12 ноября 2008 г. |
г. Вологда Дело N А13-3769/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Бочкаревой И.Н., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н.,
при участии от заявителя - предпринимателя Пономарева А.Б., Левичевой И.Л. по доверенности от 26.12.2007 N О-8003, от главы администрации Домозеровского сельского поселения Вологодской области - главы администрации Ковтунович Л.Т., Малышевой И.Л. по доверенности от 25.09.2008 N 1252,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации Домозеровского сельского поселения на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 сентября 2008 года по делу N А13-3769/2008 (судья Мамонова А.Е.),
установил
предприниматель Пономарев Александр Борисович обратился в Арбитражный суд Вологодской с заявлением, уточнив свои требования, к главе администрации Домозеровского сельского поселения (далее - глава администрации) о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном непринятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) 35:22:0303034:0137 и возложении обязанности вынести решение об изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственных целей" на вид "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Решением Арбитражного суда Вологодской области по делу от 04.09.2008 требования предпринимателя удовлетворены. Признано не соответствующим Федеральному закону от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и незаконным бездействие главы администрации Домозеровского сельского поселения Вологодской области, выразившееся в непринятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 35:22:0303034:0137 по результатам публичных слушаний 29.04.2008.
Суд обязал главу администрации Домозеровского сельского поселения Вологодской области принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 35:22:0303034:0137 "для сельскохозяйственных целей" на вид разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
С ответчика в пользу предпринимателя Пономарева А.Б. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб. и судебные расходы в сумме 7000 руб.
В остальной части заявленных требований отказано.
Глава администрации Домозеровского сельского поселения с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Полагает, что оспариваемым отказом не нарушаются права предпринимателя Пономарева А.В. на использование земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Предприниматель Пономарев А.Б. в отзыве на апелляционную жалобу и судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Глава администрации, его представитель в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Заслушав объяснения главы администрации, его представителя, предпринимателя Пономарева А.Б., его представителя, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, Пономарев А.Б. зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области 17.10.2007 внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 307352829000014.
Пономарев А.Б. является собственником земельного участка площадью 130 000 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Домозеровский с/с, в районе д. Доронино, КН 35:22:0303034:0137, о чем произведена запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 35-35-13/012/2006-970 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 19.01.2007.
Земельный участок приобретен на основании договоров купли-продажи доли в общей долевой собственности на земельный участок от 02.07.2005, решения собственника от 25.12.2006 и протокола общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок акционерного общества закрытого типа "Домозерово" с целью дальнейшего создания и использования его для крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с этим предприниматель обратился к главе администрации Домозеровского сельского поселения с заявлением (вх. от 12.11.2007 N 326) с просьбой организовать публичное слушание и принять решение об изменении вида разрешенного использования в отношении указанного земельного участка "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства". К заявлению приложено свидетельство о праве собственности на земельный участок и свидетельство о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Не получив ответа, предприниматель вновь обратился к главе администрации с заявлением от 24.03.2008 об изменении вида разрешенного использования земельного участка (вх. от 31.03.2008 N 133).
Главой администрации Домозеровского сельского поселения 29.04.2008 проведены публичные слушания, по результатам которых рекомендовано изменить вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в районе д. Доронино с КН 35:22:0303034:0137 "для сельскохозяйственных целей" на вид разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Соответствующее решение главой администрации не было принято, в связи с этим предприниматель оспорил его бездействие в судебном порядке.
Принимая решение об удовлетворении требования предпринимателя, суд первой инстанции признал незаконным бездействие главы администрации как не соответствующее Федеральному закону от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно пункту 3 части 1 статье 4 которого вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие данного Кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний. Суд обязал главу администрации принять решение об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким бездействием прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентированы основные принципы земельного законодательства, в их числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пункт 8).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ определены категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
На основании части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в частности виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из положений части 6 статьи 36 ГрК РФ следует, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель водного фонда, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами (часть 7 стать 36 данного Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 4 статьи 79 ЗК предусмотрено, что особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В силу пункта 5 статьи 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 данного Федерального закона.
На основании пункта 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Как следует из материалов дела, главой администрации по заявлению главы крестьянского хозяйства Пономарева А.Б. об изменении вида разрешенного использования земельного участка проведены публичные слушания в порядке, определенном пунктом 14 Устава Домозеровского сельского поселения (в редакции решения Совета Домозеровского сельского поселения от 06.03.2008 N 200).
