Организация проведения инвентаризации
Инвентаризация активов и обязательств является одним из действенных средств внутреннего контроля организации. Инвентаризация позволяет выявить фактическое наличие материальных ценностей, денежных средств, других активов, проверить достоверность сумм, числящихся в расчетах, определить фактический объем выполненных работ и оказанных услуг, а также решить другие задачи внутреннего контроля.
Инвентаризация - это элемент учетной политики. Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете " (далее - Закон о бухгалтерском учете) при формировании учетной политики помимо рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, правил документооборота и прочих элементов учетной политики утверждается и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.
Общий порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и оформления результатов инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее - Методические указания по инвентаризации), утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.
Применяемый организацией порядок проведения инвентаризации может быть закреплен в отдельном внутреннем нормативном документе (положении о порядке проведения инвентаризации), являющемся приложением к учетной политике организации.
Положение о порядке проведения инвентаризации кроме общих сведений, касающихся нормативного регулирования, целей, задач и оснований проведения инвентаризации, должно содержать ответы на ряд практических вопросов, которые возникают при организации инвентаризационных мероприятий. В частности, положение о порядке проведения инвентаризации должно устанавливать:
участников инвентаризации и их основные функции;
порядок подготовки к инвентаризации;
виды применяемых инвентаризационных документов;
порядок документооборота и оформления результатов инвентаризации;
порядок урегулирования инвентаризационных разниц.
Цели, задачи и порядок проведения инвентаризации
Основная цель проведения инвентаризации сформулирована в ст. 12 Закона о бухгалтерском учете: обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. Данную цель можно рассматривать как основную при проведении инвентаризации.
В соответствии со ст. 1 Методических указаний по инвентаризации к целям инвентаризации также относятся:
выявление фактического наличия имущества;
сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
проверка полноты отражения в учете обязательств.
Для достижения указанных целей в ходе инвентаризации решаются следующие задачи:
выявляется недостающее (испорченное) имущество;
оценивается выявленная недостача (порча) имущества;
выявляются неучтенные имущество и финансовые обязательства;
оцениваются выявленные излишки имущества;
проверяется соответствие фактических данных о количестве и оценке имущества и финансовых обязательств данным бухгалтерского учета;
проверяются фактическое состояние имущества и возможность его дальнейшего использования для целей производства и управления;
проверяется выполнение правил содержания, эксплуатации, использования в производстве и хранения имущества;
регулируются инвентаризационные разницы.
Сколько раз проводить инвентаризацию в отчетном году, даты ее проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете обязательно проводить инвентаризацию нужно в следующих случаях:
при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц. Если в организации предусмотрена коллективная (бригадная) материальная ответственность, инвентаризация проводится при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);
при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проверяются все виды имущества и финансовых обязательств, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Сроки и периодичность проведения инвентаризации указанных видов имущества должны быть соответствующим образом закреплены в учетной политике организации.
В дополнение к обязательной инвентаризации по решению собственников (акционеров) или руководителей может быть организована инициативная инвентаризация в форме плановых или внезапных проверок.
Плановые проверки имущества и обязательств осуществляются в соответствии с установленным в организации графиком и служат целям текущего контроля. Цель внезапных проверок, проводимых без предварительного предупреждения материально ответственных лиц, - выявить нарушения при хранении и эксплуатации материальных ценностей.
По окончании инвентаризации можно устраивать контрольные проверки правильности проведения инвентаризации.
Основанием для проведения любой инвентаризации является приказ руководителя организации, который оформляется в соответствии с унифицированной формой N ИНВ-22 (утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88).
При необходимости в унифицированную форму могут быть внесены, например, такие дополнительные реквизиты:
дата, на которую проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств (дата инвентаризации);
должности, фамилии, имена и отчества лиц, проводящих инвентаризацию;
сроки проведения инвентаризационных мероприятий по отдельным наиболее значимым видам имущества и финансовых обязательств;
сроки проведения инвентаризации по отдельным местам нахождения материальных ценностей (производственным участкам, складам, кладовым и т.д.);
сроки составления инвентаризационных описей, актов инвентаризации, сличительных ведомостей по каждому проверяемому виду имущества и финансовых обязательств;
сроки представления на утверждение руководителю организации результатов инвентаризации, а также другие дополнительные реквизиты.
