г. Вологда
30 апреля 2009 г. |
Дело N А05-14274/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Богатыревой В.А. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от ООО "Нарьянмарнефтегаз" Рожкова А.В. по доверенности от 05.02.2009 N 102/2009, от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу Безумова В.В. по удостоверению от 19.07.2006 N 542, Вокуева А.В. по доверенности от 27.04.2009 N 406,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 февраля 2009 года по делу N А05-14274/2008 (судья Пигурнова Н.И.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз" (далее - общество, ООО "Нарьянмарнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2008 N 69 о назначении административного наказания по статьям 8.1, 8.2, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда Арбитражного суда Архангельской области от 11.02.2009 требования общества удовлетворены.
Административный орган с судебным актом не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Считает, что захоронение обществом в подземных водоносных горизонтах попутно добываемых пластовых и подтоварных вод является размещением опасных отходов в окружающей среде и в силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) представляет собой вид негативного воздействия на окружающую среду, являющийся платным. Указывает, что обществом за период размещения отходов в подземном водном объекте - юрско-триасовом водоносном комплексе не оформлен паспорт опасного отхода на подтоварные и попутно добываемые пластовые воды, не подтвержден класс опасности, не получены нормативы образования подтоварных и попутно добываемых пластовых вод и лимиты на их размещение (захоронение) в недрах, не произведен расчет платы и не внесены в установленные сроки платежи за размещение (захоронение) отходов - подтоварных и попутно добываемых пластовых вод.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из представленных документов, управлением проведена проверка соблюдения обществом природоохранного законодательства, о чем административным органом составлен акт от 16.10.2008 N 89 (т.1, л.120-124), зафиксировавший нарушения законодательства в сфере природопользования.
На основании названного акта с учетом возражений общества административным органом вынесено определение от 17.10.2008 N 08/08 о (т.1,л.125), которым в отношении общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении, а также назначено проведение административного расследования в течение одного месяца с момента вынесения этого определения.
Определением от 14.11.2008 N 10/08 срок административного расследования продлен на один месяц (т.1,л.130).
По материалам проверки и административного расследования административным органом в г.Нарьян-Маре в отношении общества в присутствии его представителей (т.1,л.131-135) составлен протокол об административном правонарушении от 05.12.2008 N 73 (далее - протокол), которым ему вменены нарушения: пунктов 1-3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), так как обществом не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; лимиты на размещение отходов не получены; пункта 1 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, так как общество не имеет разрешения на создание объекта размещения отходов; пунктов 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, так как обществом не составлен паспорт опасного отхода, не определен класс опасности; статьи 16 Закона N 7-ФЗ, так как общество не производило расчет платы и не вносило платежи за размещение минерализованных нефтесодержащих отходов в подземном водоносном горизонте.
По итогам рассмотрения материалов проверки административным органом вынесено постановление от 10.12.2008 N 69 о назначении обществу административного наказания, которым оно признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.1, 8.2, 8.41 КоАП РФ. Применив часть 2 статьи 4.4 данного Кодекса, административный орган назначил обществу наказание на основании статьи 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемых административных правонарушений.
Апелляционная коллегия считает выводы арбитражного суда законными и обоснованными.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Из части 1 статьи 1.6 КоАП РФ следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административная ответственность по статье 8.1 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
В силу статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Статья 11 Закона N 89-ФЗ устанавливает обязанность соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны и здоровья человека, а также обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В статье 18 Закона N 89-ФЗ указано, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Такая же обязанность установлена пунктом 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Опасными отходами признаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Управление привлекло общество к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства - подтоварными водами, образующимися в результате технологического процесса добычи нефти, а именно при их захоронении.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, что объемы подтоварных вод, размещенных обществом в подземном коллекторе, не могут быть признаны отходами производства, и, соответственно, не имело место и их захоронение.
Данный вывод суда правомерно основывается на следующем.
Судом установлено, что на основании лицензии от 28 апреля 2003 года (серия НРМ, номер 11528 НЭ, срок действия - май 2023 года) на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение недр и добыча углеводородного сырья из Варандейского месторождения (т.2, л.42-48), общество добывает из скважин в жидком состоянии при атмосферном давлении нефтесодержащую воду.
