Комментарий к приказу Федеральной налоговой службы от 6 июня 2006 г.
N САЭ-3-06/334 "О внесении изменений в Инструкцию от 10.04.2000 N 60
"О порядке составления акта выездной налоговой проверки
и производства по делу о нарушениях законодательства
о налогах и сборах", утвержденную приказом МНС России
от 10.04.2000 N АП-3-16/138"
Опубликованный приказ изменил форму решения о привлечении к налоговой ответственности. Теперь в этом документе обязательно должны быть прописаны порядок и сроки его обжалования. В настоящее время процедура обжалования имеет много особенностей. О том, как взыскивают деньги и обжалуют решения налоговой службы, мы и расскажем в нашем комментарии.
Как взыскивают недоимку и пени
Обнаружив налоговое нарушение, инспекторы выносят решение о привлечении фирмы к налоговой ответственности. В нем они указывают суммы недоимки, пеней и штрафов. Сначала фирме предлагают добровольно заплатить налог и санкции. Для этого ей направляют требование об уплате налога и пеней. После того как требование получено, компания должна либо заплатить деньги, либо обжаловать решение налоговой инспекции. И сделать это нужно до того, как закончится срок уплаты, указанный в требовании.
Если требование не будет выполнено, налоговая инспекция может взыскать суммы недоимки и пеней в бесспорном порядке. Для этого руководитель инспекции выносит решение о взыскании налога и пеней за счет денег, которые находятся на счетах фирмы в банках. Такое решение принимают не позднее 60 дней после окончания срока исполнения требования (п. 3 ст. 46 НК РФ). Для взыскания недоимки и пеней налоговые инспекторы направляют в банк инкассовое поручение. Если инспекторы "забудут" о вас и пропустят 60-дневный срок, им придется обращаться в суд. Причем подать исковое заявление они могут не позднее шести месяцев после окончания срока, указанного в требовании (постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).
Как взыскивают штрафы
С 1 января 2006 года налоговая служба получила право взыскивать штрафы в бесспорном порядке. Правда, здесь есть ограничения. Сумма штрафа по каждому налогу и за каждый налоговый период не должна превышать 50 000 рублей для организации и 5000 рублей для индивидуального предпринимателя. Возьмем штраф по НДС. Предположим, что фирма платит налог ежемесячно. За 2006 год максимальная сумма "бесспорного" штрафа для нее может составить 600 000 руб. (50 000 руб. х 12 мес.). А вот по налогу на прибыль эта сумма не может быть больше 50 000 рублей за тот же период времени.
Если суммы штрафов превышают указанные пределы, инспекторам придется обращаться в суд. Как и в случае с недоимкой, сначала инспекторы предлагают фирме добровольно заплатить штрафы. Для этого они передают ей требование об уплате налоговых санкций (ст. 103.1 НК РФ). В том случае, если фирма не уплатит суммы, указанные в требовании, и не предпримет мер по обжалованию решения, оно вступит в законную силу. Налоговые инспекторы направят решение судебному приставу-исполнителю. Последний и должен получить деньги с компании. То есть в отличие от взыскания недоимки и пеней налоговая инспекция не вправе самостоятельно выставить инкассовое поручение и списать сумму штрафа с расчетного счета.
Разобраться, в каком порядке будут взыскивать деньги, вам поможет таблица 1:
Таблица 1
Недоимки и пени | "Бесспорные" штрафы | Штрафы через суд | |
Оформление документов налоговой службой для привлечения фирмы к ответственности |
Решение о привлечении к налоговой ответст- венности |
Решение о взыскании налоговой санкции, которое принимают на основании решения о привлечении к налоговой ответственности |
Решение о привлечении к налоговой ответственнос- ти |
Действия налоговых инспекторов, если требование об уплате недоимки, пеней и шт- рафов не будет испол- нено |
Руководитель налогово- го органа принимает решение о взыскании налога и пеней за счет денег, которые находя- тся на банковских сче- тах фирмы |
Решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу |
Оформление и передача искового заявления в суд |
Порядок взыскания де- нег |
Налоговая инспекция направляет инкассовое поручение в банк. В свою очередь банк спи- сывает деньги с расче- тного счета фирмы |
Налоговая инспекция напра- вляет решение о взыскании налоговой санкции судебно- му приставу. Он и взыски- вает суммы штрафов. Инспе- кция не вправе самостояте- льно направить инкассовое поручение в банк |
Если суд принял решение в пользу налоговой инспек- ции, взыскивает деньги судебный пристав |
Обжалование решений налоговой службы
Обычно решение о взыскании с фирмы денег оформляют на основании акта выездной проверки. Его форма есть в Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60. Акт (включая все приложения к нему) составляют в двух экземплярах. Один остается в налоговой инспекции, другой инспекторы передают под роспись руководителю фирмы.
Представитель фирмы должен подписать акт. Ваша подпись на нем - это формальность. Она не означает, что вы согласны с выводами, изложенными в акте. Если вы отказались поставить подпись, налоговая инспекция просто сделает на нем специальную отметку. На дальнейшее развитие событий отказ никак не повлияет. Поэтому, если вы не согласны с выводами, изложенными в акте, можете не подписывать его или подписать, но сделать оговорку о своем несогласии.
Получив акт, внимательно изучите его. Если ваш спор с налоговой инспекцией дойдет до суда, то исход дела во многом будет зависеть от того, насколько правильно он составлен. Все ошибки и неточности в нем вы можете обратить в свою пользу.
