности страховой компании. Вопросы материально-технического снабжения страховой компании. Организационную структуру аппарата управления страховой компанией. Порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров. Организацию ремонтно-строительных работ. Порядок ведения учета и составления отчетов о хозяйственной деятельности. Основы экономики и управления страховым делом. Правила и нормы охраны труда. Правила противопожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 3 лет.
6. Заместитель генерального директора по общим вопросам
См. Заместитель генерального директора по административно-хозяйственным вопросам.
7. Главный бухгалтер
Должностные обязанности. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности страховой компании на основе Положения о главных бухгалтерах. Обеспечивает бухгалтерский контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В своей работе руководствуется действующим законодательством, правилами, инструкциями, распоряжениями и другими нормативными актами, регулирующими хозяйственную и финансовую деятельность страховой компании. Обеспечивает полный бухгалтерский учет основных и оборотных средств страховой компании, резервных (запасных) фондов, денежных средств и других материальных ценностей. Контролирует правильность расходования фонда оплаты труда, установленных должностных окладов, соблюдение штатной дисциплины, выплат комиссионного вознаграждения страховым агентам и брокерам. Обеспечивает учет расчетных и кредитных операций. Организует проведение инвентаризации денежных средств, основных фондов, бланков строгой отчетности, материальных ценностей и других статей баланса, в установленные Положением о бухгалтерских отчетах и балансах сроки. Контролирует взыскание дебиторской и кредиторской задолженности в установленные сроки, соблюдение платежной дисциплины. Обеспечивает строгое соблюдение финансовой, кассовой и расчетной дисциплины. Визирует хозяйственные договоры и соглашения страховой компании, а также проекты приказов на установление должностных окладов, надбавок к заработной плате, на премирование, на выплату пособий, на прием, увольнение и перемещение сотрудников страховой компании. Осуществляет ревизии в подчиненных подразделениях страховой компании с самостоятельным балансом. Принимает меры по предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений. Осуществляет руководство составлением месячных, квартальных и годовых балансовых отчетов и своевременное их представление в соответствующие органы. Проводит экономический анализ оперативно-финансовой деятельности страховой компании с целью выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводительных расходов. Совместно с отделом кадров осуществляет мероприятия по повышению профессиональных знаний работников бухгалтерии. Контролирует выполнение приказов и распоряжений Правления, Совета директоров, Наблюдательного совета страховой компании, а также указаний Государственной налоговой службы РФ, Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью в части указаний по финансовым вопросам. Руководит работниками бухгалтерии страховой компании.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности страховой компании, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности страховой компании. Организационную структуру аппарата управления страховой компании. Экономику и управление страховым делом. Бухгалтерский учет в страховой компании. Порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета. Методы анализа хозяйственной деятельности страховой компании. Порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей. Правила расчетов с дебиторами и кредиторами. Порядок списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь. Правила проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов, платежных обязательств, порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности. Правила и порядок проведения внутреннего аудита. Порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров, а также договоров страхования и перестрахования. Порядок ведения валютных операций. Действующую систему оплаты труда в страховой компании. Правила противопожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее экономическое образование и стаж финансово-бухгалтерской работы не менее 5 лет.
8. Бухгалтер
Должностные обязанности. Выполняет работу по различным видам учета (учет основных средств, материальных ценностей, денежных средств, расчеты за предоставленные услуги, начисление заработной платы, налогов и других выплат и платежей). Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим видам учета и подготавливает ее к счетной обработке.
Должен знать. Основы организации бухгалтерского учета в страховой компании. Положения, инструкции и установленный порядок документооборота по видам учета. План и корреспонденцию счетов бухгалтерского учета в страховой компании.
Квалификационные требования. Среднее специальное образование или курсы бухгалтеров по установленной программе.
9. Бухгалтер-ревизор
Должностные обязанности. Осуществляет в соответствии с действующими положениями и инструкциями плановые и по специальным заданиям документальные ревизии хозяйственной и финансовой деятельности филиалов страховой компании, а также ее иных подразделений, находящихся на самостоятельном балансе. Своевременно оформляет результаты ревизии и представляет их руководству страховой компании для принятия необходимых мер. Дает оперативные указания работникам ревизуемого подразделения страховой компании в части устранения выявленных недостатков.
Должен знать. Действующее законодательство по вопросам страховой деятельности, соответствующие правила и инструкции страховой компании. Основы законодательства по финансовым вопросам и налогообложению. План и корреспонденцию счетов бухгалтерского учета. Общий документооборот страховой компании.
Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 2 лет.
11. Директор филиала страховой компании
Должностные обязанности. Руководит работой на основании Положения о филиале страховой компании. Направляет деятельность филиала страховой компании на обеспечение развития страхования, прирост числа договоров страхования и объема поступления страховых платежей (премия). Организует рекламно-разъяснительную работу среди населения о преимуществах отдельных видов договоров страхования. Способствует повышению культуры обслуживания страхователей. Обеспечивает выполнение плановых заданий в соответствии с количественными и качественными показателями, доведенными руководством (правлением) страховой компании. Организует работу страховых агентов (представителей) с учетом использования рекомендованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат. Принимает меры для обеспечения филиала квалифицированными кадрами, создания безопасных и здоровых условий труда, улучшения культурно-бытовых и жилищных условий работников. Проводит работу по воспитанию кадров в духе сознательного, корпоративного отношения к труду, строгого соблюдения интересов страховой компании, трудовой и производственной дисциплины, а также коммерческой тайны. Всемерно способствует развитию творческой инициативы страховых работников, направленной на дальнейшее развитие страхового дела и повышение культуры страхового обслуживания клиентов. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, а также моральных и материальных стимулов, повышение ответственности каждого работника филиала за порученное дело и за итоги страховой работы коллектива в целом. Решает все вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию соответствующим руководителям подразделений.
Должен знать. Действующее законодательство по вопросам страхования и хозяйственной практики; постановления, приказы, распоряжения и другие руководящие материалы Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью, а также вышестоящих органов страховой компании; опыт передовых страховых компаний, действующую систему оплаты труда и формы морального и материального стимулирования работников филиала, в т.ч. страховых агентов (представителей); экономику и организацию работы по заключению (возобновлению) договоров страхования, а также выплате страховых сумм и возмещений; методы управления работой страховых агентов (представителей), основы гражданского и трудового законодательства; правила и инструкции по отдельным видам страхования.
