28 апреля 2009 г. |
г. Вологда Дело N А05-13177/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от заявителя Барабаш О.В. по доверенности от 20.10.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Сидорова Вячеслава Николаевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 января 2009 года по делу N А05-13177/2008 (судья Калашникова В.А.),
установил
предприниматель Сидоров Вячеслав Николаевич обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточнив свои требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция ФНС) от 18.08.2008 N 358 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества организации, индивидуального предпринимателя в части транспортного налога и пеней, а также о взыскании с налогового органа суммы оплаты услуг представителя в размере 2200 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу от 19 января 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель Сидоров В.Н. с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, автомобиль марки ГАЗ-2775-0000010 является легковым, поскольку в соответствии с паспортом транспортного средства отнесен к категории "B", поэтому им правильно применены ставки налога, установленные для легковых автомобилей. В обосновании своей позиции ссылается на Конвенцию о дорожном движении, принятую на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированную Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 29.04.1974 N 5938-VIII (далее - Конвенция о дорожном движении).
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция ФНС о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителей в суд не направила, отзыв на апелляционную жалобу не представила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителя предпринимателя, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 28.02.2008 предприниматель Сидоров В.Н. получил налоговое уведомление N 44801 на уплату транспортного налога физическим лицом за 2007 год и требование N 3328 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.02.2008 с указанным в нем сроком для добровольной уплаты до 19.03.2008. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, определена налоговым органом в размере 9050 руб. по двум транспортным средствам: автомобилям ГАЗ-2775-0000010 регистрационный знак Е 510 МН29 (фургон, 140 л.с.) и МАЗ-5551 регистрационный знак Е 804 РТ29 (грузовой автомобиль, 180 л.с.).
Полагая, что расчет налога произведен инспекцией ФНС неправильно, предприниматель Сидоров В.Н. направил в адрес налоговой инспекции претензию с просьбой произвести перерасчет суммы налога (л.д. 16).
Налоговый орган 18.08.2008 вынес решение N 358 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя. Этим решением инспекция ФНС начислила предпринимателю транспортный налог за 2007 год в размере 9488 руб., а также пени за несвоевременную уплату данного налога в размере 119 руб. 65 коп.
Предприниматель Сидоров В.Н., не согласившись с решением инспекции ФНС в части размера начисленного транспортного налога за 2007 год по автомобилю ГАЗ-2775-0000010 регистрационный знак Е 510 МН29 (фургон, 140 л.с.), оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.
В пункте 1 статьи 358 НК РФ определено, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В статье 361 НК РФ указано, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
На территории Архангельской области транспортный налог введен Законом Архангельской области от 01.10.2002 N 112-16-ОЗ "О транспортном налоге" (далее - Закон N 112-16-ОЗ).
Из статьи 1 данного Закона (в редакции, действующей в проверяемый период) следует, что ставка транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно установлена налоговая ставка 18 руб., на грузовые автомобили с аналогичной мощностью двигателя - 40 руб.
Таким образом, в силу статьи 361 НК РФ и статьи 1 Закона N 112-16-ОЗ налоговые ставки установлены в зависимости от категории транспортного средства - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили".
Вместе с тем, ни НК РФ, ни Закон N 112-16-ОЗ не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с этим в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктом 16 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" (действовал в проверяемый период) паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, подтверждающий, в том числе наличие "одобрения типа транспортного средства" (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в "одобрении типа транспортного средства".
Таким образом, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили". При этом глава 28 НК РФ, в частности статья 358 данного Кодекса при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования.
Кроме того, согласно пунктам 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение о паспортах), в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении.
Так, в указанной Конвенции определено, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
В приложении N 3 к Положению о паспортах приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении, согласно которой определена следующая классификация транспортных средств: M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "В" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что категория "В" свидетельствует о том, что автомобиль является легковым, несостоятелен.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (помимо сидения водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и грузовому автотранспорту.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и пунктом 2.2.2 раздела 2.2 Положения о паспортах в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" - легковой автомобиль, "7" - фургоны, "9" - специальные.
Следовательно, категория транспортного средства в целях налогообложения определяется на основании сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании "одобрения типа транспортного средства".
Как усматривается из имеющегося в материалах дела паспорта транспортного средства (52 ММ 442290) ГАЗ-2775-0000010 (регистрационный знак Е 510 МН29) в строке 4 указана категория транспортного средства "B", что означает возможность отнесения транспортного средства как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и к грузовому транспортному средству. Одновременно в строке 3 названного паспорта указан тип транспортного средства - "А/ф промтоварный" (л.д. 11). В строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства ГАЗ-2775-0000010 указана "7", что свидетельствует о принадлежности спорного автомобиля к фургонам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что используемые предпринимателем Сидоровым В.Н. автомобиль марки ГАЗ-2775-0000010 относится к категории грузовых автомобилей, поэтому он неправомерно применил при исчислении транспортного налога за 2007 год в отношении данного транспортного средства налоговую ставку в размере 18 рублей в расчете на одну лошадиную силу, установленную для легковых автомобилей, в связи с чем правомерно отказал предпринимателю Сидорову В.Н. в удовлетворении заявленных требований, в том числе и в части взыскания с налогового органа судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 2200 руб.
Кроме того, доводы предпринимателя, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, исследованы судом и обоснованно им отклонены.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, правовых оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 января 2009 года по делу N А05-13177/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Сидорова Вячеслава Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Богатырева |
Судьи |
О.Ю. Пестеревой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13177/2008
Истец: Предприниматель Сидоров Вячеслав Николаевич
Ответчик: МИФНС России N 3 по Архангельской области и НАО