Прежде всего проверьте:
- соответствует ли акт установленной форме, есть ли в наличии все указанные в нем приложения и расчеты;
- правильны ли расчеты сотрудников налоговой инспекции. Нередко в них бывают арифметические ошибки;
- не вышли ли проверяющие за круг вопросов, указанных в решении о проведении проверки;
- не нарушены ли сроки проверки;
- содержит ли акт ссылки на нормативные документы, положения которых вы нарушили, а также на статьи Налогового кодекса, в которых установлена ответственность за эти нарушения. В противном случае акт проверки не будет соответствовать требованиям, установленным для этого документа;
- действовали ли на момент нарушения нормативные акты, на которые ссылаются налоговики;
- каковы были ставки налогов на момент нарушения.
Акт - это еще не решение налоговой инспекции, а только мнение инспекторов, которые проводили проверку. Если вы обнаружили в нем ошибки, можете направить руководителю налоговой инспекции свои возражения. На это закон (ст. 100 НК РФ) дает вам две недели со дня получения акта.
Возражения по акту проверки можете изложить в произвольной форме. Постарайтесь четко сформулировать, с чем вы не согласны. И не пишите слишком длинных текстов. Имейте в виду: если в ваших возражениях будет слишком много "воды", скорее всего руководитель инспекции прочитает только начало и конец бумаги. Для него важно только то, с чем вы не согласны и чем подтверждаете свою позицию. Поэтому излагайте свои мысли по такому принципу: пункт акта, с которым вы не согласны, - аргументы в пользу вашей точки зрения со ссылками на законы (указы, постановления, инструкции и т.д.). Если есть судебная практика, приведите и ее.
Как только двухнедельный срок, отведенный для представления возражений, истек, инспекторы передают материалы проверки своему руководителю или его заместителю. Он должен рассмотреть их и принять решение в течение 14 дней. Копию решения инспекторы должны вручить руководителю фирмы (его заму). Если вы уклоняетесь от получения решения, налоговая инспекция отправит его по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения будет считаться шестой день начиная с даты отправки письма. Получили вы его фактически или нет, неважно.
Прежде чем обжаловать решение налоговой инспекции, внимательно ознакомьтесь с ним. Форма этого документа должна полностью соответствовать той, которая утверждена Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60. Опубликованный в нашем журнале документ внес в нее изменения. Теперь в решении обязательно должна быть информация о том, как его можно оспорить. А именно:
- срок, в течение которого можно обжаловать решение в вышестоящую инстанцию (например, налоговое управление) или суд;
- порядок обжалования решения;
- наименование вышестоящей инстанции и ее адрес, фамилия, имя и отчество вышестоящего должностного лица, название и адрес суда.
Налоговые инспекции должны оформлять решения по новой форме с 21 июля 2006 года.
Если вы не согласитесь с фактами, которые изложены в решении, нужно подать жалобу в налоговое управление. Сделать это следует как можно раньше. Если штраф с фирмы взыщут, а после ей удастся обжаловать решение, вернуть сумму санкции будет очень сложно. Дело в том, что порядок возврата уже взысканных налоговых санкций Налоговым кодексом не установлен.
Жалобу в вышестоящий налоговый орган составляют в произвольной форме. Кроме того, фирме следует отправить копию жалобы в ту налоговую инспекцию, которая пытается ее оштрафовать. Это очень важно. Ведь на основании копии налоговые инспекторы могут с организации приостановить решение о взыскании штрафа.
Срок подачи жалобы в налоговую инспекцию составляет три месяца со дня, когда фирма "узнала или должна была узнать о нарушении своих прав". Если организация пропустила срок по уважительной причине, налоговый орган его может продлить. При этом если вы подали и потом отозвали жалобу, направить ее инспекторам повторно нельзя.
Налоговое управление может отказаться рассматривать жалобу, если:
- был пропущен срок подачи жалобы;
- из жалобы неясно, с чем не согласна фирма, или в ней нет аргументов в пользу организации;
- жалоба подана человеком, у которого нет прав выступать от имени фирмы;
- вступило в силу решение суда по тем возражениям, которые есть в жалобе.
В случае отказа налоговые инспекторы должны сообщить об этом фирме в течение 10 дней со дня поступления жалобы.
Обратите внимание: фирма может подать одновременно жалобу и в вышестоящий налоговый орган, и в суд. Если на жалобу налоговые органы не откликнулись, вы не лишаетесь права подать иск в суд (ст. 138 НК РФ). Особенности обжалования решений в вышестоящий налоговый орган и в суд представлены в таблице 2.
Таблица 2
Обжалование решения в вышестоящий налоговый орган |
Обжалование решения в суд |
|
Срок обжалования решения (отправки узнала необхо- димых документов) |
Три месяца со дня, когда фирма о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ) |
Три месяца с момента, когда фирма узнала о вынесенном решении (п. 4 ст. 198 АПК РФ) |
Какие документы подают для обжалования решения |
Жалоба, составленная в произвольной форме, в вышестоящий налоговый орган и копия жалобы в налоговую ин- спекцию, которая приняла решение о взыскании штрафа |
Исковое заявление и отдельное заявление о принятии обеспечительных мер (для того чтобы приостановить решение налоговой инспекции) |
Исполнение каких решений приостанавливают при по- даче жалобы |
Решение о взыскании санкций | На усмотрение судьи |
И.А. Старостенко,
налоговый юрист
"Нормативные акты для бухгалтера", N 15, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.