При изменении унифицированной формы приказа о проведении инвентаризации форма приказа должна быть утверждена в составе учетной политики организации.
Участники инвентаризации и их основные функции
Для проведения инвентаризации в организациях создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации может быть возложено на нее. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств в дополнение к постоянной инвентаризационной комиссии формируются рабочие инвентаризационные комиссии. Они действуют исключительно в период проведения инвентаризации и проверяют наличие и состояние имущества и финансовых обязательств. Деятельность рабочих инвентаризационных комиссий контролируется постоянной инвентаризационной комиссией организации.
Если у организации имеются представительства и филиалы, наделенные имуществом, или в случае, когда проверке подлежит большое количество материальных ценностей, для проведения инвентаризации целесообразно создавать рабочие инвентаризационные группы. Они подчиняются рабочей инвентаризационной комиссии или отдельным ее членам, проверяют наличие и физическое состояние материальных ценностей по их местонахождению и материально ответственным лицам.
Создаваемые в организации постоянная инвентаризационная комиссия, рабочие инвентаризационные комиссии и группы являются основными участниками процесса инвентаризации.
Члены постоянной инвентаризационной комиссии назначаются из числа представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.д.).
В зависимости от вида имущества и финансовых обязательств в состав рабочих инвентаризационных комиссий и групп могут быть включены работники следующих служб организации:
инженерно-технических - при инвентаризации основных средств;
материально-технического снабжения - при инвентаризации материально-производственных запасов;
финансовых - при инвентаризации финансовых вложений, расчетов по кредитам и займам;
д юридической - при инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.
К работе в составе инвентаризационных комиссий и групп могут привлекаться сотрудники службы внутреннего аудита и представители независимых аудиторских организаций. Последние действуют на основании доверенностей, выданных в установленном законодательством порядке.
Для качественного проведения инвентаризации при формировании рабочих инвентаризационных комиссий и групп рекомендуется придерживаться следующего правила: одно и то же лицо не может назначаться два года подряд председателем комиссии или группы, занимающейся проверкой материальных ценностей, которые закреплены за одним и тем же материально ответственным лицом.
Персональный состав постоянных инвентаризационных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и групп утверждается приказом руководителя организации. При этом постоянная инвентаризационная комиссия создается, как правило, на один календарный год, а рабочие инвентаризационные комиссии и группы формируются и действуют только в период проведения инвентаризации.
Отсутствие при проведении инвентаризации хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Аналогично при проверке имущества и финансовых обязательств должны присутствовать все члены рабочих инвентаризационных комиссий и групп.
Во избежание ситуаций, когда по болезни или другой уважительной причине в инвентаризационных мероприятиях не могут принять участие отдельные члены рабочих инвентаризационных комиссий и групп, в приказе о проведении инвентаризации лучше предусмотреть назначение дополнительных членов комиссий (групп).
Проверка фактического наличия имущества проводится при обязательном участии материально ответственных лиц. Однако они не должны включаться в состав инвентаризационных комиссий, иначе снижается эффективность инвентаризации как контрольного мероприятия.
Участие материально ответственных лиц в процессе инвентаризации должно заключаться прежде всего в наблюдении за ходом инвентаризации подотчетного имущества. При необходимости они могут выполнять отдельные операции, связанные с перевесом и пересчетом товарно-материальных ценностей. Например, материально ответственные лица могут быть привлечены к ведению ведомости отвесов при инвентаризации большого количества весовых товаров.
Для своевременного и эффективного проведения инвентаризационных мероприятий необходимо разграничить полномочия и сферу ответственности участников инвентаризации. Распределять функции постоянной инвентаризационной комиссии и рабочих инвентаризационных комиссий и групп можно, как показано в таблице.
