Интервью с В.Ф. Яковлевым, председателем совета Исследовательского
центра частного права при Президенте РФ, доктором юридических
наук, заслуженным юристом России
- Вениамин Федорович, хотелось бы услышать Ваше мнение о проблемах создания четвертой части Гражданского кодекса РФ, регулирующей правоотношения по поводу интеллектуальной собственности. Прежде всего, почему был выбран вариант инкорпорирования соответствующих норм в отдельную главу кодекса, а не внесения изменений в действующие законы?
- Вопрос следовало бы сформулировать иначе: почему интеллектуальная собственность до сих пор не регламентируется Гражданским кодексом РФ? Любой цивилист знает, что регулирование отношений, связанных с результатами интеллектуальной деятельности, входит в предмет гражданского права. Но если эти отношения - часть предмета гражданского права, то почему при подготовке действующего ГК РФ в его составе не оказалось норм о праве интеллектуальной собственности, хотя исторически оно всегда было интегрировано в гражданско-правовые акты государства? Если обратиться к дореволюционному гражданскому праву, то следует упомянуть Свод законов Российской империи, а именно его т. Х, посвященный гражданско-правовой тематике. В 1887 г. в этом томе появились главы, регулирующие вопросы интеллектуальной собственности. Далее, проект Гражданского уложение Российской империи, работа над которым продолжалась около 55 лет, также включал нормы о праве интеллектуальной собственности. В том же ряду стоят и кодифицированные акты советского периода - и ГК РСФСР 1964 г., и Основы гражданского законодательства (в редакциях 1961 и 1991 гг.) содержали аналогичные разделы. Более того, нормы ГК РСФСР 1964 г., регулирующие авторское право, действуют по настоящее время. Таким образом, прослеживается многолетняя традиция включать указанные нормы именно в кодифицированные акты. Существенных причин для отказа от этого подхода я не вижу.
- Какие еще факторы, помимо преемственности, повлияли на принятие решения?
- Россия - страна кодифицированного права, иными словами, центральное место в системе ее правового регулирования занимают кодифицированные акты. Такие акты, согласно неофициальной классификации, считаются актами самого высокого уровня. И чтобы повысить значение норм, регулирующих отношения интеллектуальной собственности, а также статус и значение прав автора, необходимо, чтобы такие нормы стали составной частью ГК РФ. Ведь Гражданский кодекс РФ - это акт, по своему реальному значению уступающий лишь Конституции России. Суждения о том, что во многих странах, например, США, нет гражданских кодексов, некорректны: следует проводить сопоставление лишь "родственных" правовых систем. Так, в Италии право интеллектуальной собственности консолидировано в кодексе. Многие страны, образовавшиеся на территории бывшего СССР, в принимаемые новые гражданские кодексы ввели право интеллектуальной собственности. У нас тоже нет никаких оснований его не кодифицировать. Кроме того, кодификация права интеллектуальной собственности позволит создать Общую часть законодательства о праве интеллектуальной собственности. Многие полагали, что это невозможно, поскольку объекты данного права существенно отличаются друг от друга. Однако сейчас, в результате кропотливой работы, уже четко прорисовываются ее структура и положения. Нам удалось отразить в ней общие проблемы объектов законодательства об интеллектуальной собственности. Гражданский кодекс будет представлять собой единую правовую систему, в которой раздел о праве интеллектуальной собственности будет тесно связан с положениями Общей части Гражданского кодекса РФ Кодификация законодательства о праве интеллектуальной собственности не означает, что в данной сфере будет действовать лишь Гражданский кодекс РФ. Это невозможно хотя бы потому, что функционирование уполномоченных государственных органов регулируется административным правом, в том числе Кодексом об административных правонарушениях. Гражданский кодекс сформирует вокруг себя соответствующую законодательную среду, и входящие в нее акты будут успешно взаимодействовать, базируясь на нормах ГК РФ. В соответствии с этим разработчики не ставили задачи собрать в ГК РФ все нормы, касающиеся права интеллектуальной собственности. К примеру, регистрация изобретений является правообразующим основанием возникновения патентного права. Поэтому в ГК РФ нужно включить административные нормы о регистрации, но лишь в пределах, необходимых для выполнения правообразующей роли актов регистрации в области гражданских отношений, не более. Следовательно, ГК РФ не должен охватывать все правовое регулирование, сопряженное с отношениями в сфере интеллектуальной деятельности, так как это именно гражданский правовой акт и таковым останется. Меры уголовной и административной ответственности будут устанавливаться уголовным и административным законодательством.
- Каковы особенности систематизации рассматриваемых норм для включения их в ГК РФ?
