Налоговый кодекс переписали. Технологично
14 июля сенаторы одобрили пакет законов*(1), которые вносят многочисленные поправки в более чем 20 глав Налогового кодекса. О том, как проходило последнее в рамках весенней сессии заседание Совета Федерации, - эксклюзивный репортаж корреспондента РНК Натальи Воронцовой.
В преддверии парламентских каникул сенаторы явно не были настроены на длительные дебаты. Обсуждение четырех федеральных законов заняло меньше часа. Темп дискуссии задал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Е.В. Бушмин, который кратко представлял каждый закон. Если у присутствующих возникали вопросы, то он отвечал на них либо сам, либо переадресовывал приглашенному на заседание замминистра финансов России С.Д. Шаталову.
Поправки для всех...
Закон о мерах по совершенствованию налогового администрирования, пожалуй, один из наиболее спорных документов, рассматривавшихся в последнее время. Хотя правительство разрабатывало его с учетом пожеланий бизнес-сообщества, представители бизнеса критически отнеслись к проекту, внесенному в Госдуму летом 2005 года. Поступило около 700 поправок. Из них депутаты отобрали те положения (их оказалось 130), которые необходимо было внести в текст документа ко второму чтению.
Глава бюджетного комитета, представляя закон сенаторам, отметил его объем (печатный текст занимает 163 страницы) и сложность, а также сформулировал основные изменения, которые вносятся в часть первую Налогового кодекса.
В частности, сокращен и конкретизирован список документов, которые налоговый орган имеет право требовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки. Согласно новой редакции статьи 88 НК РФ в таких случаях налоговые органы должны использовать налоговые декларации и другие документы, имеющиеся в их распоряжении. Истребовать дополнительные документы инспекторы могут только в определенных ситуациях, например если налогоплательщик пользуется льготами или претендует на возмещение НДС.
Что касается выездных проверок, то рассматриваемый закон ограничивает их количество двумя в течение года.
В законе также детально прописаны процедуры, которые предусматривают активное участие налогоплательщика в рассмотрении результатов проверки.
Председатель бюджетного комитета также отметил, что у Совета Федерации есть и замечания по принятому закону. Прежде всего претензии касаются администрирования крупнейших налогоплательщиков. Во-первых, в Кодексе по-прежнему отсутствуют критерии, по которым налогоплательщики могут быть отнесены к категории крупнейших. Во-вторых, законодательно закрепляется существующее положение вещей, когда крупнейших налогоплательщиков администрируют в специализированных межрайонных инспекциях. Но, по мнению сенаторов, проблему администрирования таких налогоплательщиков можно было решить иначе, а именно путем оперативного взаимодействия между налоговыми органами. При этом налогоплательщик мог бы оставаться под непосредственным контролем той налоговой инспекции, в которой он состоит на учете по месту своего нахождения.
Легкие нарекания вызвала у сенаторов и норма, в соответствии с которой с 1 января 2008 года все налогоплательщики перейдут на поквартальное исчисление НДС. Документооборот сократится. Это, безусловно, плюс, однако налогоплательщикам придется дольше ждать возмещения налога из бюджета.
...И для избранных
Закон, предусматривающий льготы для IT-компаний, в парламентских кругах называют "окрошечный". Дело в том, что он вносит изменения сразу в четыре главы части второй Кодекса.
В статье 241 НК РФ появится понятие организации, работающей в области информационных технологий. Для этой категории налогоплательщиков устанавливаются льготные базовые ставки ЕСН и льготная регрессивная шкала.
Еще одна преференция для программистов - изменения в 251-ю статью Кодекса. Эти поправки позволят IT-компаниям списывать затраты на приобретение вычислительной техники как материальные расходы, а не посредством амортизации.
IT-компании, претендующие на льготы, должны будут получить государственную аккредитацию. Член Комитета Совета Федерации по бюджету Т.Ю. Попова поинтересовалась у представителя Минфина, когда появятся эти критерии. С.Д. Шаталов сообщил, что Мининформсвязи России обещало разработать их уже к осени.
Хотя сенаторы одобрили закон, Е.В. Бушмин подчеркнул, что Совет Федерации считает эти меры недостаточными для создания режима благоприятствования IT-компаниям. В начале сентября парламентарии вернутся к рассмотрению вопроса о введении спецрежима для "айтишников".
Другие изменения
Два закона, одобренных сенаторами, затрагивают интересы плательщиков акцизов, налога на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, НДПИ, а также пользователей объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
Так, в главе о налоге на прибыль организаций появится норма, разрешающая затраты на НИОКР списывать в расходы равными частями в течение года (а не двух, как сейчас).
Увеличатся максимальные суммы социальных вычетов по НДФЛ на лечение и образование - с 38 тыс. до 50 тыс. руб. А имущественные налоговые вычеты, предоставляемые при покупке и продаже жилья, будут распространены не только на квартиры и жилые дома, но и на комнаты.
Ставки акцизов проиндексируют в среднем на 8,5%. Правда, акцизы на нефтепродукты не будут индексироваться. Зато изменится порядок налогообложения нефтепродуктов. Основными плательщиками акцизов станут нефтеперегонные заводы, а розничные и оптово-розничные продавцы будут освобождены от уплаты.
Как пояснил С.Д. Шаталов, это сделано для того, чтобы упростить взимание акцизов. Прежний порядок уплаты сохранится только в отношении прямогонного бензина с учетом того, что он служит сырьем для нефтехимической промышленности. Кроме того, замминистра сказал, что Минфин собирается в ближайшее время представить несколько вариантов перераспределения акцизов для того, чтобы увеличить налоговые поступления в территориальные бюджеты.
Для алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливается единая ставка - 162 руб. за 1 литр безводного спирта. Это сообщение вызвало оживленную дискуссию. Так, один из сенаторов поинтересовался у представителя Минфина, не приведет ли введение единой ставки к подорожанию слабоалкогольных напитков и, как следствие, к росту потребления крепких напитков, в частности водки. С.Д. Шаталов ответил, что по расчетам Минфина слабоалкогольная продукция подорожает незначительно. Например, цена банки джин-тоника увеличится примерно на 3 руб.
Изменения затронут и главу о НДПИ. В частности, в ней будет предусмотрено в качестве стимула для разработки новых месторождений нефти право на применение нулевой ставки НДПИ для конкретных месторождений. Нулевая ставка будет применяться и для месторождений, из которых добывается сверхвязкая нефть.
Для месторождений со степенью выработанности более 80% предусмотрен понижающий коэффициент к ставкам НДПИ.
Большинство поправок вступит в силу с 1 января 2007 года, за исключением отдельных положений. Например, новая редакция подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса (в части нормативных потерь при добыче полезных ископаемых) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года*(2).
Закрывая весеннюю сессию, Председатель Совета Федерации С.М. Миронов отметил, что считает блок изменений в налоговое законодательство, стимулирующих развитие экономики, одним из самых важных итогов работы палаты весной и летом 2006 года.
Что же касается бизнес-сообщества, то в полной мере оценить нововведения оно сможет, только когда начнет применять их на практике.
Н. Воронцова,
корреспондент РНК
"Российский налоговый курьер", N 15, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) На момент сдачи номера в типографию пакет налоговых законов находился на подписи у Президента РФ. - Примеч. ред.
*(2) Подробнее об изменениях в Налоговом кодексе читайте в ближайших номерах журнала. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99