Решение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете Череповецкого района "Сельская новь" от 19.04.2008 N 30 (6614).
По результатам публичных слушаний (протокол от 29.04.2008) рекомендовано изменить вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в районе д. Доронино с КН 35:22:03:03:034:0137 "для сельскохозяйственных целей" на вид разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства". Результаты публичных слушаний опубликованы в газете "Сельская новь" от 17.05.2008 N 36 (6620).
Пономареву А.Б. главой администрации направлено письмо от 30.07.2008 N 1039 об отказе в принятии и выдаче постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка. В обоснование глава администрации Ковтунович Л.Т. сослалась на статью 79 ЗК РФ, часть 6 статьи 36 ГрК РФ, поскольку спорный земельный участок является сельскохозяйственными угодьями, и может быть использован только по прямому назначению: для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в: актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6.2.17 Порядка ведения Государственного реестра земель (раздел "Земельные участки"), утвержденного приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119, сведения о разрешенном использовании (назначении) вносятся в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 35:22:03 03 034:0137 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.03.2008 земельный участок с обозначенным кадастровым номером относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственных целей.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ основывается, в числе других на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Действительно, как правильно указал суд первой инстанции, ни свидетельство о государственной регистрации права от 19.01.2007 серия 35 СК N 203172, ни кадастровый паспорт земельного участка не содержат сведений о наличии каких-либо ограничений права, а также отнесении земель к сельскохозяйственным угодьям, иным особо охраняемым территориям.
Вместе с тем в материалах дела имеется справка начальника территориального (межрайонного) отдела по г. Череповцу и Череповецкому району Управления Роснедвижимости по Вологодской области от 27.08.2008 N 01-14/1220 (л.д. 88), подлинная представлена суду апелляционной инстанции на обозрение, согласно которой земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:22:03 03 034:137 площадью 130 000 кв.м, расположенный в районе д. Доронино, Домозеровского сельского совета Череповецкого района Вологодской области относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям (вид угодий - сенокос).
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, названное Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Территориальный (межрайонный) отдел по г. Череповцу и Череповецкому району в соответствии с положением, утвержденным Управлением Роснедвижимости по Вологодской области от 13.05.2006, является его структурным подразделением. Одной из функций названного отдела является проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также территориальное землеустройство на землях, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что представленная справка этого отдела не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, поскольку отдел такими полномочиями не наделен, ошибочен.
Приведенные в справе данные подтверждаются письмом Территориального (межрайонного) отдела по г. Череповцу и Череповецкому району от 11.11.2008 N 01-14/1495, представленному ответчиком в настоящее судебное заседание.
Кроме того, при формировании земельного фонда АОЗТ "Домозерово" в коллективно-долевую собственность данному акционерному обществу постановлением администрации Череповецкого района Вологодской области от 24.09.1993 N 425 был передан земельный участок из земель запаса (бывшего колхоза "Комсомолец") общей площадью 3554,3 га, в том числе пашни 3083,7 га, сенокоса 27,4 га, пастбищ 343, 2 га.
Арбитражный суд в силу части 1 статьи 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из понятия крестьянского (фермерского) хозяйства, приведенному в статье 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" оно представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает нарушение прав и законных интересов предпринимателя на использование земельного спорного участка с разрешенным использованием для сельскохозяйственных целей для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с отказом главы администрации, выраженного письмом от 30.07.2008 N 1039 в принятии и выдаче постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, из содержания пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не следует обязанность принятия главой местного администрации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования.
С учетом изложенных обстоятельств решение суда следует отменить, в удовлетворении требований предпринимателя Пономарева А.Б. отказать.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 сентября 2008 года по делу N А13-3769/2008 отменить.
В удовлетворении требований предпринимателя Пономарева Александра Борисовича о признании незаконным бездействия главы администрации Домозерского сельского поселения, выразившегося в длительном непринятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 35:22:0303034:0137 и возложении обязанности вынести решение об изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственных целей" на вид "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства отказать.
Взыскать с предпринимателя Пономарева Александра Борисовича в пользу администрации Домозеровского сельского поселения 1000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе.
Председательствующий |
В.А. Богатырева |
Судьи |
И.Н. Бочкарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3769/2008
Истец: Предприниматель Пономарев Александр Борисович
Ответчик: Администрация Домозеровского сельского поселения Вологодской области