11 августа 2009 г. |
г. Вологда Дело N А13-3432/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С.,
при участии от дочернего открытого акционерного общества "Электрогаз" ОАО "Газпром" в лице филиала "Вологдаэлектрогаз" Свитцовой О.Л. по доверенности от 06.05.2009 N 646/07, Паничевой Е.Б. по доверенности от 06.05.2009 N 645/07, от Государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Рожковой Н.М. по доверенности от 03.10.2008 N 253,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дочернего открытого акционерного общества "Электрогаз" ОАО "Газпром" в лице филиала "Вологдаэлектрогаз" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 июня 2009 года по делу N А13-3432/2009 (судья Борисова Ю.А.),
установил
дочернее открытое акционерное общество "Электрогаз" ОАО "Газпром" в лице филиала "Вологдаэлектрогаз" (далее - общество, ДОАО "Электрогаз") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, ГУ - ФСС) о признании недействительным решения от 05.03.2009 N 55 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 08.06.2009 по делу N А13-3432/2009 в удовлетворении требований ДОАО "Электрогаз" отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявление удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается то, что выплата пособия по временной нетрудоспособности работнику Прудниченкову А.Л. произведена согласно представленному в бухгалтерию больничному листу, оформленному муниципальным учреждением "Центральная больница Грязовецкого муниципального района Вологодской области", в котором указано, что данный работник освобожден от работы по 16.09.2008 включительно, а с 17.09.2008 установлена группа инвалидности, то есть временная нетрудоспособность завершена датой, предшествующей дню установления инвалидности. Полагает, что ДОАО "Электрогаз" не допустило нарушений законодательства при оплате названного листа. В акте освидетельствования Прудниченкова А.Л. не указаны ни дата установления инвалидности, ни дата регистрации документов в бюро медико-социальной экспертизы.
ГУ - ФСС в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ГУ - ФСС провело документальную выездную проверку ДОАО "Электрогаз", в ходе которой выявило выплату пособия по временной нетрудоспособности работнику общества за день установления группы инвалидности в сумме 642 рублей 60 копеек; по результатам проверки составлен акт от 10.02.2009 N 2523 с/с.
Рассмотрев материалы документальной выездной проверки, заместитель управляющего ГУ-ФСС принял решение от 05.03.2009 N 55, которым отказал обществу в принятии к зачету 642 рублей 60 копеек расходов, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденных документами в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Общество, являясь страхователем наемных работников, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в том числе пособие по временной нетрудоспособности.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) названный Закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 этой статьи.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе лица, работающие по трудовым договорам.
В целях Закона N 255-ФЗ лицами, работающими по трудовым договорам, признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор со дня, с которого они должны были приступить к работе, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (часть 3 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособия застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособия территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение), установлено в том числе, что выплата пособий по социальному страхованию в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Следовательно, обязанность проверять правильность оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая выплачивает это пособие.
Право возмещения средств за счет учреждения возникает у организации только при исполнении данной обязанности, а также при полном соответствии выдачи больничного листка установленному порядку.
В свою очередь в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики (учреждения ФСС) имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 29 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" предусмотрено, что при установлении инвалидности со степенью ограничения способности к трудовой деятельности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении медико-социальной экспертизы.
На основании части 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи.
Из материалов дела следует, что Прудниченков А.Л. для назначения и выплаты указанного пособия предъявил в бухгалтерию общества листок нетрудоспособности серии ВП N 5260402, выданный муниципальным учреждением "Центральная больница Грязовецкого муниципального района Вологодской области".
Период временной нетрудоспособности работника определен в этом листке с 26.08.2008 по 16.09.2008, в графе "Приступить к работе" указано с 17.09.2009, установлена группа инвалидности 2 степени.
Оплата временной нетрудоспособности Прудниченкову А.Л. произведена за 22 календарных дня в общей сумме 14 121 рубля 12 копеек, при этом сумма временной нетрудоспособности за 16.09.2008 составила 642 рубля 60 копеек.
Пунктом 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 (далее - Правила), установлено, что признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
Согласно статье 50 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993, медико-социальная экспертиза производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 11 Правил в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
Из представленного Федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области" заявления Прудниченкова А.Л. об освидетельствовании его в бюро медико-социальной экспертизы для установления группы инвалидности усматривается, что оно датировано 16.09.2008.
Из имеющегося в материалах дела акта освидетельствования ВО МСЭК N 2335 следует, что датой начала медико-социальной экспертизы гражданина Прудниченкова А.Л. также является 16.09.2008, в тот же день освидетельствование проведено и окончено.
Поскольку освидетельствование проведено и окончено 16.09.2008, следовательно, на указанную дату соответствующие документы поступили на экспертизу, поэтому срок временной нетрудоспособности завершился 15.09.2008, то есть датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов.
Кроме того, в письме от 15.05.2009 N 410 Федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области" подтвердило, что данному гражданину инвалидность второй группы со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности установлена впервые 16.09.2008.
Таким образом, не проверив дату установления инвалидности, общество неправомерно произвело оплату временной нетрудоспособности Прудниченкова А.Л. за 16.09.2008, тем самым нарушив вышеперечисленное законодательство.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал ДОАО "Электрогаз" в удовлетворении требований.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по госпошлине с учреждения в пользу общества взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 июня 2009 года по делу N А13-3432/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу дочернего открытого акционерного общества "Электрогаз" ОАО "Газпром" в лице филиала "Вологдаэлектрогаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3432/2009
Истец: Дочернее открытое акционерное общество "Электрогаз" ОАО "Газпром", Дочернее открытое акционерное общество "Электрогаз" ОАО "Газпром" филиал "Вологдаэлектрогаз"
Ответчик: Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3614/2009