Таблица
Участник инвентаризации | Функции |
Постоянная инвентаризационная комиссия | Планирование инвентаризационных мероприятий |
Подготовка приказа о проведении инвентаризации | |
Контроль за своевременным и полным проведением инвентари- заций рабочими инвентаризационными комиссиями и группами |
|
Рассмотрение и передача в ревизионную службу (службу внутреннего аудита, службу безопасности) копий документов по выявленной недостаче и порче имущества |
|
Представление руководителю организации проекта приказа об утверждении результатов инвентаризации |
|
Организация контрольных инвентаризаций | |
Рабочая инвентаризационная комиссия | Установление фактического наличия имущества и финансовых обязательств |
Проверка соответствия фактических данных о наличии и оценке имущества и финансовых обязательств данным бухгалтерского учета |
|
Проверка фактического состояния имущества и подтверждение возможности его дальнейшего использования в целях производства и управления организацией |
|
Выявление нарушений правил хранения ценностей и ведения их первичного учета |
|
Получение письменных объяснений лиц, допустивших недостачу или порчу ценностей, нарушение правил их хранения и эксплуатации |
|
Документальное обеспечение урегулирования инвентаризацион- ных разниц |
|
Рабочая инвентаризационная группа | Подготовка к проведению инвентаризации (подбор документов, подготовка бланков инвентаризационных описей и актов инвентаризации и т.д.) |
Проведение инвентаризационных мероприятий по местам хранения имущества и материально ответственным лицам |
|
Проведение инвентаризационных мероприятий по местам хранения первичных учетных документов и местам учета финансовых обязательств |
|
Обеспечение режима сохранности материальных ценностей в случае проведения инвентаризации в течение нескольких дней |
|
Хранение инвентаризационных описей и актов в шкафу (сейфе) в закрытом помещении, в котором проводится инвентаризация |
|
Внесение в инвентаризационные описи и акты инвентаризации данных о фактическом наличии и состоянии имущества и финансовых обязательств |
Если приказом о проведении инвентаризации не предусмотрено создание рабочих инвентаризационных комиссий и групп, все указанные выше функции выполняются постоянной инвентаризационной комиссией организации.
Порядок подготовки к инвентаризации
До начала инвентаризации необходимо составить план ее проведения. Это позволит своевременно и полно провести проверку, сократить трудозатраты, обеспечив слаженные действия участников инвентаризации.
План проведения инвентаризации готовится постоянной инвентаризационной комиссией и может включать в себя следующее:
направления проведения инвентаризации (виды проверяемого имущества и финансовых обязательств);
количество и примерный состав рабочих инвентаризационных комиссий и групп;
распределение рабочих инвентаризационных комиссий и групп по направлениям инвентаризации;
сроки проведения основных инвентаризационных мероприятий;
применение сплошных и выборочных методов проверки к отдельным видам имущества и финансовых обязательств и т.д.
В соответствии с составленным планом постоянная инвентаризационная комиссия готовит и представляет на подпись руководителю организации приказ о проведении инвентаризации. Затем он регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (унифицированная форма N ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации" утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88).
В сроки, установленные приказом, рабочими инвентаризационными комиссиями и группами проводится подготовка к инвентаризации, в ходе которой подбираются первичные учетные документы, служащие основанием для принятия имущества и обязательств к бухгалтерскому учету.
На подготовительном этапе также может проводиться подробное планирование инвентаризации, в ходе которого проводятся следующие мероприятия:
определение календарных сроков снятия остатков по каждому отдельному месту хранения ценностей и материально ответственному лицу;
определение календарных сроков составления инвентаризационных описей;
получение у работников складского хозяйства схем расположения стеллажей и планов мест хранения;
установление маршрутов движения рабочих инвентаризационных комиссий и групп при проведении инвентаризации имущества на складах и в хранилищах организации.
При подготовке к инвентаризации ответственные члены постоянной или рабочей инвентаризационной комиссии должны провести подробный инструктаж непосредственных исполнителей инвентаризационных процедур о правилах и технике их исполнения.
До начала инвентаризации бухгалтерия должна провести выверку бухгалтерских данных по имуществу и финансовым обязательствам организации, планируемым к проверке. При этом выверяются данные первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета за период с момента последней инвентаризации. При обнаружении расхождений и неточностей врегистрах бухгалтерского учета и первичных учетных документах в данные бухгалтерского учета вносятся необходимые исправления и уточнения.
До начала инвентаризации члены рабочих инвентаризационных комиссий (групп) готовят бланки инвентаризационных описей и актов инвентаризации по видам имущества и финансовых обязательств, планируемых кпроверке. Для составления инвентаризационных описей и актов инвентаризации используются следующие унифицированные формы первичной учетной документации:
N ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств";
N ИНВ-1а "Инвентаризационная опись нематериальных активов";
N ИНВ-2 "Инвентаризационный ярлык";
N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей";
N ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных";
N ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение";
N ИНВ-6 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути";
N ИНВ-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них";
N ИНВ-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях";
N ИНВ-9 "Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них";
N ИНВ-10 "Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств";
N ИНВ-11 "Акт инвентаризации расходов будущих периодов";
N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств";
N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности";
N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;"
Приложение к форме N ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами"*(1).
