г. Вологда
30 октября 2008 г. |
Дело N А13-1989/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Козловой С.В., Писаревой О.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Додул А.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Лукинской М.А. по доверенности от 12.12.2006,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 сентября 2008 года по делу N А13-1989/2008 (судья Кургин А.Ф.),
установил
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу "Северсталь" (далее - ОАО "Северсталь") о взыскании на основании статей 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 11 304 200 руб. штрафа за задержку вагонов, принадлежащих железной дороге, в период с 11 апреля по 20 апреля 2007 года на железнодорожных путях необщего пользования ОАО "Северсталь" по договору от 26 мая 2006 года N 4-28.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 02 сентября 2008 года исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "Северсталь" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 5 652 100 руб. штрафа и 68 021 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине. В остальной части иска отказано.
- истцом не представлено доказательств обоснованности начисления взыскиваемой неустойки по статье 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, так как отсутствуют памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов;
- ОАО "РЖД" не представило доказательств принадлежности ему на праве собственности вагонов, за задержку которых начислен штраф;
- судом при принятии решения не оценены и не учтены факты нарушения перевозчиком положений согласованного сторонами Единого технологического процесса, а именно: неуборка ОАО "РЖД" готовых поездов с железнодорожного пути необщего пользования ветвевладельца и невозможность производить работу по расформированию, формированию на сортировочной горке ветвевладельца. В связи с этим неоплачиваемое время пользования вагонами увеличивается на время неуборки поездов с железнодорожного пути необщего пользования. В подтверждение данных обстоятельств ОАО "Северсталь" составлены акты по форме ГУ-23. По данному основанию сумма начисленного штрафа за сверхнормативный простой вагонов за период с 11 апреля по 20 апреля 2007 года подлежала уменьшению судом на 460 000 руб. до 10 844 200 руб. на основании составленного ответчиком расчета суммы штрафа и актов общей формы. Именно указанная сумма штрафа подлежала уменьшению по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации на 50%.
Истец в возражениях на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании против ее удовлетворения возражали.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, ОАО "Северсталь" направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей. Дело рассмотрено без участия представителей ответчика в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Северсталь" (владелец) 26 мая 2006 года заключили договор N 4-28 (с протоколом согласования разногласий) на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей необщего пользования ОАО "Северсталь", примыкающих к железнодорожным путям станций Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги.
Согласно параграфу 3 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом ОАО "Северсталь" на пути станции Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом ОАО "Северсталь" с расстановкой их по местам погрузки, выгрузки. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом ОАО "Северсталь" на станцию Череповец-2 ОАО "Северсталь" и Кошта Северной железной дороги. Выводка готовых поездов со станции Череповец-2 ОАО "Северсталь" производится локомотивами ОАО "РЖД".
В параграфе 9 договора стороны согласовали технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "Северсталь" для операций погрузки и выгрузки в зависимости от времени года (зима, лето). Кроме того, стороны предусмотрели, что при подаче вагонов локомотивом ОАО "Северсталь" контрагентам, указанным в параграфе 14.3 договора, предоставляется неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборки вагонов с этих мест, равное 2 часам на каждый вагон контрагента.
Поскольку со стороны ОАО "Северсталь" в период с 11 апреля по 20 апреля 2007 года включительно имели место случаи задержки принадлежащих ОАО "РЖД" вагонов под погрузкой и выгрузкой, последним на основании статей 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предъявлен настоящий иск.
За простой вагонов в указанный период, подтвержденный ведомостями подачи и уборки вагонов формы ГУ-46 ВЦ, ОАО "РЖД" начислило ОАО "Северсталь" штраф в сумме 11 304 200 руб.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из обоснованности требований ОАО "РЖД" о взыскании штрафа в связи с подтверждением факта простоя вагонов, а также из необходимости уменьшить сумму подлежащей взысканию неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд не находит оснований не согласиться с решением суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
Согласно части 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Частью 1 статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 Устава с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Технологический срок оборота вагонов на подъездном пути ОАО "Северсталь" установлен договором.
Подлежит отклонению судом апелляционной инстанции довод жалобы о том, что истцом не представлено доказательств обоснованности начисления взыскиваемой неустойки по статье 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, так как отсутствуют памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с пунктами 2 и 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС РФ) от 18 июня 2003 года N 43, основанием для начисления указанного штрафа являются ведомости подачи и уборки вагонов, ведомости учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленные на основании памяток приемосдатчика, ведомости учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленные на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.
В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Поскольку ведомости подачи и уборки вагонов по форме ГУ-46ВЦ, оформленные на основании памяток приемосдатчиков, предусмотрены вышеуказанными правилами в качестве основания для начисления штрафа, у ОАО "РЖД" отсутствует обязанность представлять в суд непосредственно сами памятки. Таким образом, истцом представлены надлежащие доказательства обоснованности начисления неустойки по статье 62 Устава.
Составление актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, в том числе актов общей формы, осуществляется перевозчиком согласно пункту 3.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 45. В связи с этим оформленные ответчиком акты общей формы обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве надлежащих доказательств нарушения перевозчиком положений согласованного сторонами Единого технологического процесса, а именно неуборки ОАО "РЖД" готовых поездов с железнодорожного пути необщего пользования ветвевладельца.
Не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что истцом не представлено доказательств принадлежности ему на праве собственности вагонов. Учет вагонов осуществляется истцом в соответствии с инструкцией МПС РФ N ЦД - ЦЧУ/771, утвержденной 03 августа 2000 года первым заместителем Министра путей сообщения Ильиным В.И., и в ведомостях подачи и уборки вагонов указано на их принадлежность ОАО "РЖД". Кроме того, в особом мнении к ведомостям подачи и уборки вагонов ОАО "Северсталь", признав, что плата предъявлена за пользование подвижным составом ОАО "РЖД", в полном объеме ее уплатило исходя из времени, указанного в ведомостях подачи и уборки вагонов.
Ввиду вышеуказанного доводы жалобы являются необоснованными и подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Поскольку решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, то оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 сентября 2008 года по делу N А13-1989/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
С.В. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-1989/2008
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "Северсталь"