г. Вологда
28 апреля 2009 г. |
Дело N А52-5279/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А. и Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла" на решение Арбитражного суда Псковской области от 16 февраля 2009 года по делу N А52-5279/2008 (судья Орлов В.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла" (далее - общество, ООО АН "Четыре угла") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям (далее - комитет, КУИ Псковской области) о признании незаконным решения, изложенного в письме комитета от 19.09.2008 N 1/4-3630, о выставлении на торги земельного участка, расположенного по адресу: город Псков, улица Линейная.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Псковской области (далее - администрация области), администрация города Пскова (далее - администрация города).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 16.02.2009 по делу N А52-5279/2008 в удовлетворении требований ООО АН "Четыре угла" отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что в части разделения компетенции между комитетом и администрацией области по вопросам распоряжения земельными участками областное законодательство противоречит федеральному; КУИ Псковской области преднамеренно изменил процедуру выбора земельного участка с целью нанести вред интересам общества; суд первой инстанции оставил без внимания доводы администрации города, изложенные в отзыве на заявление; суд незаконно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении администрации области в качестве ответчика; резолютивная часть решения суда не содержит сведений о нормативных актах, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие); в описательной части обжалуемого решения не указаны письменные ходатайства общества.
Комитет и администрация области в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Администрация города отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО АН "Четыре угла" обратилось в КУИ Псковской области с заявлением от 26.12.2007 N Р-4У/Ю52 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства (далее - заявление от 26.12.2007 N Р-4У/Ю52), в котором просило оформить, утвердить акт о выборе земельного участка, проект границ и принять решение о предварительном согласовании места размещения объектов строительства, а именно: оптовых складов под строительные материалы. Также в заявлении от 26.12.2007 N Р-4У/Ю52 указано, что земельный участок располагается в городе Пскове - к югу от улицы Линейная, его примерная площадь составляет примерно 50 000 кв.м; испрашиваемое право - аренда сроком, ориентировочно, на 5 лет.
Для обеспечения выбора земельного участка комитет 18.01.2008 направил в администрацию города информацию об объекте строительства и месте его предполагаемого размещения с приложением ситуационной схемы (исх. N 1/7-69), письмом от 29.01.2008 N 1/7-186 уведомил об этом общество.
В ответе от 20.03.2008 N 1/4-1094 комитет сообщил ООО АН "Четыре угла" о том, что по информации Управления строительства и архитектуры, изложенной в письме от 22.02.2008 N 498, невозможно сформировать земельный участок площадью 50 000 кв.м, имеется свободный участок площадью 34 000 кв.м.
Уточнением от 08.04.2008 N Р-4УЮ74 общество согласилось на изменение заявленной ориентировочной площади с 50 000 кв.м на 34 000 кв.м.
Далее письмом от 03.06.2008 N 1/4-2213 КУИ Псковской области обратился в администрацию города с просьбой провести информирование население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, в частности, в тексте информации указал о возможном предоставлении в аренду земельного участка по улице Линейной ориентировочной площадью 34 000 кв.м для строительства оптового склада строительных материалов, а также о том, что прием заявлений будет осуществляться в течение месяца со дня опубликования по адресу: город Псков, улица Некрасова, дом 23, флигель, приемная.
В газете "Псковская правда" от 10.04.2008, а также на сайте в сети Интернет, комитетом самостоятельно размещена указанная информация, в связи с чем от ООО "РегионЛес" и ООО "Псковстройрегионинвест" поступили заявки о намерении приобрести права на данный участок (от 17.07.2008 N 35, от 21.07.2008).
Письмом от 28.08.2008 N 1/4-3377 КУИ Псковской области уведомил администрацию города о проведенном им информирования населения; в связи с поступившими заявками просил сформировать земельные участки для выставления на торги.
Также комитет направил обществу письмо от 19.09.2008 N 1/4-3630, в котором сообщил о том, что информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка проведено; в связи с поступившими заявками принято решение о выставлении участка на торги.
ООО АН "Четыре угла" обжаловало изложенное в этом письме решение о выставлении на торги спорного земельного участка.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительными ненормативных актов, действий, решений необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка, 2) государственный кадастровый учет земельного участка, 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка, 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
На основании пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Статьей 1 Закона Псковской области от 29.12.2005 N 518-оз "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области" (далее - Закон N 518-оз) предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове, за исключением предоставления для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, осуществляется администрацией области или уполномоченным ею органом исполнительной власти области в случаях предоставления земельных участков для строительства; предоставления земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия и в границах зон охраны объектов культурного наследия; продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные из собственности области до 1 июля 2006 года.
Принятие решений по распоряжению земельными участками, указанными в статье 1 названного Закона, осуществляется в порядке, устанавливаемом администрацией области (статья 2 Закона N 518-оз).
Постановлением администрации области от 06.12.2007 N 435 утвержден Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок N 435), в разделе I которого изложен порядок принятия решений о предоставлении для строительства в собственность или в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове, за исключением предоставления для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.
Согласно пункту 11 Порядка N 435 предоставление земельного участка для строительства на праве аренды осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта.