В ходе инвентаризации объектов незавершенного строительства, заделов незавершенного производства, расчетов по неотфактурованным поставкам, резервов предстоящих расходов и других видов имущества и финансовых обязательств могут использоваться формы первичной документации, разработанные организацией самостоятельно и утвержденные в составе ее учетной политики.
При автоматизированной обработке учетных данных инвентаризационные описи, содержащие заполненные графы с характеристиками объектов (наименование, назначение, год выпуска, инвентарный номер и др.), могут распечатываться из бухгалтерской программы. Графы описей, предназначенные для отражения данных офактическом наличии, количестве и стоимости объектов, а также данных о наличии, количестве и стоимости по данным первичных учетных документов и данным бухгалтерского учета, остаются незаполненными.
Инвентаризационные описи на материальные ценности составляются по каждому местонахождению ценностей и материально ответственному лицу. Бланки инвентаризационных описей готовятся в следующем количестве:
по имуществу, принадлежащему организации на основании права собственности, - вдвух экземплярах (по одному экземпляру для инвентаризационной комиссии и материально ответственного лица);
по арендованным основным средствам, материалам, принятым в переработку, товарно-материальным ценностям, принятым на ответственное хранение, ипо другому имуществу, числящемуся в бухгалтерском учете, но не принадлежащему организации на основании права собственности, - в трех экземплярах (по одному экземпляру для инвентаризационной комиссии, материально ответственного лица и собственника имущества);
по имуществу, отданному под отчет материально ответственному лицу, при смене материально ответственных лиц - в трех экземплярах (по одному экземпляру для инвентаризационной комиссии, материально ответственного лица, сдающего имущество, и материально ответственного лица, принимающего имущество под свою ответственность).
До начала проверки фактического наличия имущества материально ответственные лица представляют рабочей инвентаризационной комиссии приходные и расходные документы, а также отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, не сданные в бухгалтерию на дату инвентаризации. Бухгалтеры сдают рабочей инвентаризационной комиссии приходные и расходные документы, не принятые к учету на дату инвентаризации.
Полученные приходные и расходные документы и отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств визирует председатель рабочей инвентаризационной комиссии с отметкой "До инвентаризации на "---" (дату)". Указанная запись служит основанием для определения бухгалтерией остатков имущества на дату инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица (в том числе лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества или доверенности на получение имущества) дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии, и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
На время проведения инвентаризации операции по отпуску и приему ценностей приостанавливаются.
При длительном проведении инвентаризации висключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации товарно-материальные ценности могут отпускаться впроцессе инвентаризации. Отпуск производится материально ответственными лицами вприсутствии членов рабочей инвентаризационной комиссии или группы. Отпускаемые ценности заносятся в отдельную опись, а в расходных документах делается отметка за подписью председателя рабочей инвентаризационной комиссии.
Ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов рабочей инвентаризационной комиссии или группы. Данные о поступивших ценностях заносятся в отдельную опись, которая прилагается к основной инвентаризационной описи или акту инвентаризации.
Инвентаризация проводится отдельно по каждому местонахождению имущества и материально ответственному лицу или группе лиц, на ответственном хранении которых находится имущество.
Члены инвентаризационных рабочих комиссий (групп) заполняют в инвентаризационных описях и актах графы о фактическом наличии материальных ценностей в количественном выражении. Записи делаются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Основанием для записей является проведенная проверка имущества.
Проверяемые материальные ценности указываются в описях и актах по наименованию (номенклатуре) иоцениваются в стоимостном выражении и натуральных измерителях, принятых в учете.
На каждой странице описи (акта) указывают прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
В инвентаризационных описях и актах не разрешается оставлять незаполненные строки; незаполненные строки на последних страницах инвентаризационных описей и актов прочеркиваются.
На последней странице описи (акта) делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, проводивших такую проверку. Обнаруженные в ценах, таксировке и подсчетах ошибки подлежат исправлению. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационных рабочих комиссий (групп) и материально ответственными лицами с указанием даты исправления.