В результате технологического процесса общество получает нефть; при этом растворенная в нефти вода, а также пресная вода, добываемая на основании лицензии от 28 марта 2006 года (серия НРМ номер 00631 ВЭ, срок действия - 28.04.2023) на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой объектов при освоении Варандейского нефтяного месторождения на территории Ненецкого автономного округа (т.5, л. 88-99) и используемая для обессоливания нефти, оседает и скапливается на дне резервуаров под нефтью (товаром); эта вода имеет название "подтоварной" воды. По окончании технологического процесса отделения нефти от воды и очистки нефти от солей подтоварная вода сливается обществом из резервуаров с нефтью и закачивается в естественный природный подземный коллектор.
Приложением N 1 к вышеуказанной лицензии от 28 апреля 2003 года является договор "Об условиях пользования недрами для геологического изучения и добычи углеводородного сырья на Варандейском нефтяном месторождении на территории Ненецкого автономного округа".
Данный договор заключен 01.11.2002 между Министерством природных ресурсов Российской Федерации, администрацией Ненецкого автономного округа и обществом (т.2, л. 55-71) с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от 10.06.2005 года N 1 к лицензии (т.2, л.44-45) и дополнением от 07.06.2006 к лицензии (т.2,л. 46-47).
В частности, дополнительным соглашением от 10.06.2005 N 1 к лицензии (т.2,л. 44-45) статьи 7 и 10 указанного договора дополнены пунктами 7.6 (7.6.1.-7.6.4) и пунктами 10.7 - 10.8, которыми предусмотрено:
- проведение обществом геологического изучения участка недр с целью определения возможности промышленного размещения промыслово-сточных вод в пластах горных пород;
- проведение в процессе геологического изучения опытно-промышленного захоронения промыслово-сточных вод, по результатам которого предусмотрена разработка и согласование в установленном порядке проекта промышленного размещения промыслово-сточных вод.
В пункте 7.6.3 дополнительного соглашения N 1 к лицензии указано, что не допускается промышленное размещение промыслово-сточных вод до получения в установленном порядке заключений государственной экспертизы геологической информации, государственной экологической экспертизы, Минздравсоцразвития России и Ростехнадзора о пригодности участка недр для промышленного размещения промыслово-сточных вод.
До заключения дополнительного соглашения от 10.06.2005 N 1 и дополнения от 07.06.2006 года к лицензии (т.2,л. 46-47) обществом получено заключение ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в НАО" Министерства здравоохранения РФ от 29 января 2005 года N 2-1-17 "Б"/3 по проекту захоронения подтоварных вод (т.1,л. 52-53), которым согласован названный проект при условии согласования программы локального мониторинга эксплуатации полигона захоронения.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице управления горного надзора Ростехнадзора 25.02.2005 рассмотрела "Геолого-гидрогеологическое обоснование и проект подземного захоронения подтоварных вод на Варандейском нефтяном месторождении и БРП "Варандей" и согласовало его при условии начала производства подземного захоронения подтоварных вод после получения лицензии на пользование недрами, оформления горноотводного акта (т.1, л.д.17-18) разработки и утверждения в установленном порядке проектов на бурение скважин (т.2, л. 51).
Общество не привлекается к ответственности за отсутствие данной лицензии.
На основании статьи 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещением отходов в силу данной нормы Закона признается хранение и захоронение отходов производства.
Под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Управление указывает, что обществом осуществляется именно захоронение подтоварных вод, в связи с чем использование отходов не имело места.
Однако использование отходов - это применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или получения энергии (статья 1 Закона N 89 ФЗ).
