Учет расчетов по выданным бюджетным кредитам
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и при соблюдении определенных требований государственным или муниципальным унитарным предприятиям могут быть предоставлены бюджетные кредиты. О бюджетном учете операций по выданным бюджетным кредитам рассказывают К.В. Сергеева, руководитель отдела разработки программ бюджетного учета фирмы "1С" и Ф.Ю. Борисов, методист фирмы "1С".
Согласно Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит является формой расходов бюджетов, поэтому учет бюджетных кредитов ведется в разрезе функциональной классификации расходов.
Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.
При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.
К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.
Бюджетные кредиты могут предоставлять органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы. При этом они обязаны вести реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.
Бюджетные кредиты предоставляются юридическим лицам, например, на инвестиционные цели. Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.
Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки.
Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Статья 69 Бюджетного кодекса РФ относит к бюджетным кредитам также налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей юридическим лицам. При этом размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета (ст. 41 БК РФ).
Бюджетными кредитами являются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ из бюджета РФ, а также межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из бюджета субъектов РФ.
Одним из видов бюджетных кредитов является исполнение государственных и муниципальных гарантий. Согласно БК РФ государственной или муниципальной гарантией в целях БК РФ признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии.
Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.
Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных и муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Согласно статье 66 БК РФ средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".
Учет операций по выданным бюджетным кредитам
Бюджетный учет выданных бюджетных кредитов, а так же движений по кредитам ведется на балансовом счете 20700 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам". На этом счете ведется учет сумм по предоставленным из бюджета кредитам, государственным кредитам, по государственным и муниципальным гарантиям - по основному долгу, начисленным процентам, штрафам и пени.
К счету открываются аналитические счета по видам заемщиков:
- 20701 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации";
- 20702 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации";
- 20703 "Расчеты с дебиторами по государственным кредитам правительствам иностранных государств";
- 20704 "Расчеты с дебиторами по государственным кредитам иностранным юридическим лицам";
- 20705 "Расчеты с дебиторами по государственным кредитам международным финансовым организациям".
Согласно Таблице соответствия кода счета бюджетного учета коду классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (Приложение N 4 к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н) операции по счету 20700 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам" могут вестись только в рамках бюджетной деятельности.
Возможны следующие операции по счетам аналитического учета счета 20700 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам":
1. Предоставление из бюджета бюджетных кредитов:
Дебет 1.207.ХХ.540
Кредит
- 1.304.05.540 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по предоставлению бюджетных кредитов";
- 1.201.01.610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов";
- 1.201.07.610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте".
2. Начисление процентов по кредиту, штрафов за нецелевое использование средств, штрафов и пеней за несвоевременные возврат и уплату процентов:
Дебет 1.207.ХХ.540
Кредит 1.401.01.120 "Доходы от собственности"
3. Погашение задолженности по предоставленным из бюджета кредитам, начисленным по ним процентам, штрафам, пеням:
Дебет
- 1.210.02.640 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступлениям в бюджет от возврата бюджетных кредитов";
- 1.210.02.120 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от собственности";
- 1.210.02.140 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия";
- 1.201.01.510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета";
- 1.201.07.510 "Поступление денежных средств учреждения на счета в иностранной валюте"
Кредит 1.207.ХХ.640
4. Перечисления сумм по государственным и муниципальным гарантиям, ведущих к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику:
Дебет 1.207.ХХ.540
Кредит
- 1.304.05.540 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по предоставлению бюджетных кредитов";
- 1.201.01.610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов";
- 1.201.07.610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте".
Обращаем ваше внимание, что перечисление сумм по государственным и муниципальным гарантиям, по которым не возникают эквивалентные требования со стороны гаранта к должнику, отражается по кредиту следующих счетов:
- 020101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов";
- 020107610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте";
- 030405290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам"
и дебету счета 040101290 "Прочие расходы".