На основные средства, полученные в аренду, принятые на ответственное хранение или в переработку, инвентаризационная опись составляется отдельно по каждому контрагенту. Один экземпляр составленной инвентаризационной описи высылается в адрес контрагента (арендодателя, поклажедателя, давальца).
Отдельные описи составляются также на имущество, переданное другим организациям в аренду, на ответственное хранение, в переработку и залог. При инвентаризации таких ценностей необходимо получить отчеты (инвентаризационные описи) контрагентов, составленные на дату инвентаризации. По усмотрению руководителя организации для проведения инвентаризации имущества, переданного на сторону, но числящегося в бухгалтерском учете организации, могут быть направлены ответственные работники служб материально-технического снабжения и других служб организации.
На объекты, не пригодные к дальнейшей эксплуатации и не подлежащие восстановлению, также составляется отдельная инвентаризационная опись. По каждому объекту указываются дата ввода в эксплуатацию и установленные причины непригодности (порча, полный износ).
В отдельную инвентаризационную опись заносится имущество, поступающее во время инвентаризации. Одновременно на приходном документе ответственный член рабочей инвентаризационной комиссии (группы) делает отметку "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую внесено это имущество.
После окончания проверки и выведения итоговых показателей инвентаризационные описи подписывают члены рабочих инвентаризационных комиссий (групп), проводившие проверку, и материально ответственные лица. Последние дают расписки, подтверждающие проверку имущества в присутствии материально ответственных лиц, а также то, что у них нет к проведенной проверке каких-либо претензий, а имущество принято на ответственное хранение.
Инвентаризационные описи и акты передаются в бухгалтерию организации, которая на основании данных бухгалтерского учета заполняет в описях и актах графы "По данным бухгалтерского учета".
До определения результатов инвентаризации бухгалтерия обязана тщательно проверить правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях и актах.
По результатам инвентаризации, выявившей отклонения фактических данных от данных бухгалтерского учета, бухгалтер формирует сличительные ведомости результатов инвентаризации по формам N ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств", ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей"*(2), а также формы сличительных ведомостей, разработанных организацией самостоятельно.
Суммы излишков и недостач указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
При составлении сличительных ведомостей выявляются суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы материально-производственных запасов, и списываются потери в пределах норм естественной убыли*(3).
При определении недостачи товаров учитывается завес тары. Выявленная при инвентаризации недостача товаров вследствие завеса тары списывается в пределах фактической недостачи при условии, что недостающая сумма превышает недостачу, рассчитанную по норме естественной убыли.
На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (принятые на хранение, в переработку, полученные в аренду и залог), составляются отдельные сличительные ведомости. Владельцам ценностей предоставляется справка о результатах инвентаризации с приложением копии инвентаризационной описи.
Каждая сличительная ведомость подписывается работником бухгалтерии, который ее составил, и материально ответственным лицом, и оформляется в трех экземплярах (по одному экземпляру для бухгалтерии, рабочей инвентаризационной комиссии и материально ответственного лица).
Для оформления результатов инвентаризации допускается также применять единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.
Рабочая инвентаризационная комиссия анализирует полученные инвентаризационные документы и устанавливает причины выявленных излишков, недостач, пересортицы и порчи имущества. При необходимости рабочая инвентаризационная комиссия запрашивает иполучает подробные письменные объяснения материально ответственных лиц и других работников организации.
По каждому факту недостачи имущества рабочая инвентаризационная комиссия (группа) устанавливает размер причиненного организации ущерба.
Размер ущерба при утрате или порче ценностей должен соответствовать фактическим потерям исходя из рыночных цен, но не ниже стоимости утраченного имущества по данным бухгалтерского учета (включая износ). Рыночная стоимость утраченных (испорченных) ценностей определяется на основе цен на данный или аналогичный вид активов, действующих на дату проведения инвентаризации.
Данные о ценах, действующих на дату инвентаризации, должны быть подтверждены документально. Для определения цен могут быть использованы следующие сведения:
о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также всредствах массовой информации и специальной литературе;
экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств.
Результаты проведения инвентаризационных мероприятий отражаются в протоколе рабочей инвентаризационной комиссии. Он должен также содержать обоснованные предложения по урегулированию инвентаризационных разниц и исчерпывающие объяснения причин, по которым инвентаризационные разницы не отнесены на виновных лиц.
