О концессионных соглашениях
6 июля 2005 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "О концессионных соглашениях". В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон) его целями являются привлечение инвестиций в экономику РФ, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно ст. 5 Закона сторонами концессионного соглашения являются:
1) концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступают органы государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступают органы местного самоуправления;
2) концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав следующего имущества:
1) автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств;
2) объекты железнодорожного транспорта;
3) объекты трубопроводного транспорта;
4) морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
5) морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;
6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;
8) объекты единой системы организации воздушного движения;
9) гидротехнические сооружения;
10) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
11) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;
12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;
13) объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;
14) объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.
Концессионное соглашение в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона заключается на основе конкурса на право заключения концессионного соглашения. Решение о заключении концессионного соглашения принимает концедент. В решении устанавливается:
1) конкурсная документация, в том числе условия концессионного соглашения;
2) порядок заключения концессионного соглашения;
3) состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения.
В настоящее время схемы частногосударственного партнерства, заложенные в Законе, не работают. В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона Правительство РФ утверждает типовые концессионные соглашения в отношении объектов концессионных соглашений. Соответствующие проекты, подготовленные Департаментом инвестиционной политики Министерства экономического развития и торговли РФ, находятся в Правительстве РФ, но пока не утверждены.
В соответствии с Законом "О концессионных соглашениях", по общему правилу, объектом концессионных соглашений выступает имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, субъекту РФ и муниципальному образованию. Однако в п. 2 ст. 4 Закона предусмотрены исключения из общих правил. В случае, если объект концессионного соглашения и иное не находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество предназначены для использования по общему назначению, концедент вправе заключать с собственником имущества, не находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданско-правовой договор, который определяет условия и порядок предоставления указанного имущества концессионеру (договор в пользу третьего лица), но обязан поставить возникновение прав и обязанностей по указанному договору в зависимость от возникновения отношений по концессионному соглашению. В данном случае речь идет о договоре аренды.
"Схема. Возможная схема частногосударственного партнерства"
В соответствии с п. 16 ст. 3 Закона учет объекта концессионного соглашения концессионером осуществляется на отдельном балансе и производится начисление амортизации этого объекта. В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия концессионного соглашения. Таким образом, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций концессионер имеет право относить на расходы не только концессионную плату за право владения и пользования объектом концессионного соглашения, но и сумму начисленной амортизации в отношении амортизируемого имущества, полученного по концессионному соглашению, не являясь собственником данного имущества, в течение срока действия концессионного соглашения. Однако в данном случае плательщиком налога на имущество организаций будет являться собственник концессионного соглашения (налоговая ставка не более 2,2% от стоимости имущества).
А.Г. Ахмаев,
юрисконсульт ООО "Управляющая компания холдинга "Успех",
специалист в области гражданского права
и корпоративного управления
"Право и экономика", N 8, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О концессионных соглашениях
Автор
А.Г. Ахмаев - юрисконсульт ООО"Управляющая компания холдинга "Успех", специалист в области гражданского права и корпоративного управления
Родился 20 декабря 1981 г. в г. Махачкале Республики Дагестан. В 2004 г. окончил юридический факультет Дагестанского государственного университета.
Автор ряда статей.
"Право и экономика", 2006, N 8