- В советское время законодатель обращал внимание в основном на принадлежность прав интеллектуальной собственности, а не на их оборот. Иными словами, право интеллектуальной собственности существовало в большей степени "в статике", а не "в динамике", и соответствующая часть гражданского права была мало развита. С изменением общественного строя ситуация стала иной: в последние 15 лет происходило активное развитие именно "динамической" составляющей. Однако специальные законы, регулирующие эту область, были приняты в спешке и сейчас скорее тормозят развитие рынка интеллектуальной собственности. Кроме того, эти акты отличаются друг от друга по юридической технике, что порождает несогласованность как в понимании тех или иных терминов, так и в применении норм. Проведение систематизации законодательства выявляет многочисленные противоречия, позволяет внедрить единые фундаментальные подходы, использовать общую терминологию, устранить пробелы в регулировании Унифицировать имеющиеся законы наилучшим образом можно путем создания единого кодифицированного акта, в котором будут сохранены положения этих законов, успешно применяемые на практике. Разработчики четвертой части ГК РФ стремились установить баланс интересов, по крайней мере, трех групп заинтересованных лиц: авторов, пользователей результатов творческой деятельности и "инвесторов" - тех субъектов, которые вкладывают средства в создание результатов интеллектуальной деятельности и их широкое использование.
Таким образом, введение норм о праве интеллектуальной собственности в ГК РФ будет способствовать эффективному использованию результатов интеллектуальной собственности в гражданском обороте.
- Принимались ли во внимание разработчиками четвертой части ГК РФ международные стандарты об обращении интеллектуальной собственности?
- Безусловно, они учитывались. Было проведено тщательное сопоставление норм ГК РФ с конвенциями и соглашениями, которые ратифицированы нашей страной и являются для нас обязательными. Не были забыты и договоры, к которым Россия лишь планирует присоединиться, чтобы в ближайшей перспективе документ оставался актуальным. Этой аналитической работой занималась не только наша группа, привлекались и зарубежные специалисты - американские, канадские, германские. Их суждения сводятся к тому, что проект вполне соответствует международным документам. Одним из экспертов был Д. Мегс - профессор Иллинойского университета, автор более 200 работ в области интеллектуальной собственности, который хорошо владеет тонкостями как американского, так и российского права интеллектуальной собственности. Он полностью поддержал последнюю версию проекта. По его мнению, сторонники классических взглядов на разделение права могут быть обеспокоены тем, что в ГК РФ будут включены некоторые нормы административного права на внутренние патенты и товарные знаки, он же, напротив, полагает, что очень важно иметь все нормы о патентах и товарных знаках в одном документе. Д. Мегс также указал, что, хотя в целом глава ГК РФ об авторском праве, патентах и товарных знаках не противоречит положениям международных конвенций, отдельные замечания у него имеются. Так, одно из них затрагивает вопросы применения административных и правовых санкций в отношении производителей пиратской продукции.
- Удается ли разработчикам законопроекта добиться баланса интересов всех участников отношений, связанных с интеллектуальной собственностью?
- Начнем с того, что составители четвертой части ГК РФ не имеют личных интересов в области, которую они пытаются урегулировать. Это позволяет им объективно и добросовестно оценивать ситуацию. Я бы разделил разработчиков на две группы. В первую входят специалисты-теоретики, которые хорошо владеют техникой создания совершенной системы регулирования. Во вторую - судьи, которые прекрасно знают практику разрешения конфликтов в данной сфере. Мнения заинтересованных сторон, безусловно, учитываются, при этом увязываются интересы всех участников процесса. Думаю, что это необходимое условие создания эффективной системы. Мы проводим встречи с организациями, деятельность которых тесно связана с оборотом интеллектуальной собственности, объясняем позицию законодателя, выслушиваем конкретные замечания, которые уточняют специфику той или иной интеллектуальной продукции. Результаты таких встреч анализируются и принимаются во внимание при доработке проекта.
- Вы упомянули об участии судей в создании четвертой части ГК РФ. Новые глобальные нормативные акты, как правило, существенно корректируют работу судей, особенно на первых порах, пока нет наработанной практики принятия решений. Можно ли как-то смягчить для них этот переходный период?