Протокол рабочей инвентаризационной комиссии сприложенными инвентаризационными документами (инвентаризационными описями, актами инвентаризации, сличительными ведомостями, объяснениями материально ответственных лиц и др.) передается на рассмотрение постоянной инвентаризационной комиссии организации.
Постоянная инвентаризационная комиссия принимает решение об утверждении протоколов рабочих инвентаризационных комиссий исогласовании результатов инвентаризации.
На основании утвержденных протоколов ответственный член постоянной инвентаризационной комиссии составляет ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, по форме N ИНВ-26, которая утверждена Постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26, или иной документ, отражающий результаты проведенной инвентаризации.
При выявлении нарушений порядка проведения инвентаризации протокол рабочей инвентаризационной комиссии отклоняется с одновременным поручением рабочей инвентаризационной комиссии провести дополнительные инвентаризационные мероприятия.
Подготовленный постоянной инвентаризационной комиссией проект приказа об утверждении результатов инвентаризации с приложенной ведомостью учета результатов, выявленных инвентаризацией, направляется на подпись руководителю организации. Он принимает окончательное решение об урегулировании выявленных инвентаризацией расхождений фактического наличия активов и обязательств и данных бухгалтерского учета (инвентаризационных разниц).
По окончании инвентаризации постоянная инвентаризационная комиссия брошюрует все инвентаризационные документы, которые хранятся в организации не менее пяти лет.
Результаты инвентаризации имущества и финансовых обязательств могут быть признаны недействительными по следующим основаниям:
если у материально ответственного лица при проведении инвентаризации отсутствовали вверенные ему материальные ценности;
при проведении инвентаризации отсутствовал хотя бы один член рабочей инвентаризационной комиссии (группы);
были обнаружены неоговоренные исправления в инвентаризационных описях;
инвентаризационные описи составлены с нарушением требований, предъявляемых к оформлению данных документов.
Если требуется уточнение результатов инвентаризации, проводятся контрольные мероприятия по проверке правильности результатов инвентаризации. Результаты контрольных проверок оформляются актом оконтрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (форма N ИНВ-24)*(4), который регистрируется в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (форма N ИНВ-25)*(4).
Общая схема документооборота в процессе проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств представлена на рисунке.
Урегулирование инвентаризационных разниц производится на основании приказа руководителя организации.
В соответствии с п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации результаты инвентаризации отражаются в данных бухгалтерского учета того месяца, в котором она была завершена. По нашему мнению, результаты инвентаризации могут отражаться в данных бухгалтерского учета на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Результаты инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности отражаются в годовой бухгалтерской отчетности.
После утверждения результатов инвентаризации постоянная инвентаризационная комиссия готовит ипредставляет на подпись руководителю организации приказ опривлечении виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности.
При привлечении работников к материальной ответственности необходимо учитывать положения главы 39 Трудового кодекса Российской Федерации об условиях наступления материальной ответственности и обстоятельствах, исключающих материальную ответственность работника.
Сумма ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника, взыскивается на основании распоряжения (приказа) руководителя организации, которое должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба (с даты утверждения результатов инвентаризации).
Обычно ущерб возмещается путем удержания сумм из заработной платы работника. По согласованию с администрацией организации в возмещение ущерба работник может передать организации равноценное имущество либо исправить поврежденное имущество. С разрешения администрации организации допускается также возмещение работником ущерба срассрочкой платежа.
Если месячный срок с даты утверждения результатов инвентаризации истек или работник не согласен возмещать ущерб, сумма которого превышает его средний месячный заработок, сумма ущерба взыскивается в судебном порядке.
Полученные организацией постановления следственных органов и решения судебных органов передаются в бухгалтерию для взыскания с виновных лиц сумм установленного судом ущерба либо отнесения сумм ущерба на финансовые результаты (если виновные лица не установлены).
"Схема"
Е.Е. Бобровская,
эксперт департамента методологии
бухгалтерского учета компании "ФБК"
Л.А. Дубовенко,
директор департамента методологии
бухгалтерского учета компании "ФБК"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 4-5, февраль-март 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.
*(2) Утверждены Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.
*(3) Нормы естественной убыли для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и порчи товарно-материальных ценностей применяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей".
*(4) Утверждены Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru