20 января 2009 г. |
г. Вологда Дело N А05-10658/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мурахиной Н.В., Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Плесецкому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2008 года по делу N А05-10658/2008 (судья Чурова А.А.),
установил
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области (далее - УПФ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделению по Плесецкому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее - отделение УФК) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе, изложенном в письме от 16.09.2008 N 538, совершить действия, направленные на исполнение постановлений о взыскании сумм недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней, вынесенных УПФ на основании решений от 29.07.2008 N 163, 152, 151, и обязании совершить действия, направленные на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов путем принятия к исполнению названных постановлений.
Отделение УФК с данным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2008 года по делу N А05-10658/2008 отменить, в удовлетворении требований УПФ отказать. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что в силу статьей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на бюджетные средства бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
УПФ отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Отделение УФК и УПФ, извещенные надлежащим образом о времени и месте заседания, представителей в суд не направили, отделение УФК ходатайствовало о рассмотрении жалобы без участия его представителей. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что УПФ в соответствии со статьями 13, 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) приняты решения от 29.07.2008 N 163 о взыскании с Федерального бюджетного учреждения "Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности N 2 УФСИН по Архангельской области" пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 22 855 руб. 24 коп.; N 152 о взыскании с Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 29 УФСИН по Архангельской области" недоимки по страховым взносам и пеней в размере 4745 руб. 42 коп.; N 151 о взыскании с Федерального бюджетного учреждения "Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности N 2 УФСИН по Архангельской области" недоимки по страховым взносам и пеней в размере 15 814 руб. 94 коп. (л.д. 11-12, 15-16, 19-20).
На основании названных решений УПФ вынесены постановления от 30.07.2008 N 163, 152, 151 соответственно о взыскании с указанных организаций задолженности по страховым взносам и пеней (л.д. 10, 14, 18).
Данные постановления 08.08.2008 переданы в Отдел судебных приставов по Плесецкому району и города Мирный Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области для принудительного исполнения, о чем свидетельствуют отметки в штампах входящей корреспонденции на постановлениях.
В отношении этих постановлений 11.08.2008 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об отказе в возбуждении исполнительных производств со ссылкой на пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, разъяснено, что исполнительные листы о взыскании денежных средств за счет бюджета подлежат исполнению соответствующими финансовыми органами, а не судебными приставами-исполнителями (л.д. 13, 17, 21). Постановления N 163, 152, 151 возвращены в УПФ.
В связи с этим УПФ данные постановления направило в отделение УФК для исполнения.
Письмом от 16.09.2008 N 538 отделение УФК возвратило УПФ решения N 163, 152, 151 и вынесенные на их основании постановления N 163, 152, 151 без исполнения. В обоснование своих действий указало, что органы Федерального казначейства производят исполнение только судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а поскольку постановления УПФ не являются судебными актами, они не могут быть приняты к исполнению отделением УФК (л.д. 9).
Не согласившись с отказом ответчика принять к исполнению постановления о взыскании сумм недоимки и пеней, начисленных за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, УПФ обратилось в суд с заявлением о признании действий отделения УФК незаконными и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов УПФ путем принятия к исполнению названных постановлений.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности действий отделения УФК. При этом суд руководствовался следующим.
На основании Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде.
Согласно статье 5 Закона N 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Пункт 2 указанного Положения предусматривает, что Пенсионный фонд за счет страховых взносов работодателей, пеней производит сбор и аккумулирование денежных средств, впоследствии направляемых на выплаты пенсий и обеспечение деятельности Пенсионного фонда. При этом денежные средства Пенсионного фонда являются государственной собственностью Российской Федерации, но не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
В силу пункта 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 данного Закона.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" установленная статьей 25 Федерального закона N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ случае, или постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
В данном случае размер задолженности бюджетных учреждений, взыскиваемой УПФ во внесудебном порядке, не превышает пятидесяти тысяч рублей.
При рассмотрении судом первой инстанции факт того, что у организаций-должников на момент обращения УПФ в отделение УФК с требованием о взыскании не имелось расчетных счетов в учреждениях банков и иных кредитных организациях, не оспаривался в рамках данного дела. В материалах дела документов, свидетельствующих об открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации счетов должника, не имеется.
С учетом названных правовых норм и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации суд пришел к правильному выводу о том, что постановления УПФ N 163, 152, 151, вынесенные на основании решений N 163, 152, 151, должны быть приняты отделением УФК к исполнению в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы и обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2008 года по делу N А05-10658/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения по Плесецкому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10658/2008
Истец: ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в Плесецком районе Архангельской области
Ответчик: Отделение по Плесецкому району Управления федерального казначейства по Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4999/2008