В этом случае в соответствии с пунктом 12 Порядка N 435 комитет в 10-дневный срок после получения заявления направляет в администрацию города Пскова для осуществления выбора земельного участка информацию об объекте капитального строительства и предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка.
Администрация города Пскова обеспечивает выбор земельного участка с соблюдением требований статьи 31 ЗК РФ посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, муниципальными организациями и осуществляет изготовление проекта границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Администрация города Пскова направляет в комитет утвержденные проекты границ земельных участков в соответствии с возможными вариантами их выбора и документы, подтверждающие согласование с соответствующими государственными органами, муниципальными организациями.
Комитет осуществляет выбор земельного участка. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные администрацией города Пскова проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Из материалов дела следует, что вышеустановленный законодательством порядок в отношении спорного земельного участка комитетом соблюден, оформлен акт о выборе земельного участка от 06.05.2008.
В свою очередь, в связи с тем, что после информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка поступили заявки от других лиц, спорный земельный участок подлежит выставлению на торги.
Процедура принятия решения о проведении торгов по продаже или права на заключение договора аренды земельного участка регулируется следующими нормами.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 435 при предоставлении земельного участка для строительства в 10-дневный срок после получения заявления о предоставлении земельного участка от заинтересованного лица, за исключением случаев обращения органа местного самоуправления, комитет направляет в администрацию города Пскова информацию о местоположении и площади земельного участка для проведения в месячный срок следующих работ по формированию испрашиваемого земельного участка: подготовка проекта границ земельного участка; определение разрешенного использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включающих в себя электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение, и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 6 Порядка N 435 по окончании работ, указанных в пункте 5 этого Порядка, комитет организует проведение независимой оценки рыночной стоимости земельного участка либо рыночного размера арендной платы.
Решение о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка оформляется актом администрации области, проект которого вносит в установленном порядке комитет.
С учетом приведенных норм, письмо комитета от 19.09.2008 N 1/4-3630 не является решением о выставлении спорного земельного участка на торги, а действия по изменению процедуры предоставления земельного участка не нарушают прав и законных интересов общества, не возлагают на него каких-либо обязанностей, не создают иных препятствий в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положение о Государственном комитете Псковской области по имущественным отношениям утверждено постановлением администрации области от 01.03.2005 N 80.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 названного Положения комитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере имущественных отношений, использования земельных ресурсов, транспортного обслуживания, связи на территории области.
Согласно подпункту 3.2.3 пункта 3.2 Положения в сфере земельных отношений комитет, в том числе, осуществляет в пределах своей компетенции распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, у комитета отсутствуют полномочия по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Названными полномочиями обладает только администрация области.
Также следует отметить, что областное законодательство никоим образом не противоречит федеральному, письмо Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Псковской области от 18.09.2007 N 04-180, содержащее разъяснения по применению законодательства о кадастровом учете вновь образованных земельных участков, не имеет отношения к рассматриваемому спору.
В апелляционной жалобе общество указывает, что суд первой инстанции оставил без внимания доводы администрации города, изложенные в отзыве от 04.02.2009.
Апелляционная коллегия отмечает, что доводы заявления общества и отзыва администрации города идентичны, за исключением вопроса, касающегося информирования населения.
Вопрос информирования населения комитетом вместо администрации города был предметом рассмотрения по делу N А52-3852/2008.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебных актах по делу N А52-3852/2008 установлены следующие обстоятельства: администрация города устранилась от информирования населения, комитет выполнил за нее эту обязанность.
Тот факт, что текст сообщения содержал ссылку на возможность приема заявлений о предоставлении испрашиваемого обществом земельного участка, не имеет правового значения, поскольку даже если бы в сообщении отсутствовало предложение о приеме заявок, это не исключало бы возможность обращения в комитет иных заинтересованных лиц с заявками о предоставлении спорного земельного участка для строительства на праве аренды.
Кроме того, на момент публикации в отношении спорного участка еще не были осуществлены действия по его предоставлению по правилам пункта 5 статьи 30 ЗК РФ.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении ходатайства о привлечении администрации Псковской области ответчиком по делу, поскольку самостоятельных требований в отношении нее обществом не заявлено.
Также апелляционной инстанцией не установлено нарушений норм процессуального права.
Частью 5 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Вместе с тем названная норма не предусматривает обязательного указания в резолютивной части решения на признание оспариваемого акта соответствующим закону или иному нормативному правовому акту в случае принятия судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Также статьей 170 АПК РФ не предусмотрено, что в описательной части решения должны быть зафиксированы письменные ходатайства общества.
Все ходатайства разрешены судом в процессе рассмотрения дела, о чем указано в протоколах судебных заседаний по настоящему делу.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по госпошлине с комитета в пользу общества взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 16 февраля 2009 года по делу N А52-5279/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
В.А. Богатырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-5279/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Четыре угла"
Ответчик: Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям
Кредитор: Шустов Григорий Николаевич (Представитель ООО Агентство недвижимости "Четыре угла")
Третье лицо: Администрация Псковской области, Администрация города Пскова