Квалификационные требования. Высшее образование и стаж работы на предприятиях, в организациях и учреждениях на руководящих должностях не менее 3 лет или среднее специальное образование и стаж работы в страховых организациях не менее 4 лет.
13. Руководитель группы внутреннего аудита
Должностные обязанности. Организует работу группы внутреннего аудита страховой компании. Руководит работой подчиненных ему аудиторов. Обеспечивает выполнение плановых и внеплановых проверок оперативной и финансово-хозяйственной деятельности самостоятельных структурных подразделений страховой компании. Составляет аудиторские заключения. Докладывает результаты внутреннего аудита. Готовит предложения по совершенствованию учетной и финансово-экономической работы в страховой компании, направленные на устранение выявленных внутренним аудитом недостатков. Участвует в разработке директивных и методических документов в страховой компании. Составляет программы аудиторских проверок и представляет их на утверждение руководству страховой компании. Готовит необходимые справочные материалы. Организует повышение квалификации работников группы внутреннего аудита. Выполняет отдельные разовые поручения генерального директора (заместителя генерального директора) страховой компании, применительно к своим должностным обязанностям. Дает оперативные указания работникам проверяемых подразделений страховой компании в части устранения выявленных недостатков.
Должен знать. Хозяйственное право. Действующее финансовое, налоговое и страховое законодательство. Бухгалтерский учет и налогообложение страховой деятельности. Правила и инструкции по действующим видам страхования. Основы экономики и организации управления страховой компании. Анализ ликвидности и платежеспособности страховой компании. Фондовые операции. Нормы и стандарты внутреннего аудита. Порядок организации комплексных ревизий и тематических проверок страховой деятельности.
Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование и стаж работы в должности бухгалтера или внутреннего аудитора 3 года.
14. Начальник отдела организации агентской сети
Должностные обязанности. Организует работу агентской сети страховой компании по заключению и возобновлению договоров страхования с физическими и юридическими лицами. Ведет постоянный контроль за выполнением плановых заданий страховыми агентами по заключению новых (возобновлению ранее действовавших) договоров страхования. Совместно с отделом кадров принимает меры к укомплектованию агентской сети. Проводит работу по обеспечению повышения квалификации кадров страховых агентов. Организует и руководит работой постоянно действующего учебного центра для страховых агентов. Изучает и обобщает итоги работы страховых агентов по отдельным видам страхования. Анализирует и распространяет среди страховых агентов передовые формы работы страхователей. Вносит предложения по совершенствованию страховой рекламы и повышению ее действенности. Участвует в разработке мероприятий по совершенствованию форм оплаты труда страховых агентов.
Должен знать. Законодательные, методические и нормативные материалы, касающиеся вопросов страховой деятельности. Основы экономики и организации управления страховым делом. Организационную структуру аппарата управления страховой компании. Общую характеристику действующих видов страхования. Действующую систему оплаты труда страховых агентов и брокеров. Основы психологии и социологии труда. Формы организационной и рекламной работы со страхователями.
Квалификационные требования. Высшее образование и стаж работы по специальности 2 года или среднее специальное образование и стаж работы по специальности 3 года.
16. Начальник отдела кадров
Должностные обязанности. Осуществляет совместно с руководством страховой компании, а также руководителями структурных подразделений страховой компании подбор и расстановку кадров требуемых профессий, специальностей, квалификаций в соответствии с уровнем подготовки и деловыми качествами. Принимает граждан по вопросам трудоустройства в страховую компанию. Контролирует расстановку и правильность использования работников в страховой компании. Проводит работу по обеспечению повышения квалификации кадров страховой компании. Организует своевременное оформление приема, перевода и увольнения страховых работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководства страховой компании. Разрабатывает проект условий трудового контракта. Организует учет личного состава, выдачу справок персоналу, хранение и заполнение трудовых книжек. Обеспечивает подготовку документов, необходимых для назначения пенсий и представляет их в орган социального обеспечения. Изучает и обобщает итоги работы с кадрами, анализирует причины текучести и фактов нарушения трудовой дисциплины. Докладывает обобщенные материалы руководству страховой компании. Организует табельный учет, составление и выполнение графиков отпусков, контроль за соблюдением трудовой дисциплины и соблюдением правил внутреннего трудового распорядка. Руководит работниками отдела.
Должен знать. Законодательство, методические и нормативные материалы, касающиеся работы с кадрами. Организационную структуру аппарата управления страховой компании. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий. Порядок оформления приема, перевода и увольнения работников. Ведение и хранение их трудовых книжек и личных дел. Оформление пенсий работникам страховой компании и их семьям. Методы ведения учета движения кадров. Порядок составления установленной отчетности по кадрам. Основы социологии и психологии труда. Основы экономики и организации управления страховой компанией. Правила и нормы охраны труда, противопожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
17. Начальник отдела подготовки кадров
Должностные обязанности. Руководит организацией обучения страховых агентов и повышения квалификации других работников страховой компании. Разрабатывает текущие и перспективные планы подготовки и повышения квалификации кадров. Обеспечивает их выполнение после утверждения руководством страховой компании. Руководит разработкой программ занятий, учебных планов и другой учебно-методической документации, связанной с обучением и повышением профессионального мастерства страховых агентов. Осуществляет методическое руководство организацией учебного кабинета для страховых агентов. Обеспечивает оснащение кабинета необходимым учебным оборудованием, инвентарем, наглядными пособиями, инструктивно-справочными материалами и специальной литературой. Организует подбор преподавателей и инструкторов производственного обучения страховых агентов из числа квалифицированных специалистов страховой компании и передовых страховых агентов. Устанавливает режим занятий в соответствии с учебной программой. Представляет на утверждение руководства страховой компании трудовые соглашения с внештатными преподавателями и инструкторами. Осуществляет связь с соответствующими научно-исследовательскими институтами, высшими и средними специальными учебными заведениями по вопросам повышения квалификации кадров. Подготавливает и представляет на утверждение предложение по составу квалификационной комиссии и принимает участие в проведении квалификационных экзаменов для страховых агентов. Обеспечивает правильное и рациональное расходование сметных ассигнований на подготовку и переподготовку кадров, а также составление всей установленной отчетности по данному вопросу. Руководит работниками отдела.