Согласно позиции арбитражного суда общество использовало подтоварную воду в связи с наличием соответствующего права, предоставленного ему Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (ГКЗ Роснедра) Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов РФ в протоколе заседания N 1047 и решении от 29.06.2005, утвержденным 22.07.2005 заместителем руководителя Федерального агентства по недропользованию (т.1,л.75-77), которым признано, что геолого-гидрогеологические условия залегания и фильтрационно-емкостные характеристики водовмещающих пород юрско-триасового водоносного комплекса позволяют использовать его в качестве пласта-коллектора для утилизации избытков подтоварных вод на Варандейском нефтяном месторождении и УПН-БРП "Варандей", а также указано на возможность проведения опытно-промышленной эксплуатации полигонов захоронения подтоварных вод на участках Варандейский и УПН-БРП "Варандей" при достигнутой степени изученности в течение 5 лет при установленных в пункте 2.3 параметрах нагнетания (далее - Решение ГКЗ Роснедра).
Апелляционная коллегия соглашается с данной позицией суда.
Фактически общество выполняло работы (услуги) по опытно-промышленной разработке полигонов захоронения подтоварных вод на участках Варандейский и УПН-БРП "Варандей".
Судом проанализировано соблюдение обществом данных параметров и сделан правильный вывод о том, что фактически с двух участков нефтедобычи за период с 2004 года по ноябрь 2008 года (т.е. за 4 года и 11 месяцев) в подземный коллектор на участке "Варандейский" обществом закачано 884 622 куб.м подтоварной воды, то есть за 4 года и 11 месяцев не достигнут даже годовой объем подтоварных вод, планируемый для закачивания в подземный коллектор Решением ГКЗ Роснедра от 29.06.2005, а также сделан вывод об отсутствии избытков у общества подтоварных вод для их утилизации на Варандейском нефтяном месторождении и УПН-БРП "Варандей",
Исходя из пункта 2.4 решения ГКЗ Роснедра и в целом из данного решения, и с учетом перечисленных доказательств, арбитражный суд пришел к правильному выводу об использовании в течение этих 5 лет обществом в пределах разрешенных объемов (параметров) подтоварных вод, образующихся у общества в результате технологического процесса добычи нефти, после отделения их от нефти, в целях опытно-промышленной эксплуатации подземного коллектора для исследования его приемных возможностей.
Доводы подателя жалобы о невозможности использования подтоварных вод для такого исследования не принимаются апелляционной коллегией во внимание. Соответственно, они не могут быть признаны отходами производства по статье 1 Закона N 89-ФЗ, а следовательно и захоронены.
Поскольку по решению ГКЗ Роснедра от 29 июня 2005 года установлено осуществление в течение 5 лет опытно-промышленной эксплуатации подземного полигона, в целях исследования возможностей которого определено использование обществом подтоварных вод, образующихся в результате технологического процесса добычи нефти; период опытно-промышленной эксплуатации подземного коллектора (5 лет с 22.07.2005 - даты утверждения Решения ГКЗ) не истек и параметры нагнетания подтоварных вод, определенные в пункте 2.3 решения ГКЗ Роснедра, не достигнуты, нельзя говорить о завершении исследования подземного пласта-коллектора и о том, что подтоварные воды являются отходами.
Из материалов дела следует, что хотя общество пришло к выводу о завершении исследования полигонов для захоронения подтоварных вод и представило отчеты, протокол научно-технического совета с данными выводами для рассмотрения их на заседании ГКЗ Роснедра 29 июня 2005 года, однако, несмотря на такие выводы ООО "Нарьянмарнефтегаз", эта комиссия при достигнутой степени изученности полигонов пришла к выводу о необходимости опытно-промышленной эксплуатации подземного коллектора в течение 5 лет, а не о завершении исследования и начале промышленной эксплуатации этих полигонов.
Выводы суда о том, что подтоварные воды, используемые для исследования подземного пласта-коллектора, нельзя признать отходами, в связи с чем общество не может быть признано виновным в нарушении экологических требований при обращении с отходами, суд апелляционной инстанции считает законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 февраля 2009 года по делу N А05-14274/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Н. Бочкарева |
Судьи |
В.А. Богатырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14274/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6359/09
02.03.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-434/2011
11.01.2011 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9296/10
23.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16534/10
09.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6359/2009
10.12.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1081/2009
12.10.2009 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-14274/08
06.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-14274/2008
30.04.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1081/2009
11.02.2009 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-14274/08