Правовое регулирование производства и оборота этилового спирта из
непищевого сырья
В рамках проводимой административной реформы, направленной на реструктуризацию федеральных органов исполнительной власти и упорядочение дублирующих функции, сложилась неоднозначная ситуация в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части осуществления соответствующими федеральными органами исполнительной власти функций по утверждению технических условий (ТУ) в сфере производства и оборота этилового спирта из непищевого сырья (в том числе денатурата), которая осложняется отсутствием четкой нормативной регламентации, согласованности в решении данного вопроса разными нормативными правовыми актами и потерей соответствующих функций.
На настоящий момент действующее законодательство о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является крайне противоречивым и несовершенным, в связи с чем нуждается в дополнительной проработке. Вступивший в силу 1 января 2006 г.*(1) Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в целом не поспособствовал разрешению имеющихся коллизий, скорее, даже обострил их. Действие норм Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" также неоднозначно сказывается на применении норм законодательства о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Какие документы необходимы при переоформлении лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, в связи с введением новых обязательных требований, предусмотренных нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"?
Основным нормативным правовым актом в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в частности деятельность по осуществлению производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата.
Как до вступления в силу изменений, предусмотренных нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ (1 января 2006 г.), так и после лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (п. 3 ст. 18). Несмотря на то что после 1 января 2006 г. норма, содержащаяся в п. 3, сохранилась в прежнем виде, ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" претерпела существенные изменения. Так, действующее легальное понятие "этиловый спирт" существенно отличается от предыдущего и представляет собой спирт, произведенный, в частности, из непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, головную фракцию этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец. Тогда как прежнее понятие "этиловый спирт" раскрывалось через его производство методом спиртового брожения либо гидратацией этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее. Действующее понятие "денатурированный этиловый спирт" представляет собой этиловый спирт, содержащий денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной ст. 10.1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Этиловый спирт является денатурированным при условии содержания в нем следующих денатурирующих веществ или их смесей по выбору организации-производителя:
1) керосин или бензин в концентрации не менее 0,5% объема этилового спирта;
2) денатониум бензоат (битрекс) в концентрации не менее 0,0015% массы этилового спирта;
3) кротоновый альдегид в концентрации не менее 0,2% объема этилового спирта.
В случае если в процессе производства этилового спирта образуются денатурирующие вещества в качестве естественных примесей в концентрации не менее, чем концентрация, которая установлена п. 1 ст. 10.1, производство и оборот этилового спирта регулируются в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" для производства и оборота денатурата (п. 2 ст. 10.1).
Таким образом, проведенный всесторонний анализ п. 2 ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на основании результатов его текстуального толкования в совокупности с логическим, телеологическим и систематическим приемами толкования позволил заключить, что на осуществление производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, выдается одна лицензия.
Лицензия на осуществление производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, выдается в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (п. 8 ст. 18). Лицензирующий орган - Федеральная налоговая служба. Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий запрещены (п. 1 ст. 26).
Статья 19 Закона N 171-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень документов для получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, связанного с производством этилового спирта (требовать от соискателя лицензии документы, не предусмотренные п. 1 ст. 19, запрещено):
1) заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с п. 3 и 4 ст. 18 Закона), срока, на который испрашивается лицензия;
2) копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);
3) копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе;
4) копия документа об уплате сбора за выдачу лицензии;
5) справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов;
6) заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям;
7) документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля;
8) копии сертификатов соответствия основного технологического оборудования;
9) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с п. 9 ст. 8 (уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн руб.) и п. 2.1 и 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона. Пункт 9 ст. 19 введен Федеральным законом от 21июля 2005 г. N 102-ФЗ.
Пункт 12 ст. 19 определяет, что в случае, в частности, изменения указанных в лицензии сведений переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения. В этих случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
В настоящее время одним из указанных оснований для вносимых изменений в действующие лицензии на осуществление деятельности по осуществлению производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, является требование ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", обязывающее организации, имеющие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 1 января 2006 г., привести свою деятельность в соответствие с лицензионными требованиями Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и до 1 июля 2006 г. оформить новые лицензии, за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
Несмотря на то что нормы Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и постановления Правительства РФ от 9 июля 1998 г. N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции" не содержат легального определения "лицензионные требования", для его уяснения следует обратиться к нормам Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", сфера действия которого не распространяется на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, но раскрывает понятие "лицензионные требования" как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 1).