5. Получение денежных средств в возмещение сумм, уплаченных по государственной или муниципальной гарантии:
Дебет
- 1.210.02.640 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступлениям в бюджет от возврата бюджетных кредитов";
- 1.201.01.510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета";
- 1.201.07.510 "Поступление денежных средств учреждения на счета в иностранной валюте",
Кредит 1.207.ХХ.640
6. Списание задолженности по предоставленным бюджетным кредитам:
Дебет 1.401.01.273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами"
Кредит 1.207.ХХ.640
7. Переоценка задолженности по бюджетным кредитам и государственным кредитам, государственным гарантиям, выданным в иностранной валюте.
Положительная курсовая разница:
Дебет 1.207.ХХ.540
Кредит 1.401.01.171 "Доходы от переоценки активов"
Отрицательная курсовая разница:
Дебет 1.401.01.171
Кредит 1.207.ХХ.640
Переоценка задолженности по бюджетным кредитам, государственным кредитам, государственным гарантиям, выданным в иностранной валюте, производится один раз в месяц в последний день отчетного месяца либо на дату совершения операции по ним.
Аналитический учет по счету 120700 ведется в "Карточке учета выданных ссуд (кредитов)" по форме 0504057.
Результаты инвентаризации задолженности по бюджетным кредитам, находящимся на учете в учреждении, оформляются Инвентаризационной описью задолженности по бюджетным ссудам (кредитам) по форме 0504083.
Карточка учета выданных ссуд (кредитов), форма 0504057
Согласно приказу Минфина России от 23.09.2005 N 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета" в карточке учета выданных ссуд (кредитов) по счету аналитического учета счета 207, открытой каждому получателю, учитывается движение и задолженность по выданным из бюджета кредитам, а также по процентам за пользование кредитами, начисленным штрафам, пеням. Карточка заполняется по мере совершения операций. Учет ведется в рублях и в иностранной валюте.
В разделе I "Погашение ссуд (кредитов)" карточки отражаются: целевое назначение выданной ссуды (кредита), категории задолженности; срок погашения выданной ссуды (кредита); остаток непогашенной ссуды (кредита) на начало текущего месяца; сумма выданной (перечисленной) ссуды (кредита) в течение месяца; суммы поступивших или зачтенных средств в погашение основной суммы долга в течение месяца, прочие операции (по списанию, реструктуризации, переоценке), выводится остаток непогашенной ссуды (кредита) на конец месяца по счету 207.
В разделе II "Проценты (штрафы, пени) за пользование ссудой (кредитом)" карточки отражаются:
- установленная ставка за пользование ссудой (кредитом);
- остаток на начало месяца начисленных процентов за пользование ссудой (кредитом), штрафов, пеней;
- превышение начисленных процентов, штрафов, пеней над уплаченными (по дебету);
- превышение уплаченных процентов за пользование ссудой (кредитом), штрафов, пеней за текущий месяц согласно заключенным договорам (по кредиту);
- суммы начисленных процентов за пользование ссудой (кредитом), штрафов, пеней за текущий месяц;
- дата, установленная для уплаты начисленных процентов, штрафов, пеней;
- сумма уплаченных (погашенных) процентов, штрафов, пеней в течение месяца по счету 207.
Инвентаризационная опись задолженности, форма 0504083
Инвентаризационная опись задолженности по бюджетным ссудам (кредитам) применяется для отражения результатов инвентаризации задолженности по бюджетным кредитам, находящимся на учете в учреждении.
Согласно приказу Минфина России от 23.09.2005 N 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета" инвентаризационная опись заполняется по видам задолженности в разрезе заемщиков и кредитных соглашений по соответствующим номерам счетов бюджетного учета.
В инвентаризационной описи отражаются: сумма задолженности по основному долгу в рублях и в иностранной валюте; задолженность по начисленным и неуплаченным процентам в рублях и в иностранной валюте; задолженность по штрафным санкциям за нецелевое использование средств в рублях и в иностранной валюте; задолженность по штрафам (пеням) за несвоевременный возврат и неуплату процентов в рублях и в иностранной валюте; сумма задолженности, подтвержденная дебиторами; сумма задолженности, не подтвержденная дебиторами; сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности. Инвентаризационная опись подписывается председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии учреждения.
К.В. Сергеева,
руководитель отдела разработки
программ бюджетного учета фирмы "1С"
Ф.Ю. Борисов,
методист фирмы "1С"
"БУХ.1С", N 8, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667