- Переход к новым отношениям всегда сопровождается определенными трудностями. Я хорошо помню, как нашим судьям было тяжело в 1992 г., когда появились реальные рыночные отношения, а новая законодательная база отсутствовала. Суды же обязаны были разрешать споры и выносить решения. Кто тогда инициировал создание нового Гражданского кодекса? В первую очередь - судейское сообщество. Сейчас, как и тогда, надо думать прежде всего не о том, как облегчить жизнь судей, а о том, чтобы судебная деятельность соответствовала условиям, параметрам, требованиям современной жизни. Когда была подготовлена первая часть ГК РФ, мы сняли специальный учебный фильм. Разработчики кодекса с экрана отвечали на вопросы о применении нового правового акта, возникшие в судебной практике. Мы разослали фильм во все суды, каждый судья имел возможность с ним ознакомиться. Вместе с судьями учились и участники процесса. Когда принимается закон, он вводится в действие не сразу, а спустя какое-то время после опубликования. В этот период, на первом этапе, высшие суды всегда готовят разъяснения новелл, введенных в законодательство, т.е. действуют "на опережение". Затем начинается второй этап - наработка практики, появление вопросов, по совокупности которых выносится постановление пленума высшего суда, проводятся семинары. Например, после появления второй части ГК РФ во всех судебных округах прошли семинары. За окончательным утверждением четвертой части также обязательно последуют необходимые разъяснения, будут организованы совещания. Если представится такая возможность, снова сделаем обучающий фильм.
- Сможет ли принятие четвертой части ГК РФ послужить толчком к развитию процессуальных норм?
- Несомненно. В настоящее время суды общей юрисдикции рассматривают иски, связанные с патентным правом, арбитражные суды разрешают споры, обусловленные нарушением товарных знаков, и т.д. ГК РФ может стимулировать развитие процессуального законодательства, например, для более эффективного разрешения патентных споров. Думаю, нам было бы полезно изучить соответствующий зарубежный опыт, например, германский. Германия - самая "патентная" страна Европы, так как патентов здесь оформляется больше, чем в других государствах. Все споры, связанные с оформлением патента, рассматриваются в единственном федеральном патентном суде, причем на высочайшем профессиональном уровне. Дело в том, что здесь работают судьи, специализирующиеся на разрешении именно патентных споров. Кроме того, юристам помогают специалисты в области патентного права - технические судьи. Поэтому решения патентного суда практически не обжалуются, а если обжалуются, то обычно остаются в силе. Возможно, применение материального права - права интеллектуальной собственности - поднимет на новый уровень и процессуальное, административное законодательство. Это та сфера, регулирование в которой у нас еще не соответствует современным требованиям. Значит, пора двигаться вперед и в материальном праве, и в практике правоприменения.
- Вводятся ли четвертой частью в Общую часть ГК РФ новые объекты интеллектуальной собственности?
- Некоторые объекты действительно вводятся, однако нельзя сказать, что это совсем новые, не известные ранее юридические конструкции. Например, ноу-хау: объект всем знаком, но его правовое регулирование до сих пор отсутствует. Или такой объект, как база данных: имеются законы, которые регулируют авторские права разработчиков программ, но нет акта, который признавал бы объектом авторского права базу данных. Таким образом, есть реальные отношения, которые нуждаются в обозначении их как объекта правового регулирования, что будет содействовать их полноценной защите. В некоторых странах подобные законодательные пробелы компенсируются судебными прецедентами. К сожалению, наша судебная система не очень расположена к такому подходу, поэтому не стоит рассчитывать на то, что какие-то результаты творческой деятельности станут объектами защиты в отсутствие законодательной базы.
- Когда предполагается внести проект четвертой части ГК РФ на рассмотрение в Государственную Думу?
- Как только он будет готов. Точнее, увы, ответить не могу. Дело в том, что первая редакция раздела "Право интеллектуальной собственности" была создана одновременно со второй частью ГК РФ - одиннадцать лет назад. Сейчас прорабатывается уже четвертый вариант. Значит, на очереди четвертая попытка внесения этого раздела.
- Вениамин Федорович, большое спасибо за интересную беседу! Желаем успешного принятия четвертой части ГК РФ в самом скором будущем.
"Законодательство", N 6, июнь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с В.Ф. Яковлевым, председателем совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, доктором юридических наук, заслуженным юристом России
Вениамин Федорович Яковлев родился 12 февраля 1932 г. в городе Петухово Курганской области.
В 1953 г. окончил с отличием Свердловский юридический институт и последующие три года работал по направлению в Якутской юридической школе.
В 1956-1960 гг. был прокурором, затем около 30 лет посвятил научной, преподавательской и руководящей работе в Свердловском юридическом институте, где заведовал кафедрой гражданского права, занимал должность проректора. Имеет ученую степень доктора юридических наук.
В 1987-1989 гг. возглавлял Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства.
В 1989-1990 гг. был министром юстиции СССР.
В 1991 г. назначен Председателем Высшего Арбитражного Суда СССР, в 1992 г. - Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Руководил работой по организационному, правовому и кадровому обеспечению системы арбитражных судов Российской Федерации.
Участвовал в разработке проектов основных законодательных актов по вопросам гражданского права: Закона СССР об индивидуальной трудовой деятельности, Закона СССР о собственности, Основ гражданского законодательства, гражданского кодекса Российской Федерации.
Является автором более 150 научных работ.
Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III, II, I степеней.
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2006, N 6