Согласно проведенному анализу норм Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и постановления Правительства РФ от 9 июля 1998 г. N 727 представляется возможным заключить, что лицензионные требования и условия в области производства и оборота этилового спирта включают в себя обязательные к соблюдению требования к оборудованию для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, к обороту указанной продукции, наличия аттестата аккредитации на техническую компетентность в системе ГОСТ Р (свидетельство об аттестации) лаборатории по химическому и технологическому контролю производства и т.п. (гл. 2 Закона N 171-ФЗ).
Новыми обязательными лицензионными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ, обязывающими лицензиата привести свою деятельность в соответствие с новыми законодательными требованиями, являются:
1) наличие у организации/казенного предприятия уставного капитала (уставного фонда) не менее чем 10 млн руб.;
2) изменение размеров лицензионных сборов в рамках норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"*(2);
3) требования к производству и обороту денатурированного этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции (ст. 10.1 Закона N 171-ФЗ);
4) оснащение технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета.
В основном вышеуказанные лицензионные требования соответствуют обязательному перечню условий действия лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных ст. 19 Закона N 171-ФЗ. Последовательного перечня условий действия лицензии Закон не содержит, в каждой конкретной ситуации необходимо обращаться к конкретным нормам Закона, которые будут устанавливать для организаций различные условия в зависимости от вида лицензируемой деятельности, организационно-правовой формы юридического лица и иных обстоятельств.
Если законодательно определены перечень денатурирующих добавок, их концентрация и другие условия, необходимые для того, чтобы этиловый спирт был признан денатурированным (ст. 10.1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции"), является ли процедура утверждения внесения изменений в технические условия (ТУ) в сфере производства и оборота этилового спирта из пищевого и непищевого сырья (в том числе денатурата) обязательной для исполнения?
Согласно нормам Закона РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации", в настоящее время утратившим силу, к нормативным документам по стандартизации относятся:
государственные стандарты РФ;
применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
стандарты отраслей;
стандарты предприятий;
стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
Статья 9 Закона определяет область применения нормативных документов по стандартизации и устанавливает, что нормативные документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий (ТУ), каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги) (ст. 9 Закона).
Кроме того, ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определяет и раскрывает нормативные документы как государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.
Технические документы Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определяет как документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозка и реализация продуктов (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.).
ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения", утв. приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 154-ст, также раскрывает техническую документацию как совокупность документов, необходимых и достаточных для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции (п. 3.1).
Отсутствие законодательно закрепленных четких критериев нормативности документов по стандартизации, позволяет заключить, что к нормативным документам по стандартизации, помимо ГОСТ Р, ОСТ, следует отнести и ТУ, что подтверждается, в частности, нормативным положением, что в договоре (контракте) на поставляемую продукцию обязательно наличие условия о соответствии продукции техническим условиям, которые применялись в качестве нормативных документов.
Общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения ТУ на продукцию (изделия, материалы, вещества и т.п.) установлены и введены постановлением Госстандарта РФ от 8 августа 1995 г. N 425 "Единая система конструкторской документации. Технические условия. ГОСТ 2.114-95 ЕСКД".
ТУ являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке. Иными словами, ТУ регулируют качество производимой продукции. Требования, устанавливаемые в ТУ, не должны быть ниже требований действующих стандартов, распространяющихся на данную продукцию, и не должны противоречить требованиям стандартов и ТУ на исходную продукцию (изделия, материалы, вещества).
Утверждение регистрирующим органом технических условий (ТУ) на продукцию является частью государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья.
В области производства этилового технического спирта к нормативным документам по стандартизации следует отнести, в частности, ГОСТ Р 51999-2002. Спирт этиловый синтетический ректификованный и денатурированный. Технические условия, утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 2002 г. N 528-ст, и др.
В настоящий момент вопросы регулирования стандартизации и сертификации, технического регулирования, осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере решаются на основе и в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", вступившим в силу с 1июля 2003 г. Положения Закона принципиально изменили принципы и подходы к стандартизации и сертификации товаров (работ и услуг). В связи с принятием данного Закона признаны утратившими силу и Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I "О сертификации продукции и услуг", и Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-I "О стандартизации".