Должен знать. Основы экономики и организации управления страховой компанией. Организационную структуру управления страховой компанией. Руководящие и методические материалы по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров. Перспективы развития страховой компании. Формы и методы производственного обучения страховых агентов. Порядок разработки планов подготовки и повышения квалификации кадров, учебно-методической документации (учебных планов, программ занятий и т.д.). Порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров. Основы трудового законодательства.
Квалификационные требования. Высшее образование и стаж работы в страховой компании 2 года или среднее специальное образование и стаж работы в страховой компании 3 года.
20. Инспектор по кадрам
Должностные обязанности. Ведет учет личного состава страховой компании или ее подразделений (филиала). Оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителей страховой компании. Формирует и ведет личные дела страховых работников. Заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки. Ведет учет предоставления отпусков работникам. Выдает работникам необходимые справки. Составляет отчеты о работе с кадрами.
Должен знать. Действующее законодательство о приеме, переводе и увольнении работников, условия типового трудового контракта в страховой компании, инструкцию по учету личного состава; поездок ведения и хранения трудовых книжек и личных дел работников страховой компании, основы делопроизводства и корреспонденции в страховой компании.
Квалификационные требования. Среднее специальное образование без предъявления требований к стажу или общее среднее образование и индивидуальное обучение продолжительностью до 3 месяцев.
21. Начальник отдела внешнеэкономических связей
Должностные обязанности. Организует работу по установлению внешнеэкономических связей со страховыми (перестраховочными) компаниями, страховыми (перестраховочными) брокерами, сюрвейерами, аджастерами (аварийными комиссарами) за рубежом. Поддерживает с ними корреспондентские отношения. Совместно с руководством страховой компании определяет форму сотрудничества и ведет переговоры. Реализует деловую стратегию страховой компании на международном страховом рынке. Содействует в размещении и привлечении рисков в перестрахование на международном страховом рынке, а также в развитии других форм сотрудничества. Наряду с заместителем генерального директора по вопросам страховой деятельности контролирует выполнение обязательств по договорам сострахования и перестрахования, заключенных с участием иностранных компаний и посредников. Организует мероприятия по пропаганде и рекламе деятельности страховой компании за рубежом. Участвует в работе по изучению внешнего рынка. Обобщает материалы о деятельности крупнейших страховых компаний и брокеров. Готовит информационные досье. Участвует в планировании зарубежных поездок работников страховой компании. Анализирует отечественную и зарубежную информацию, отчеты о зарубежных поездках работников страховой компании в части вопросов страховой деятельности. Организует прием представителей иностранных страховых (перестраховочных) компаний, страховых (перестраховочных) брокеров, сюрвейеров, аджастеров (аварийных комиссаров). Обеспечивает совместно с отделом кадров программы обучения и стажировки работников страховой компании за рубежом. Принимает меры к изучению иностранных языков работниками страховой компании. Руководит работниками отдела.
Должен знать. Законодательные, методические и нормативные материалы, касающиеся вопросов страховой деятельности. Основные вопросы организации и работы международного страхового рынка. Основы экономики и организации управления страховым делом. Деловую стратегию страховой компании на международном страховом рынке. Порядок заключения договоров сострахования и перестрахования с иностранными фирмами. Организацию внешнеэкономических связей в страховом деле. Иностранный язык. Методики конъюнктурных исследований и маркетинга. Правила противопожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее экономическое или инженерно-экономическое образование и стаж работы по внешнеэкономическим связям не менее 3 лет.
23. Начальник отдела международных страховых операций
24. Начальник информационно-рекламного отдела
Должностные обязанности. Руководит работой по организации рекламы услуг страховой компании и связям с общественностью путем использования периодических печатных изданий, телевидения; радиовещания, унифицированных и других стендов (панно). Обеспечивает рекламно-информационное обслуживание презентаций, пресс-конференций, брифингов страховой компании, а также других массовых мероприятий, направленных на привлечение новых страхователей и совершенствование культуры обслуживания населения. Организует выпуск специальных рекламных изданий (буклетов, проспектов, листовок и т.п.). Контролирует своевременное и правильное использование печатной рекламы в филиалах страховой компании. Консультирует журналистов, сценаристов, режиссеров и других творческих работников по вопросам рекламирования страховых услуг. Обеспечивает рациональное и эффективное использование средств, выделенных на цели страховой рекламы. Руководит работниками отдела, контролирует соблюдение трудовой и производственной дисциплины.
Должен знать. Положения, приказы, распоряжения, другие руководящие материалы, характеризующие условия отдельных видов страхования и обобщающих практику их проведения. Формы и методы страховой рекламы. Основные принципы и задачи работы по связям с общественностью. Технологию издательского процесса.
Квалификационные требования. Высшее образование и стаж работы в области рекламы или в средствах массовой информации не менее 2 лет или среднее специальное образование и стаж работы в области рекламы или в средствах массовой информации не менее 3 лет.
25. Методист информационно-рекламного отдела
Должностные обязанности. Составляет проекты квартальных и годовых планов рекламно-информационной работы со страхователями. Ведет учет графиков производства рекламной продукции типографиями, кино (теле) студиями. Подготавливает рекламные тексты. Составляет пресс-релизы и другие информационные материалы для организуемых пресс-конференций, брифингов, презентаций. Ведет учет движения заказных рекламных материалов. Оказывает техническое содействие творческим работникам (журналистам, сценаристам, режиссерам) в подготовке заказной рекламы страховой тематики.
Должен знать. Основные правила и инструкции об условиях отдельных видов страхования. Формы и методы организации страховой рекламы и работы по связям с общественностью. Основы технологии издательского процесса.
Квалификационные требования. Высшее образование без предъявления требований к стажу или среднее специальное образование и стаж работы в рекламе или средствах массовой информации не менее 2 лет.
26. Художник-оформитель страховой рекламы
Должностные обязанности. Выполняет оригинальную сюжетно-изобразительную стендовую рекламу по условиям отдельных видов страхования. Обеспечивает художественно-графическое оформление эскизов и оригинал-макетов рекламных листовок, буклетов, проспектов, календарей и другой рекламной продукции. Готовит изобразительные материалы к периодическим изданиям.
Должен знать. Основы перспективы, законы композиции, условия их применения в рекламе.
Квалификационные требования. Высшее или среднее художественное образование.
27. Руководитель пресс-центра страховой компании
См. Начальник информационно-рекламного отдела.
28. Руководитель службы по связям с общественностью
См. Начальник информационно-рекламного отдела.
29. Начальник юридического отдела
Должностные обязанности. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности страховой компании и защиту ее правовых интересов. Осуществляет контроль за соответствием требованиям законодательства проектов приказов, инструкций, положений и других актов правового характера, подготавливаемых руководством страховой компании. В необходимых случаях участвует в подготовке этих документов. Дает заключения по правовым вопросам, возникающим в деятельности страховой компании. Обеспечивает методическое руководство правовой работой в страховой компании. Оказывает правовую помощь структурным подразделениям страховой компании в претензионной работе. Организует и контролирует подготовку и передачу необходимых материалов по регрессным искам в судебные и арбитражные органы. Представляет интересы страховой компании в суде, арбитраже, а также в других государственных и общественных организациях, при рассмотрении правовых вопросов. Возглавляет работу по анализу и обобщению результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, а также практики заключения и исполнения хозяйственных договоров и договоров страхования. Руководит подготовкой материалов о хищениях, растратах, недостачах и иных правонарушениях для передачи их следственным и судебным органам. Принимает меры к возмещению ущерба, причиненного страховой компании. Дает заключения по предложениям о привлечении работников страховой компании к дисциплинарной и материальной ответственности. Участвует в разработке условий и заключении хозяйственных договоров страховой компании. Принимает участие в рассмотрении материалов, о числящейся на балансе страховой компании дебиторской и кредиторской задолженности. Дает заключения по предложениям о списании безнадежной задолженности. Организует ведение справочно-информационной работы по законодательству и нормативным актам. Руководит работой по изменению действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных страховой компанией. Обеспечивает необходимую информацию о действующем законодательстве, а также организацию работы по ознакомлению должностных лиц страховой компании с нормативными актами, относящимися к их деятельности. Разрабатывает предложения по совершенствованию хозяйственно-финансовой деятельности страховой компании. Руководит работниками юридического отдела. Организует юридическое обслуживание в форме консультаций и иной правовой помощи клиентам-страхователям.
Должен знать. Постановления, распоряжения и приказы Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью. Нормативные, методические и другие руководящие материалы по правовой деятельности страховой компании. Действующее законодательство. Гражданское, трудовое, финансовое, административное право. Порядок ведения учета и составления отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности страховой компании. Порядок заключения и оформления хозяйственных договоров. Основы экономики и управления страховым делом. Правила и нормы охраны труда. Правила противопожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее образование и стаж работы в должности юрисконсульта не менее 2 лет.
30. Юрисконсульт
Должностные обязанности. Разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера в страховой компании. Оказывает правовую помощь структурным подразделениям страховой компании в подготовке обоснованных отчетов при отклонении заявленных претензий страхователей и иных лиц. Составляет исковые материалы для передачи их в судебные и арбитражные органы. Осуществляет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел. Анализирует и обобщает результаты рассмотрения судебных и арбитражных дел для подготовки соответствующих предложений об улучшении деятельности страховой компании. Рассматривает материалы о привлечении работников страховой компании к дисциплинарной и материальной ответственности. Производит оформление заключаемых хозяйственных договоров, контролирует своевременность предоставления в установленном порядке справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии. Ведет учет действующего законодательства и других нормативных актов. Производит отметки об их отмене, изменении и дополнении. Дает справки и консультации работникам страховой компании о текущем законодательстве, а также заключения по организационно-правовым и другим юридическим вопросам. Оказывает содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера. Осуществляет юридическое обслуживание в форме консультаций и иной правовой помощи клиентам-страхователям.
Должен знать. Действующее законодательство. Гражданское, трудовое, финансовое, административное право. Постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие материалы, касающиеся деятельности страховой компании. Основы экономики и организации работы страховой компании.
Квалификационные требования. Высшее образование без предъявления требований к стажу.
31. Главный актуарий
Должностные обязанности. Разрабатывает системы математического обеспечения расчетов тарифных ставок страховых платежей, исходя из заданных условий отдельных видов страхования. Изучает и анализирует информацию по решаемой задаче, формирует ее сущность, дает математическое описание. Осуществляет приведение задачи о величине страхового тарифа к математической форме. На основе математического анализа определяет возможность и методы решения задачи наиболее рациональным способом. Осуществляет разработку математической модели и выбор численного метода решения задачи. Выполняет работы по унификации вычислительных процессов в практике актуарных расчетов.
Должен знать. Основы экономики и управления страховым делом. Общую характеристику действующих видов страхования и порядок заключения договоров и их аквизиции. Теорию и практику актуарных расчетов. Технологию механизированной обработки страховой информации, использование ЭВМ в актуарных расчетах. Виды технических носителей информации. Действующие системы счислений, шифров и кодов. Методы математического моделирования и формализации задач, разработки алгоритмов. Методы математического и логического анализа. Порядок оформления результатов исследований (по заданной программе). Правила и нормы охраны труда, правила противопожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее математическое или экономическое образование без предъявления требований к стажу работы по специальности. Профессиональные навыки программирования на персональном компьютере.
См. также Страховой статистик.
32. Старший актуарий
См. Главный актуарий.
33. Актуарий
См. Главный актуарий.
34. Руководитель андеррайтинг-центра
См. Главный актуарий.
35. Заведующий канцелярией
Должностные обязанности. Руководит службой делопроизводства в страховой компании. Обеспечивает своевременную обработку поступающей и отправляемой корреспонденции, ее доставку по назначению. Осуществляет контроль за сроками исполнения документов и их правильным оформлением. Регистрирует приказы и распоряжения по страховой компании, передает их в соответствующие структурные подразделения, контролирует сроки исполнения. Регистрирует и обрабатывает документы для служебного пользования (содержащие коммерческую тайну). Обеспечивает печатание и размножение служебных документов. Участвует в подготовке созываемых руководством страховой компании совещаний, заседаний правления, совета директоров и общего собрания акционеров. Организует их техническое обслуживание. Оформляет командировочные документы. Принимает меры по обеспечению работников службы делопроизводства справочным материалом, средствами автоматизации и механизации управленческого труда. Руководит работниками канцелярии.
Должен знать. Законодательные нормативные и методические материалы по организации делопроизводства. Организационную структуру аппарата управления страховой компании. Схемы документооборота. Порядок номенклатурных дел, описей дел постоянного и временного хранения. Сроки и порядок сдачи дел в архив. Системы организации контроля за исполнением документов. Средства механизации управленческого труда. Правила внутреннего распорядка и противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы по делопроизводству не менее 2 лет.
36. Начальник управления делами
См. Заведующий канцелярией.
37. Заведующий библиотекой страхового общества
Должностные обязанности. Организует работу по обеспечению подразделений страховой компании, а также отдельных специалистов необходимой для их работы литературой. Разрабатывает планы комплектования библиотеки специальной литературой, соответствующей профилю работы страховой компании. Возглавляет работу по учету, комплектованию, проведению периодической инвентаризации библиотечного фонда. Осуществляет связь с другими библиотеками, обеспечивая обслуживание читателей по межбиблиотечному абонементу. Организует составление списков новых поступлений литературы и рассылку их подразделениям страховой компании. Обеспечивает научно-информационную, методическую и библиографическую работу, а также техническую обработку поступающей в библиотеку литературы. Составляет систематический и алфавитный каталог, библиографические справки по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета и отчетности по основным показателям работы библиотеки. Руководит работниками библиотеки.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы по организации информационной и библиотечной работы. Профиль и специализацию страховой компании. Правила комплектования, хранения, поиска, выдачи и учета книг библиотечного фонда. Правила составления каталогов. Единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента. Порядок составления отчетности о работе библиотек. Правила внутреннего распорядка.
Квалификационные требования. Высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы в библиотека не менее 1 года.
38. Заведующий архивом
Должностные обязанности. Возглавляет работу по организации и ведению архивного дела в страховой компании. Обеспечивает прием, регистрацию и хранение материалов, передаваемых в архив. Осуществляет систематический контроль за своевременной сдачей в архив подразделениями страховой компании документов и правильностью их оформления. Обеспечивает проведение работы по экспертизе научной и практической ценности архивных документов; отбор материалов на постоянное и временное хранение, списание и уничтожение материалов, сроки хранения которых истекли. Участвует в работе по составлению номенклатуры дел, каталогов, картотек, справочного аппарата. Оказывает необходимую методическую помощь, инструктирует работников страховой компании о порядке формирования, подготовки и сдачи материалов в архив. Осуществляет контроль за состоянием документов, находящихся в архиве. Организует подготовку необходимых справок на основе данных, имеющихся в материалах архива. Принимает участие в разработке положений и инструкций по ведению делопроизводства и организации архивного дела в страховой компании. Руководит работниками архива.
Должен знать. Руководящие материалы по организации архивного дела в страховой компании. Порядок оформления и действующую систему классификации материалов, поступающих в архив. Организационную структуру страховой компании. Единую государственную систему делопроизводства. Правила внутреннего распорядка и противопожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы по делопроизводству не менее 2 лет.
39. Заведующий делопроизводством
Должностные обязанности. Возглавляет работу по организации и ведению делопроизводства в страховой компании. Обеспечивает своевременную обработку поступающей и отправляемой корреспонденции, ее доставку по назначению. Осуществляет систематический контроль за сроками исполнения документов и их правильным оформлением. Организует работу по приему документов, в том числе приказов и распоряжений руководства страховой компании, их регистрацию, учет и передачу в соответствующие структурные подразделения страховой компании, хранение документов текущего делопроизводства, формирование дел и их сдачу на государственное хранение. Составляет инструкции по ведению делопроизводства, номенклатуру дел. Разрабатывает предложения по совершенствованию системы делопроизводства, организует их внедрение, принимает меры по обеспечению работников службы делопроизводства страховщика необходимыми инструктивными и справочными материалами. Осуществляет контроль за правильным хранением документов, их своевременной сдачей в архив. Обеспечивает печатание и размножение (тиражирование) служебных документов. Готовит и представляет необходимую отчетность, обеспечивает сохранность проходящей служебной документации.
Должен знать. Основы экономики и организации страхового дела. Законодательные, нормативные и методические материалы по страховому делу. Организационную структуру аппарата управления страховой компанией. Руководящие документы по организации делопроизводства. Схему документооборота. Порядок составления номенклатуры дел, описей дел постоянного и временного хранения, представления установленной отчетности. Сроки и порядок сдачи дел в архив. Средства механизации управленческого труда. Основы трудового законодательства. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Среднее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет.
40. Заведующий хозяйством
Должностные обязанности. Осуществляет руководство работами по хозяйственному обслуживанию филиала страховой компании и его обособленных подразделений. Обеспечивает сохранность хозяйственного инвентаря, его восстановление и использование, а также соблюдение чистоты в помещениях и на прилегающей территории. Следит за состоянием помещений и принимает меры к своевременному их ремонту. Обеспечивает работников филиала канцелярскими принадлежностями и предметами хозяйственного обихода. Руководит работой младшего обслуживающего персонала.
Должен знать. Организацию работы по хозяйственному обслуживанию, правила эксплуатации помещений, правила и нормы противопожарной безопасности.
Квалификационные требования. Общее среднее образование и стаж работы 1 год.
41. Кассир
Должностные обязанности. Осуществляет операции по приему, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг (акций, сертификатов акций) страховой компании. Ведет кассовую книгу. Выверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг страховой компании с книжным остатком. Представляет кассовую отчетность. Получает по оформленным документам наличные денежные средства в банке, следит за соблюдением установленной нормы денежной наличности.
Должен знать. Первичную кассовую и банковскую документацию. Порядок оформления приходно-расходных документов, хранения денег и ценных бумаг страховой компании, а также ведения кассовой книги и составления кассовой отчетности.
Квалификационные требования. Неполное среднее образование и индивидуальное обучение продолжительностью до 3 месяцев.
42. Ресепшионист
Должностные обязанности. Осуществляет прием посетителей страховой компании, которые желают оформить (переоформить на новый срок) договор страхования непосредственно в офисе страховщика. Оказывает помощь посетителям в получении исчерпывающей информации об условиях и правилах действующих видов страхования. Создает доброжелательную психологическую атмосферу общения между посетителями и специалистами страховой компании при возникновении конфликтных ситуаций. Следит за состоянием рекламных стендов и другого оборудования помещения, где происходит прием посетителей. Ведет журнал учета посетителей. Контролирует или непосредственно ведет телефон "горячей линии", обеспечивающей форму обратной связи страховщика со страхователями. Систематизирует и обобщает наиболее часто встречающиеся просьбы и пожелания со стороны клиентов в адрес страховой компании. Докладывает результаты этой информации руководству (помощнику генерального директора страховой компании, начальнику отдела маркетинга и другим - по принадлежности). Выполняет другие разовые поручения руководства страховой компании в пределах возложенных на него функций.
Должен знать. Действующие правила и инструкции по отдельным видам страхования. Организационную структуру аппарата управления страховой компании. Основы психологии и этики делового общения с клиентами страховой компании. Образцы и формы письменных заявлений страхователей. Порядок работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан. Основы делопроизводства. Средства механизации управленческого труда. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Правила внутреннего трудового распорядка в страховой компании.
Квалификационные требования. Среднее профессиональное образование и стаж работы не менее одного года (без предъявления требований к стажу работы) или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе (утвержденной руководством страховой компании).
43. Инспектор по контролю за исполнением поручений
Должностные обязанности. Осуществляет контроль за своевременным исполнением поручений и распоряжений руководителя страховой компании (филиала страховой компании и вышестоящих органов), а также Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью. Ведет оперативный учет соответствующих документов, информирует руководителя страховой компании (филиала) о состоянии выполнения поручений, об имеющих место задержках и их причинах.
Должен знать. Основы ведения делопроизводства в страховой компании, формы и методы контроля исполнения; структуру аппарата управления страховой компании и ее филиалов.
Квалификационные требования. Среднее специальное образование без предъявления требований к стажу или общее среднее образование и практический стаж по ведению делопроизводства в страховой компании один год.
44. Секретарь-машинистка
Должностные обязанности. Выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя страховой компании и ее подразделений. Получает необходимые руководителю сведения от подразделений или конкретных исполнителей; организует прием посетителей, телефонные переговоры, вызывает работников для оперативного решения текущих вопросов. Принимает и передает телефонограммы. Записывает телефонные переговоры в присутствии руководителя с последующим докладом. Печатает по указанию руководителя отдельные материалы. Обеспечивает рабочее место руководителя всем необходимым для нормальной работы. Ведет делопроизводство в пределах своей компетенции. Передает полученную корреспонденцию руководителю, направляет ее после просмотра по назначению. Следит за сроками исполнения корреспонденции и поручений, взятых на контроль. Формирует дела по установленной номенклатуре, хранит их и сдает в архив страховой компании.
Должна знать. Инструкцию по ведению делопроизводства. Правила эксплуатации пишущих машин, персонального компьютера, диктофонов. Правила орфографии и пунктуации, а также руководящий состав центрального аппарата и филиалов страховой компании.
Квалификационные требования. Специальные курсы по установленной программе и индивидуальное обучение по ведению, делопроизводства. Знание персонального компьютера.
45. Секретарь-референт
Должностные обязанности. Осуществляет контроль за своевременным исполнением поручений и распоряжений руководителя страховой компании и его заместителей. Ведет делопроизводство по распорядительной документации. Выполняет машинописные работы, ксерокопирование документов, ведение журнала учета посетителей. Готовит информационные справки, обзоры, заключения. Ведет табель учета рабочего времени сотрудников страховой компании. Принимает и передает телефонограммы. Следит за сроками прохождения корреспонденции, взятой на контроль.
Должен знать. Основы делопроизводства в страховой компаний, формы и методы контроля за исполнением документов, машинопись, навыки работы в качестве пользователя на базе персонального компьютера, знания работы со средствами оргтехники, деловую этику и этикет, разговорный английский язык в объеме специальной средней школы.
Квалификационные требования. Среднее специальное образование без предъявления требований к стажу или общее среднее образование и практический стаж по ведению делопроизводства в страховой компании 1,5 года.
46. Офис-менеджер
См. Секретарь-референт, Ресепшионист.
47. Заведующий административно-хозяйственным отделом
Должностные обязанности. Создает необходимые условия для работы сотрудников страховой компании. Обеспечивает их рабочими местами, необходимыми для работы канцелярскими принадлежностями и бумагой. Ведет учет и отчетность об их расходовании. Составляет, визирует и представляет на утверждение руководства страховой компании договоры на аренду служебных помещений (зданий), эксплуатацию автотранспорта, телефонной сети, ремонт средств оргтехники, персональных компьютеров и т.п. Составляет проекты смет на капитальный и текущий ремонт арендуемых помещений. Следит за исправным состоянием освещения, системы связи, отопления, водопровода, вентиляции и канализации. Контролирует расходование средств, выделяемых на эксплуатацию служебных помещений (зданий), на приобретение хозяйственного инвентаря и оборудования. Обеспечивает содержание в надлежащем состоянии помещений (зданий) страховой компании в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и пожарной безопасности. Планирует и организует в соответствии с графиком сезонный осмотр, проведение текущего и капитального ремонта служебных помещений (зданий). Осуществляет контроль за качеством их проведения и приемку выполненных ремонтных работ. Решает вопросы обеспечения сотрудников страховой компании общественным питанием, медицинским обслуживанием, проездными документами и т.д. Обеспечивает работу автотранспорта, обслуживающего страховую компанию. Участвует в инвентаризации имущества страховой компании (в установленные сроки). Контролирует текущую оперативную работу общего отдела, канцелярии и экспедиции. Организует хозяйственное обслуживание совещаний, заседаний правления, совета директоров и общего собрания акционеров страховой компании. Руководит работниками отдела.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы, касающиеся хозяйственной деятельности и материально-технического обеспечения страховой компании. Организационную структуру страховой компании. Порядок заключения и оформления хозяйственных договоров. Порядок ведения учета и отчетности о расходовании материальных ценностей. Организацию ремонтно-строительных работ. Правила эксплуатации служебных помещений (зданий). Правила внутреннего распорядка и противопожарной безопасности.
Квалификационные требования. Среднее специальное образование и стаж работы по специальности в области хозяйственного обеспечения не менее 3 лет или среднее образование, индивидуальное обучение и стаж работы по специальности в области хозяйственного обеспечения не менее 3 лет.
48. Руководитель научного центра
Должностные обязанности. Осуществляет руководство научным центром страховой компании. Организует и контролирует работу структурных подразделений научного центра, непосредственно подчиненных ему. Реализует деловую стратегию страховой компании в проводимых научных исследованиях и их результатах. Ведет разработку научных, практических и прикладных проблем развития страхового дела. Подготовка проектов правил и инструкций по отдельным видам страхования. Составление методических рекомендаций по вопросам оценки рисков и урегулированию заявленных претензий страхователей. Составление конъюнктурных обзоров состояния и перспектив развития страхового рынка. Изучение и обобщение зарубежного опыта страховой практики и возможностей его использования применительно к отечественной страховой практике. Развитие деловых связей с российскими и зарубежными научными страховыми центрами. Подготовка рефератов, научных докладов и экспертных заключений по вопросам страхового дела. Представляет страховую компанию в научных и общественных организациях страхового профиля.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы, касающиеся страховой деятельности. Профиль, специализацию и особенности структуры страховой компании. Вопросы личного и имущественного страхования. Механизм функционирования национальных и международных страховых рынков. Основы экономики и управления страховым делом.
Квалификационные требования. Высшее экономическое образование и стаж практической или научно-педагогической работы в сфере страховой деятельности не менее 3 лет. Знание одного иностранного языка.
49. Менеджер по продажам страховых полисов
Должностные обязанности. Организация системы продаж страховых полисов юридическим и физическим лицам. Взаимосвязь со страховыми агентами и брокерами в деле заключения новых и возобновлении ранее действующих договоров страхования. Развитие деловых контактов с потенциальными клиентами страховой компании. Изучение их страховых интересов. Реализация деловой стратегии страховой компании в деле продвижения страховых услуг к клиентам страховщика. Доведение еженедельных (ежемесячных, ежеквартальных) заданий страховым агентам по заключению договоров страхования. Постоянная взаимосвязь в работе со службами маркетинга и связи с общественностью (обмен информацией, получение рекламных материалов и т.д.).
Должен знать. Законодательные нормативные и методические материалы, касающиеся страховой деятельности. Правила и инструкции по отдельным видам страхования. Вопросы организации и условий оплаты труда страховых агентов и брокеров. Основы экономики и управления страховым делом.
Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование и стаж практической работы в страховом деле не менее 2 лет. Наличие деловых связей со страховыми брокерами и другими субъектами страхового рынка. Знание вопросов организации продаж страховых полисов. Опыт заключения договоров страхования и перестрахования. Командировки по СНГ.
50. Специалист отдела личного страхования
Должностные обязанности. Разрабатывает проекты оперативных и организационно-распорядительных документов по личному страхованию. Участвует в разработке и проведении организационных мероприятий по развитию личного страхования. Готовит предложения по совершенствованию работы на закрепленном направлении деятельности. Готовит документы и заключения для решения вопроса о выплате страховых сумм по договорам личного страхования. Дает необходимые разъяснения и консультации клиентам страховой компании по условиям договоров личного страхования. Готовит проекты ответов на письма и заявления граждан по вопросам личного страхования. Выполняет отдельные разовые поручения начальника отдела личного страхования применительно к своим обязанностям. Оказывает методическую помощь руководству предприятий, учреждений и организаций из числа клиентов страховой компании в проведении организационно-массовых мероприятий непосредственно в трудовых коллективах по заключению договоров личного страхования. Участвует в рекламных кампаниях и других формах разъяснительной работы с населением по вопросам личного страхования.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы, касающиеся страховой деятельности. Правила и инструкции по отдельным видам личного страхования. Основы экономики и организации страхового дела. Практику урегулирования заявленных претензий страхователей по фактам страховых случаев. Основы делопроизводства. Порядок работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан.
Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование и стаж практической работы в страховом деле 1 год. Навыки работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан.
51. Главный специалист отдела личного страхования
См. Специалист отдела личного страхования.
52. Эксперт отдела личного страхования
См. Специалист отдела личного страхования.
53. Инспектор отдела личного страхования
Должностные обязанности. Ведет учетно-аналитическую работу по имеющемуся портфелю договоров личного страхования. Осуществляет оформление документов, связанных с формированием страховых дел. Вносит изменения в материалы страхового дела, связанные с изменением места жительства, профессии страхователя. Производит отметки о выдаче ссуд по договорам личного страхования. Запрашивает необходимые документы из лечебных и правоохранительных органов для решения вопроса о выплате страховых сумм. Участвует в разработке перспективных и годовых планов работы отдела личного страхования. Готовит материалы страховых дел для сдачи в архив страховой компании. Ведет статистический учет страховых случаев по договорам личного страхования. Оформляет необходимые материалы для составления справок, докладов и отчетности. Осуществляет вызов страхователей (застрахованных) для прохождения врачебно-страховой экспертизы и решения других вопросов. Обеспечивает сохранность служебной документации.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы, касающиеся страховой деятельности. Правила и инструкции по отдельным видам личного страхования. Основы экономики и организации страхового дела. Практику урегулирования заявленных претензий страхователей (застрахованных) по фактам страховых случаев. Основы делопроизводства. Порядок работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан. Распоряжения и приказы руководства страховой компании, касающиеся выполняемой работы. Правила эксплуатации персональных ЭВМ. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Среднее специальное (профессиональное) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе.
54. Специалист отдела имущественного страхования
Должностные обязанности. Разрабатывает проекты оперативных и организационно-распорядительных документов по имущественному страхованию. Участвует в разработке и проведении организационных мероприятий по развитию имущественного страхования. Готовит предложения по совершенствованию работы на закрепленном направлении деятельности. Готовит документы и заключения для решения вопроса о выплате страхового возмещения по договорам имущественного страхования. Дает необходимые разъяснения и консультации клиентам страховой компании по условиям договоров имущественного страхования. Готовит проекты ответов на письма и заявления физических и юридических лиц по вопросам имущественного страхования. Выполняет отдельные разовые поручения начальника отдела имущественного страхования применительно к своим обязанностям. Оказывает методическую помощь руководству предприятий, учреждений и организаций из числа клиентов страховой компании в проведении организационно-массовых мероприятий непосредственно в трудовых коллективах по заключению договоров имущественного страхования. Участвует в рекламных компаниях и других формах разъяснительной работы среди физических и юридических лиц по вопросам имущественного страхования.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы, касающиеся страховой деятельности. Правила и инструкции по отдельным видам имущественного страхования. Основы экономики и организации страхового дела. Практику урегулирования заявленных претензий страхователей по фактам страховых случаев. Основы претензионной работы по регрессным искам. Основы делопроизводства. Порядок работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан.
Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование и стаж практической работы в страховом деле 1 год. Навыки работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан.
55. Главный специалист отдела имущественного страхования
См. Специалист отдела имущественного страхования.
56. Эксперт отдела имущественного страхования
См. Специалист отдела имущественного страхования.
