14 июля 2009 г. |
г. Вологда Дело N А13-11812/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Козловой С.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манойловой А.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Северсталь" Веретехиной Т.Ф. по доверенности от 18.05.2009 N 1-5619, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области Беляевой Н.О. по доверенности от 11.01.2009 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 апреля 2009 года по делу N А13-11812/2008 (судья Виноградов О.Н.),
установил
открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - ОАО "Северсталь") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области (далее - Теруправление), Департаменту имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент), муниципальному образованию "Сельское поселение "Анненский мост" о признании права собственности на нежилое здание столовой, расположенной по адресу: Вологодская область, Вытегорский район, сельское поселение Анненское, поселок Александровское, улица Центральная, дом 8, на основании статей 12, 213, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил правовое обоснование иска, указав, что требования заявлены в порядке статьи 213 ГК РФ, поскольку спорный объект перешел в его собственность в порядке приватизации, а также наименование ответчика - муниципальное образование "Сельское поселение Анненское" в лице администрации сельского поселения "Анненское" (далее - Администрация).
Уточнение правового обоснования иска и наименование ответчика судом принято.
Решением от 06.04.2009 в удовлетворении иска отказано.
ОАО "Северсталь" с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять решение об удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что спорный объект разрешен к приватизации, в отношении его законодательством не устанавливался особый режим приватизации, при приватизации спорное имущество учтено в суммовом выражении в составе стоимости основных средств в акте оценки стоимости имущества по состоянию на 01.07.1992.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель Теруправления в судебном заседании апелляционной инстанции возразил против доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Департамент и Администрация в отзыве на жалобу указали на то обстоятельство, что их позиция изложена в отзыве на исковое заявление. Согласно данным отзывам, имеющимся в материалах дела, указанные ответчики не возражают против заявленных требований Общества.
Департамент и Администрация надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителей Общества и Теруправления, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для отмены решения суда в связи с неполным исследованием обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, приватизация государственного предприятия "Череповецкий ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени металлургический комбинат имени 50-ления СССР" осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Решением Комитета по управлению имуществом Вологодской области от 30.08.1993 N 468 "О создании акционерного общества открытого типа "Северсталь" утвержден план приватизации указанного государственного предприятия, включающий в себя акты оценки его имущества по состоянию на 01.07.1992.
Считая, что спорный объект перешел в собственность истца в порядке приватизации, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их недоказанности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для удовлетворения требований Общества.
Из статьи 213 ГК РФ следует, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Коммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Суд установил, что Общество создано в результате приватизации государственного предприятия "Череповецкий ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени металлургический комбинат имени 50-летия СССР". План приватизации утвержден решением Комитета по управлению имуществом администрации Вологодской области от 30.08.1993 N 468.
Приватизация осуществлялась из федеральной собственности на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", которым установлено, что преобразование предприятий осуществляется в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (далее - Положение) рабочими комиссиями по приватизации, создаваемыми на каждом предприятии. В соответствии с разделом III Положения рабочая комиссия разрабатывает план приватизации, составляет и подписывает акты оценки имущества и представляет документ в орган по управлению имуществом для утверждения.
Приватизация государственного предприятия "Череповецкий ордена Ленина и ордена трудового Красного знамени металлургический комбинат имени 150-летия СССР" проведена в соответствии с действовавшим законодательством
В соответствии с Указом Президента РФ от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могли быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением: объектов, не подлежащих приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации; зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, в том числе встроенно-пристроенных (за исключением находящихся в границах территории предприятия), используемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, для нужд организаций и учреждений социальной защиты населения, детских домов, домов ребенка, домов престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых; оздоровительных детских дач, лагерей; объектов транспортного и энергетического обеспечения данного региона; объектов и учреждений здравоохранения, обслуживающих жителей данного региона; жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.
Спорный объект недвижимости построен Белоручейским рудоуправлением - самостоятельным структурным подразделением государственного предприятия "Череповецкого ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени металлургического комбината имени 50-летия СССР" в 1990 году, введен в эксплуатацию в декабре 1990 и поставлен на инвентарный учет, что подтверждается инвентарной карточной основных средств.
Как пояснил в судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества, здание столовой в настоящее время функционирует по назначению, все расходы по нему несет истец.
Вышеуказанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
При формировании уставного капитала объекты недвижимости Белоручейского рудоуправления включены в суммовом выражении в составе зданий БРУ без расшифровки по объектам, поскольку представление пообъектного перечня имущества действовавшими на момент приватизации нормативными правовыми актами не предусматривалось. При этом в инвентаризационной описи N 1 основных средств Череповецкого металлургического комбината цеха БРУ по состоянию на 01.07.1992 здание столовой 1990 года с инвентарным номером 048 учтено.
При сопоставлении вышеназванной инвентаризационной описи N 1, акта оценки стоимости имущества предприятия (приложение N 9) и описи зданий, учитываемых в балансе деятельности Череповецкого металлургического комбината по состоянию на 01.07.1992, видно, что спорный объект вошел в перечень объектов, включенных в приватизацию, и был учтен при формировании уставного капитала акционерного общества.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
Сведений о том, что данный объект недвижимости включен в реестры федеральной, областной или муниципальной собственности, на данное имущество зарегистрированы права в Единой государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в материалах дела не имеется.
Таким образом, право собственности на спорное имущество возникло у Общества в силу статьи 213 ГК РФ в процессе приватизации Череповецкого металлургического комбината.
Кроме того, из материалов дела видно, что здание столовой находится на земельном участке, который принадлежит истцу на праве постоянного бессрочного пользования на основании постановления Анненского сельского совета от 22.10.1992 N 10.
Из вышеизложенного следует, что исковые требования являются законными и обоснованными, оснований для отказа в их удовлетворении у суда первой инстанции не имелось. В связи с этим решение суда подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что вины ответчиков в возникновении данного спора не имеется, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 апреля 2009 года по делу N А13-11812/2008 отменить.
Признать право собственности открытого акционерного общества "Северсталь" на нежилое здание столовой общей площадью 326, 7 кв.м, 1990 год постройки, расположенное по адресу: Вологодская область, Вытегорский район, Анненское сельское поселение, поселок Александровское, улица Центральная, дом 8.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
С.В. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11812/2008
Истец: ОАО "Северсталь"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области, Муниципальное образование сельское поселение Анненское в лице Администрации сельского поселения Анненское, Департамент имущественных отношений Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2310/2009