Ответственность за непредставление декларации по страховым
пенсионным взносам (позиция Президиума ВАС РФ)
Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 14.03.2006 N 106 обобщил практику рассмотрения арбитражными судами дел по единому социальному налогу. Информация представлена в форме Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога (далее - Обзор). Большинство рассмотренных в нем дел касается исчисления ЕСН, но мы рассмотрим только п. 8, в котором ВАС РФ рассмотрел вопрос об ответственности страхователя за непредставление или несвоевременное представление декларации по взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС).
На "нет" и штрафа нет...
Основной вывод суда таков: ни налоговое, ни пенсионное законодательство РФ не устанавливает ответственности за непредставление или несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Президиум ВАС РФ указал, что ответственность, предусмотренная п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), к сдаче декларации по пенсионным взносам применена быть не может. Она установлена только за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений, которые в соответствии с этим законом обязательно следует сообщать в орган ПФ РФ.
Между тем декларация по страховым взносам в соответствии с п. 6 ст. 24 Закона N 167-ФЗ представляется не в орган ПФ РФ, а в налоговый орган. Абзац пятый п. 2 этой же статьи обязывает представлять страховщику (органу ПФ РФ) расчет с отметкой налогового органа. Имеется в виду документ, содержащий данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей (абзац третий п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ, абзац пятый п. 3 ст. 243 НК РФ), а не сведения о сумме страхового взноса по итогам года, отражаемые в декларации. Данные о сумме страхового взноса по итогам расчетного периода (года) относятся к сведениям, представляемым в орган ПФ РФ налоговым органом на основании п. 7 ст. 243 НК РФ.
Кроме того, суд согласился с доводом ответчика в части невозможности применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ. Исходя из положений Закона N 167-ФЗ и НК РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ. А установленная в ст. 119 НК РФ ответственность может быть применена лишь за непредставление налоговой декларации, под определение которой, данное в ст. 80 НК РФ, декларация по страховым взносам не подпадает.
Неправомерно и применение ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ. Декларация по страховым взносам на ОПС, хотя и является документом, необходимым для налогового контроля по единому социальному налогу, представляется в налоговый орган согласно Закону N 167-ФЗ, не относящемуся к актам законодательства о налогах и сборах. Ответственность же, установленная п. 1 ст. 126 НК РФ, применяется лишь за непредставление документов, предусмотренных самим Налоговым кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах суд отказал в привлечении к ответственности плательщика взносов, указав, что за совершенное им деяние ответственность действующим законодательством не предусмотрена.
...А арбитражная практика - есть
Попробуем проанализировать позицию арбитражных судов по этому вопросу.
В соответствии с п. 6 ст. 24 Закона N 167-ФЗ страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим годом, по форме*(1), утверждаемой Минфином России по согласованию с ПФ РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый несданный документ.
Однако по этому вопросу до последнего времени не было однозначной правовой позиции арбитражных судов. Одни из них указывали на недопустимость применения ст. 126 НК РФ в этой ситуации и считали правомерным привлечение по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации. Другие указывали на недопустимость привлечения к ответственности как по ст. 126 НК РФ, так и по ст. 119 НК РФ.
Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23.03.2004 N А43-11334/2 суд пришел к выводу о правомерности привлечения организации к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
ФАС Западно-Сибирского округа при рассмотрении споров, связанных с несвоевременным представлением декларации по страховым взносам на ОПС, указывал на то, что такая декларация отвечает понятию декларации, закрепленному в ст. 80 НК РФ. А непредставление в установленный срок деклараций подпадает под действие ст. 119 НК РФ, а не ст. 126 НК РФ (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2005 N Ф04-1880/2005(10055-А27-18), от 07.07.2005 N Ф04-4277/2005(12739-А46-32), от 17.02.2005 N Ф04-376/2005(8447-А27-7). Такая же логика и вывод приведены ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 18.05.2005 N Ф03-А73/05-2/1002.
А вот ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 04.04.2005 N А33-28418/04-С3-Ф02-1219/05-С1 решил, что ответственность за непредставление декларации по страховым взносам на ОПС ст. 126 НК РФ не предусмотрена.
Теперь же очевидно, что с выходом Информационного письма Президиума ВАС РФ N 106 правовая неопределенность в применении ответственности за непредставление декларации по страховым взносам на ОПС снята. Во всяком случае до тех пор, пока не будут внесены изменения в законодательство.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 7, июль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 27.02.2006 N 30н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера бюджетной сферы"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-24680 от 15.06.2006 г.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы" зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций - свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
СМИ перерегистрировано в связи с изменением названия; в свидетельство о регистрации внесены уточнения в связи с изменением адреса редакции и юридического адреса учредителя 15 июня 2006 г.
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95