57. Инспектор отдела имущественного страхования
Должностные обязанности. Ведет учетно-аналитическую работу по имеющемуся портфелю договоров имущественного страхования. Осуществляет оформление документов, связанных с формированием страховых дел. Вносит изменения в материалы страхового дела в связи с изменением места жительства страхователя, юридического адреса, имущественного состояния и т.д. Участвует в осмотре имущества, принимаемого на страхование. Ведет работу по установлению фактов и обстоятельств страхового случая. Запрашивает необходимые документы в правоохранительных и других учреждениях для решения вопроса о выплате страхового возмещения. Участвует в разработке перспективных и годовых планов работы отдела имущественного страхования. Готовит материалы страховых дел для сдачи в архив страховой компании. Ведет статистический учет страховых случаев по договорам имущественного страхования. Оформляет необходимые документы для составления справок, докладов и отчетности. Отвечает за сохранность служебной документации. Направляет материалы в судебные органы в связи с предъявлением регрессных исков.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы, касающиеся страховой деятельности. Правила и инструкции по отдельным видам имущественного страхования. Основы экономики и организации страхового дела. Практику урегулирования заявленных претензий страхователей по фактам страховых случаев. Порядок предъявления регрессных исков. Основы делопроизводства. Порядок работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан. Распоряжения и приказы руководства страховой компании, касающиеся выполняемой работы. Правила эксплуатации персональной ЭВМ. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Среднее специальное (профессиональное) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе (утвержденной руководством страховой компании).
58. Помощник генерального директора страховой компании
Должностные обязанности. Руководит работой по направлению деятельности, которое поручено ему генеральным директором страховой компании. Осуществляет подготовку предложений по выполнению указаний, распоряжений и постановлений Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Ведет контроль за выполнением руководящих документов. Участвует в работе по разработке методических документов (инструкции, рекомендации, информационные письма и другие документы) страховой компании. Ведет протокол оперативных совещаний у генерального директора. Контролирует выполнение поручений руководства страховой компании по результатам оперативных совещаний. Дает необходимые разъяснения и консультации клиентам страховой компании по действующим условиям (правилам) страхования. Выполняет отдельные разовые поручения генерального директора страховой компании, применительно к своим должностным обязанностям.
Должен знать. Основы экономики и организации страхового дела. Законодательные, нормативные и методические материалы по страховому делу. Организационную структуру аппарата управления страховой компании. Порядок заключения и обслуживания договоров страхования. Общие вопросы перестрахования и риcк-менеджмента. Основы делопроизводства. Порядок работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан. Распоряжения и приказы руководства страховой компании, касающиеся выполняемой работы. Правила эксплуатации персональной ЭВМ. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.
59. Помощник генерального директора страховой
компании по правовым вопросам
Должностные обязанности. Руководит работой по направлению деятельности, которое поручено ему генеральным директором страховой компании. Обеспечивает соблюдение законности в практической страховой деятельности должностных лиц административно-управленческого персонала страховой компании. Осуществляет контроль соответствия проектов приказов, распоряжений, указаний и инструкций и других актов правового характера, подготавливаемых в страховой компании, требованиям законодательства, а также участвует в необходимых случаях в подготовке этих документов. Принимает меры к изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением действующего законодательства. Проводит проверки состояния правовой работы в структурных подразделениях страховой компании. Оказывает необходимую справочно-консультационную помощь. Представляет интересы генерального директора страховой компании в суде и в других государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов. Ведет справочно-информационную работу по законодательству и нормативным актам, приказам и распоряжениям руководства страховой компании. Следит за выполнением перспективных и годовых планов работы департаментов, управлений и отделов страховой компании. Составляет необходимые справки и заключения. Дает справки о текущем законодательстве для работников страховой компании. Готовит заключения по организационно-правовым и другим юридическим вопросам. Оказывает содействие в надлежащем оформлении документов.
Должен знать. Законодательные, нормативные и методические материалы по страховому делу. Организационную структуру аппарата управления страховой компании. Основы экономики и управления страховым делом. Действующее законодательство. Гражданское, трудовое, финансовое, страховое и административное право. Порядок делопроизводства. Основы эксплуатации персональных ЭВМ. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.
См. также Начальник юридического отдела.
60. Советник генерального директора страховой компании
См. Руководитель научного центра.
61. Помощник заместителя генерального директора страховой компании
См. Помощник генерального директора.
62. Страховой статистик
Должностные обязанности. Обеспечивает систематизацию и статистическую обработку учетно-отчетных данных о деятельности страховой компании. Высчитывает показатели длительности страховой организации. Составляет годовой статистический отчет по страховой компании. Своевременно подает заявки на приобретение бланков учетно-отчетных статистических форм. Подготавливает различные справки на основе данных статистического учета. Выполняет другие разовые поручения руководства страховой компании, в пределах возложенных на него функций.
Должен знать. Организацию статистического учета в страховой компании. Основы страховой статистики. Методы анализа статистических данных. Формы первичных документов по статистическому учету и отчетности. Правила эксплуатации вычислительной техники. Основы научной организации труда. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Правила внутреннего трудового распорядка в страховой компании.
Квалификационные требования. Среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее одного года.
63. Доверенный врач-специалист страховой компании
Должностные обязанности. Организует врачебно-страховую экспертизу документов, удостоверяющих факты и обстоятельства страховых случаев по договорам личного страхования, связанных с утратой общей трудоспособности, стойким расстройством здоровья, травмой, инвалидностью летальным исходом. Осуществляет встречную проверку представленных медицинских документов в лечебных учреждениях. Ведет прием страхователей. Представляет службу врачебно-страховой экспертизы в организациях, учреждениях, административных и судебно-следственных органах. Имеет теоретическую и практическую подготовку по своей медицинской специальности, в области смежных специальностей, в вопросах определения инвалидности. Принимает меры по совершенствованию экспертного обслуживания страхователей (застрахованных), повышению качества врачебно-страховой экспертизы. Рассматривает заявления и предложения граждан по вопросам медицинского обслуживания и принимает меры по их реализации.
64. Врач-эксперт страховой компании
Должен знать. Основы законодательства об охране здоровья населения и социального обеспечения. Основы экономики и организации управления страхового дела. Структуру и основные принципы организации здравоохранения. Основы функционирования бюджетно-страховой медицины. Юридические права и обязанности доверенного врача-специалиста страховой компании. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее медицинское образование, стаж работы на врачебных должностях, включая интернатуру и стажировку, не менее 3 лет.
В. Осипов
"Кадровик", N 1-2, январь-февраль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107