25 августа 2008 г. |
г. Вологда Дело N А52-728/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н.,
при участии от Государственного учреждения "Управление природными ресурсами Псковской области" Ивановой И.В. по доверенности от 28.03.2008 N 15/08,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива - колхоз "Родина" на решение Арбитражного суда Псковской области от 10 июня 2008 года по делу N А52-728/2008 (судья Степанов Е.В.),
установил
сельскохозяйственный производственный кооператив - колхоз "Родина" (далее - СПК - колхоз "Родина", колхоз) обратился в Арбитражный суд Псковской с заявлением о признании незаконными действий Государственного учреждения "Управление природными ресурсами Псковской области" (далее - ГУ "Псковприродресурсы") по отводу третьим лицам делянок для рубки древесины на участках лесного фонда, переданного СПК - колхоз "Родина" в безвозмездное пользование.
Решением Арбитражного суда Псковской области по делу от 10.06.2008 в удовлетворении требования колхоза отказано.
СПК - колхоз "Родина" с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение норм материального права при вынесении решения, несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела. Полагает, что в нарушение установленного действующим законодательством порядка земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие колхозу, переведены в другую категорию земель - земли лесного фонда. Полагает, что ГУ "Псковприродресурсы" не может быть признано ссудодателем, поскольку колхоз не состоит с ним в договорных отношениях.
ГУ "Псковприродресурсы" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
СПК - колхоз "Родина" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя ГУ "Псковприродресурсы", исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации Псковской области от 05.11.1999 N 323 "О передаче в безвозмездное пользование сельхозорганизациям участков лесного фонда" участок лесного фонда площадью 8431 га, расположенный в кварталах 300-373 Государственного учреждения "Новосокольнический сельский лесхоз", передан в безвозмездное пользование СПК - колхоз "Родина" сроком на 49 лет в соответствии с договором от 03.01.2002, прошедшим регистрацию 18.03.2002.
Согласно данному договору участок лесного фонда предоставлен колхозу для осуществления всех видов лесопользования.
Управлением регистрационной службы по Псковской области СПК - колхоз "Родина" выдано свидетельство от 25.10.2007 о праве собственности на земельный участок площадью 84 314 000 кв.м на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского хозяйства, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 60-60-03/003/2007-1027.
СПК - колхоз "Родина", считая, что ГУ "Псковприродресурсы" незаконно отводятся делянки и производится заготовка древесины в лесах, переданных в пользование колхозу и находящихся на его землях, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанных действий.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что участки лесного фонда, находящиеся в пользовании у колхоза, у него не изымались, и о наличии у ГУ "Псковприродресурсы" права по передаче участков лесного фонда третьим лицам для заготовки древесины, при этом правомерно исходил из следующего.
Согласно подпунктам "в", "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды, а также общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
В силу статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся в том числе иные установленные данным Кодексом, другими федеральными законами полномочия.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 83 названного Кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организацию использования лесов, их охраны (в том числе тушение лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов на указанных землях.
В соответствии с Положением о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 224 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2005 N 650), размер участка лесного фонда, предоставляемого в безвозмездное пользование, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно лесному законодательству исходя из вида и целей лесопользования, а также объемов, необходимых для удовлетворения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах сельскохозяйственных организаций, претендующих на получение участка лесного фонда в безвозмездное пользование.
Объемы лесопользования, необходимые для удовлетворения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах сельскохозяйственных организаций, получивших право на безвозмездное пользование участком лесного фонда, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, нормативам, утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
К собственным потребностям сельскохозяйственных организаций в древесине относится потребность в ней для строительства и всех видов ремонта капитальных и временных производственных, жилых, общественных и иных зданий, строений и сооружений, находящихся в их собственности, а также для их отопления.
Лесопользователь вправе приступить к осуществлению лесопользований, предусмотренных договором безвозмездного пользования, со дня государственной регистрации договора и выдачи лесопользователю лесорубочного и (или) лесного билета.
Таким образом, сельскохозяйственные организации имеют право на ежегодную рубку древесины только в определенном количестве.
Вся остальная часть участков лесного фонда, находящегося в границах, переданных по договору безвозмездного пользования, остается недоиспользованной.
Как усматривается из материалов дела (отзыва ответчика), по результатам лесных аукционов в 2007 году обществу с ограниченной ответственностью "Форест" и индивидуальному предпринимателю Жукову А.И. переданы участки лесного фонда только для заготовки древесины, доказательств обратного заявителем не представлено.
Участки лесного фонда, находящиеся у СПК - колхоз "Родина" в пользовании, у него не изымались.
Согласно пункту 1 статьи 700 Гражданского Кодекса Российской Федерации нахождение вещи (в данном случае - участков лесного фонда) в безвозмездном пользовании на основании договора не лишает ссудодателя права передать ее в возмездное пользование, в том числе и в аренду, третьему лицу.
В рассматриваемом случае, как пояснил ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, ГУ "Псковприродресурсы" является правопреемником Государственного учреждения "Псковлес", в состав которого входили Государственное учреждение "Новосокольнический лесхоз" и ФГУ "Псковсельлес", образованного в результате реорганизации.
В связи с этим доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что ГУ "Псковприродресурсы" не может быть признано ссудодателем, поскольку колхоз не состоит с ним в договорных отношениях, не состоятельны.
Не может быть принята судом во внимание ссылка в апелляционной жалобе на то, что в нарушение порядка, предусмотренного Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" распоряжением администрации Псковской области от 22.01.2008 N 13-р земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие колхозу, переведены в другую категорию земель - земли лесного фонда, поскольку предметом заявленных требований являются действия ГУ "Псковприродресурсы", а не распоряжение администрации Псковской области.
С учетом изложенного решение суда соответствует действующему законодательству и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 10 июня 2008 года по делу N А52-728/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного кооператива - колхоз "Родина" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Богатырева |
Судьи |
И.Н. Бочкарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-728/2008
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив - колхоз "Родина"
Ответчик: Филиал "Великолуклес", ГУ Управление природными ресурсами Псковской области