г. Вологда |
|
10 июля 2009 г. |
Дело N А05-6148/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 апреля 2009 года по делу N А05-6148/2008 (судья Бабичев О.П.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Промвентиляция" (далее - Общество, ООО "Промвентиляция") обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным действий Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по Архангельской области (далее - Управление) по отказу в установлении лимитов на размещение отходов, выраженных в письме от 18.04.2008 N 05-15/154-3346.
Решением суда от 02 сентября 2008 года, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2008 года, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2009 года названные решение Арбитражного суда Архангельской области и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Решением суда от 28 апреля 2009 года требования Общества удовлетворены.
Управление в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Не согласно с выводами суда о том, что лицензированию подлежит только предпринимательская деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; заявитель не занимается предпринимательской деятельностью по обращению с отходами, направленной на извлечение прибыли.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество разработало Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и направило его в Управление для рассмотрения и принятия решения об установлении для заявителя лимитов на размещение отходов.
Управление письмом от 18.04.2008 N 05-15/154-3346 сообщило ООО "Промвентиляция" об отказе в установлении лимитов на размещение отходов в связи с несоответствием указанного проекта установленным нормативно-правовыми актами требованиям, указав на отсутствие в приложенных к Проекту документах копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Считая отказ заявителя, выраженный в названном письме, незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (пункт 4 названной статьи Закона).
В целях реализации статьи 18 Закона N 89-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила N 461).
В силу пунктов 4 и 5 Правил N 461 юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
На основании пункта 7 указанных Правил для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).
Территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных заявления и документов, принимают решение об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием), которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В случае принятия решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является представление указанных заявления и документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации (пункт 10 Правил N 461).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Применительно к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов обязательность наличия такой лицензии установлена в статье 9 Закона N 89-ФЗ и подпункте 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ опасные отходы - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Этой же статьей установлено, что обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, законодатель разграничивает деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
На основании вышеприведенных норм апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что необходимость получения указанной лицензии ставится в зависимость от осуществления специализированной организацией деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Само по себе осуществление хозяйствующими субъектами деятельности, в результате которой образуются опасные отходы, не влечет необходимости получения ими такой лицензии.
Материалами дела подтверждается, что предметом деятельности заявителя является выполнение строительно-монтажных, пуско-наладочных, строительно-ремонтных работ, разработка технологической документации по вентиляции и пневмотранспорту, изготовление товаров народного потребления (статья 2 устава Общества); основным производством организации является монтаж вентиляции на объектах заказчиков, производственной базой - изготовление воздуховодов (раздел 2 проекта).
В процессе хозяйственной деятельности у Общества образуются опасные отходы I - V классов опасности, которые накапливаются и временно хранятся до момента их передачи другим лицам с целью переработки, обезвреживания или захоронения (раздел 7 проекта).
Доказательств осуществления ООО "Промвентиляция" такого вида предпринимательской деятельности, направленного на систематическое получение прибыли, как выполнение работ по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, Управлением не представлено.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Архангельской области правомерно удовлетворил требования заявителя.
Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 апреля 2009 года по делу N А05-6148/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6148/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Промвентиляция"
Ответчик: Управление по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3847/2008
31.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-6148/2008
21.01.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-6148/2008
05.11.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3847/2008