г. Вологда
06 октября 2008 г. |
Дело N А05-6195/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
при участии от таможни Карпова А.Б. по доверенности от 01.07.2008 N 28, Германов Д.О. по доверенности от 26.09.2008 N 47,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 июля 2008 года (судья Панфилова Н.Ю.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна-2005" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне (далее - таможня) о признании недействительным требования от 17.04.2008 о предоставлении документов, подтверждающих уплату обеспечения таможенных платежей в общей сумме 1 920 987 руб. 60 коп.
Таможня с решением суда не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что судом не дана оценка постановлению Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" (далее - постановление N 147). Кроме того, Совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 187 и Государственного таможенного комитета от 08.08.2003 N 970 "О перечне документов и порядке ведения целевого использования транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию" (далее - Приказ N 187/970) определены документы, подтверждающие использование для международных перевозок товаров транспортных средств. Ссылается на непредставление таких документов обществом как при таможенном оформлении временно ввозимых транспортных средств, так и в судебном заседании. Также указывает, что таможне не были представлены документы, указанные в решении суда, ни во время таможенного оформления, ни в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до начала судебного заседания.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу таможни - без удовлетворения. Полагает, что поскольку возможность использования транспортных средств возникла у заявителя только после 23.04.2008, то на момент принятия оспариваемых требований заявитель не мог располагать документами, подтверждающими использование транспортных средств для международных перевозок. Ссылается на непредставление таможней доказательств использования заявителем транспортных средств для внутренних перевозок с нарушением требований Приказа N 187/970. Обосновывает возражения относительно жалобы таможни о непредоставлении ей до судебного заседания бухгалтерских документов позицией, изложенной Президиумом Федерального арбитражного суда Северо-западного округа.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители таможни поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей таможни, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество по договору международного лизинга от 12 ноября 2007 года N 071112-Avtokolonna-2005 в апреле 2008 года ввезло на территорию Российской Федерации два седельных тягача "Volvo FH 4Х2 Т" (листы дела 11 - 16).
Указанные транспортные средства оформлены обществом по грузовым таможенным декларациям N 10203100/100408/0000890 и N 10203100/100408/0000891 в таможенном режиме временного ввоза на срок до 25.09.2011 (листы дела 43 - 48).
Одновременно общество обратилось в таможню с заявлением об оформлении транспортных средств в соответствии с режимом временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенной пошлины и налогов без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей на срок 3,5 года (лист дела 49).
Таможня письмом от 17.04.2008 N 07-01-23/3394 сообщила обществу о необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, предусмотренного статьей 340 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) (лист дела 52).
Также 17.04.2008 таможня направила обществу два требования, в которых указала на необходимость представления обществом в срок до 12.05.2008 документов, подтверждающих уплату обеспечения таможенных платежей на общую сумму 1 920 987 руб. (листы дела 9, 10).
Общество с указанными требованиями не согласилось и оспорило их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Статьей 209 ТК РФ предусмотрено, что временный ввоз - это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 212 ТК РФ перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 147 предусмотрено, что в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, предусмотрено полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров. При этом Министерству транспорта Российской Федерации и Государственному таможенному комитету Российской Федерации предписано определить перечень документов, подтверждающих использование транспортных средств, указанных в пункте 2 настоящего постановления, для осуществления международных перевозок товаров, и порядок контроля за использованием этих транспортных средств в указанных целях (пункт 4 названного постановления).
В целях реализации пункта 4 постановления N 147 принят совместный Приказ N 187/ 970, которым утвержден перечень документов и порядок контроля целевого использования транспортных средств, временно ввозимых на территорию Российской Федерации.
В данном случае из материалов дела следует и не оспаривается таможней, что ввезенные обществом транспортные средства относятся к товарам - код ТН ВЭД России 8701201012.
Таким образом, в отношении указанных транспортных средств предусмотрена тарифная льгота в виде полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок.
Статьей 337 ТК РФ предусмотрены общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 151 и подпункту 2 пункта 1 статьи 337 ТК РФ товары подлежат условному выпуску, если льготы по уплате таможенных платежей, пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по использованию и распоряжению товарами. Исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае условного выпуска товаров.
Пунктом 4 Распоряжения Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 17.03.2004 N 118-р "О размере обеспечения уплаты таможенных платежей" таможенным органам предписано применять обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении товаров, выпущенных условно в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 151 ТК РФ, только в случаях отсутствия необходимых документов, подтверждающих правомерность применения таких льгот.
На основании пункта 3 статьи 14 ТК РФ требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.
Письмом от 15.04.2004 N 01-06/13988 Государственный таможенный комитет РФ разъяснил порядок и основания направления требований о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении большегрузных транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для осуществления международных перевозок".
В названном письме указано, что ввиду того, что рассматриваемые товары ограничены к использованию в Российской Федерации, о чем имеются соответствующие отметки в их регистрационных документах, а также, что контроль за их эксплуатацией и коммерческими операциями с ними осуществляется и другими государственными службами, предъявление таможенными органами требований по обеспечению уплаты таможенных платежей должно быть обоснованным и адекватным деятельности российских организаций как международных перевозчиков.
При этом решение о требовании обеспечения уплаты таможенных платежей подлежит согласованию с начальником таможни и должно приниматься с учетом позиции Министерства транспорта и связи Российской Федерации и ходатайства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. Требование по обеспечению уплаты таможенных платежей следует предъявлять в случае неоднократного нарушения владельцем большегрузных автомобильных транспортных средств таможенного законодательства Российской Федерации в части уклонения либо способствования уклонению от уплаты таможенных платежей за перемещаемые товары.
Из представленных в материалы дела ходатайств Министерства транспорта Российской Федерации от 07.04.2008 N 02-05/05-423нс и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков от 27.03.2008 N АСМАП-7/1-3-1536 следует, что оформление транспортных средств в соответствии с режимом временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенной пошлины и налогов без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей является целесообразным (листы дела 50, 51).
В ходатайстве Ассоциации международных автомобильных перевозчиков также указано, что Ассоциация не располагает сведениями о нарушениях, связанных с нецелевым использованием обществом транспортных средств, помещенных под таможенный режим временного ввоза.
Факт представления обществом в таможенный орган всех необходимых документов и сведений, подтверждающих право на льготу по уплате таможенной пошлины, таможня не оспаривает.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 337 ТК РФ обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.
Довод таможни о том, что обязательства, взятые перед ней, не будут выполнены, мотивированы тем, что размер уставного капитала общества (19 500 руб.) не обеспечит в случае нарушения таможенного режима поступление платежей в бюджет.
Суд первой инстанции, оценив представленные обществом бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 1 квартал 2008 года, справку об отсутствии задолженности от 28.03.2008 N 2141, обоснованно отклонил данный довод таможни.
Таким образом, в рассматриваемом случае таможней не представлено доказательств того, что требования таможенного законодательства не будут выполнены заявителем.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что ему не были представлены документы, подтверждающие использование транспортных средств для международной перевозки товаров, поскольку на момент вынесения оспариваемых требований (17.04.2008), общество не располагало возможностью представления таких документов.
Из материалов дела следует, что датой выпуска спорных транспортных средств является 23.04.2008.
Также суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что таможне в нарушение статьи 65 АПК РФ представлены документы, в том числе бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 1 квартал 2008 года, справка об отсутствии задолженности от 28.03.2008 N 2141.
Данный аргумент жалобы таможни опровергается пояснениями представителя таможни, зафиксированными в протоколе судебного заседания, состоявшегося 09.07.2008 (листы дела 59 - 60).
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 июля 2008 года по делу N А05-6195/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6195/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна-2005"
Ответчик: Архангельская таможня