В соответствии с положениями ст. 2 и 9 указанного Закона документом, обязательным для применения при производстве, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации любых видов продукции, является технический регламент, который принимается федеральным законом. На настоящий момент ни один технический регламент еще не принят*(3).
Статья 13 и п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" к нормативным документам в области стандартизации*(4), используемым на территории РФ, относят:
национальные стандарты;
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
стандарты организаций.
Пунктом 1 постановления Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" национальными стандартами признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом РФ до 1 июля 2003 г.
Таким образом, согласно буквальному толкованию ст. 46 Закона "О техническом регулировании" следует прийти к выводу, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования*(5) акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных нормами Закона "О техническом регулировании" - регулирование отношений в области оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну (ст. 4, 5 Закона "О техническом регулировании").
Стандарты отраслей, как и общие технические условия, в Законе "О техническом регулировании" вообще не упоминаются, т.к. теперь органы исполнительной власти (за исключением Правительства РФ) не вправе устанавливать обязательные требования технического характера.
Также следует сделать акцент на том, что, несмотря на то что Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ в абз. 8 ст. 5 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" слова "государственных стандартов и утверждение технических условий" заменены словами "национальных стандартов и утверждение технических регламентов" со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, данные изменения вступают в силу не с 1 января 2006 г., являющегося общим сроком вступления в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом N 102-ФЗ, а со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов (п. 6 ст. 2 Закона N 102-ФЗ).
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на положения норм Закона "О техническом регулировании". Пункт 1 ст. 46 определяет, что с 1 июля 2003 г. до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные действующими национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании: защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Таким образом, для придания статуса легитимности ТУ, в целях приведения их в соответствие с Законом "О техническом регулировании", соответствующему органу исполнительной власти, утвердившему данное техническое условие, следует наделить их статусом, предусмотренным ст. 13 Закона "О техническом регулировании".
Также необходимо отметить, что п. 21 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ п. 5 ст. 26 Закона N 171-ФЗ, посвященный государственной регистрации наименований этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатурированной продукции, признан утратившим силу.
Является ли соблюдение технических условий в сфере производства и оборота этилового спирта из непищевого сырья (в том числе денатурата) обязательным требованием при получении соответствующей лицензии в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"?
Правила ведения лицензируемой деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, а также спиртосодержащей продукции, как и лицензионные требования, регламентированные Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", конкретизированы в постановлении Правительства РФ от 9 июля 1998 г. N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции"*(6).
Согласно п. 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. К лицензии в обязательном порядке прилагается перечень сырья, используемого для производства этилового спирта. Иных лицензионных требований и условий Положением не предусмотрено. Пакет документов, обязательных для представления соискателем лицензии в лицензирующий орган - Федеральную налоговую службу, предусмотрен п. 7 Положения. Требовать представления документов, не предусмотренных п. 7-10 Положения, запрещено (п. 11).
Вместе с тем, подп. "ж" п. 7 Положения обязывает соискателя лицензии предоставить, в частности, сведения о наличии нормативной, технической и технологической документации (НТД), норм, правил и других документов (включая сведения о государственной регистрации продукции с указанием НТД), необходимых для осуществления заявленных видов деятельности.
Редакция подп. "ж" п. 7 Положения противоречит ст. 19 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ввиду отсутствия данных документов в перечне обязательных документов, предоставляемых в лицензирующий орган.
При этом прежняя редакция ст. 19 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в перечне документов, обязательных для представления соискателем лицензии в лицензирующий орган, содержала "документы о техническом и метрологическом оснащении организации, наличии сертифицированного оборудования, подтверждающие возможность производить, хранить этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, соответствующую государственным стандартам, осуществлять государственный контроль за фактическим объемом производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обеспечивать их продажу".
Согласно изложенному, становится очевидным, что требования подп. "ж" п. 7 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции противоречат действующей редакции Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и, соответственно, не должны и не могут применяться.
Вышесказанное подтверждается и нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", определяющими, что до внесения соответствующих изменений иные федеральные законы и нормативные правовое акты РФ, регулирующие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, применяются в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Также следует отметить, что согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определено, что наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения, в том числе ограничения, касающиеся поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемых на территории РФ, могут устанавливаться только федеральным законом. Следовательно, ограничения, вводимые на уровне подзаконных актов, являются недействительными.
В свою очередь законодательно очерчен исчерпывающий перечень сведений, который должен быть отражен в лицензии (п. 19 ст. 19 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"): наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с п.3 и 4 ст. 18, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Сведений, предусматривающих ТУ, не предусмотрено.
Перечень условий отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции также является исчерпывающим (п. 9 ст. 19 Закона N 171-ФЗ):
1) при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации;
2) в случае нарушения требований ст. 8 "Обязанности организаций, использующих оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Федерального закона;
3) в случае несоответствия организации иным установленным настоящим Федеральным законом лицензионным требованиям.
Основания приостановления и аннулирования лицензий предусмотрены ст. 10 Федерального закона. Одним из оснований аннулирования лицензии (п. 3 ст. 20) является производство продукции, не соответствующей государственным стандартам. В редакции Закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ слова "государственным стандартам" заменяются словами "требованиям технических регламентов" со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Основания аннулирования лицензии предусмотрены также п. 21, 23 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции, утв. постановлением Правительства РФ от 9 июля 1998 г. N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции". В частности, аннулирование лицензии возможно в случае производства этилового спирта и спиртосодержащей продукции, не прошедших государственную регистрацию либо произведенных по НТД, не утвержденной федеральным органом исполнительной власти (п. 23).
Фактически при получении лицензии на осуществление производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата (ст. 19 Закона N 171-ФЗ), соблюдение ТУ не требуется, а при ее аннулировании учитывается их несоблюдение.
Данное положение вещей является недопустимым: прежде чем впустить субъекта предпринимательской деятельности/соискателя лицензии в хозяйственный (экономический) оборот, государство предъявляет ему соответствующие требования (лицензионные требования, требования, предъявляемые к обороту, производству продукции), соблюдение которых позволяет ему получить соответствующую лицензию. За нарушение лицензионных требований и условий, не предусмотренных при получении лицензии, лицензия не может быть приостановлена или аннулирована.
1. Соблюдение ТУ является обязательным исключительно при регистрации этилового спирта, а не при получении соответствующей лицензии. Пунктом 21 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ п. 5 ст. 26 Закона N 171-ФЗ, посвященный государственной регистрации наименований этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатурированной продукции, признан утратившим силу.
2. До разработки и утверждения соответствующих технических регламентов требования ТУ, затрагивающие вопросы жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охране окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, являются обязательными только в вышеуказанной части (п. 1 ст. 46 Закона "О техническом регулировании"). Если ТУ не отвечают вышеуказанным требованиям, то они более не применяются в качестве нормативных документов в области стандартизации и их несоблюдение не влечет юридической ответственности.
Е.И. Спектор,
старший научный сотрудник Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП),
кандидат юридических наук, специалист в области
административного права
"Право и экономика", N 8, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) За исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу - 1 июля 2006 г.
*(2) При замене лицензий из сбора исключается сумма, уплаченная за лицензию, по которой организация проработала меньше года (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 114-ФЗ).
*(3) До настоящего времени не внесены изменения в КоАП РФ, которым предусмотрена ответственность, в частности, за нарушение обязательных требований государственных стандартов (ст. 19.19).
*(4) В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании" стандартом является документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Основными принципами стандартизации являются, в частности, принципы добровольного применения стандартов и недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам (ст. 12 Закона). Иными словами, Закон "О техническом регулировании" режиму стандартизации придал статус добровольности, взамен обязательного, предусмотренного Законом РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-I "О стандартизации".
*(5) Легальное понятие "техническое регулирование" определено ст. 2 Закона "О техническом регулировании" и представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
*(6) При применении данного нормативного акта следует учитывать, что в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ внесены изменения, касающиеся, в том числе, лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 114-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование производства и оборота этилового спирта из непищевого сырья
Автор
Е.И. Спектор - старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП), кандидат юридических наук, специалист в области административного права
Родилась 13 января 1977 г. в Москве. Окончила в 1998 г. Юридический институт МВД России с отличием, в 2003 г. - аспирантуру ИЗиСП. Научная проблематика - административно-правовые режимы. Автор ряда публикаций в юридических журналах.
"Право и экономика", 2006, N 8