13 августа 2009 г. |
г. Вологда Дело N А52-1648/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 19 июня 2009 года по делу N А52-1648/2009 (судья Манясева Г.И.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "ПИ-2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.05.2009 N 19-07/243 о назначении административного наказания по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 19 июня 2009 года по делу N А52-1648/2009 требования общества удовлетворены; оспариваемое постановление налогового органа признано незаконным и отменено.
Инспекция с данным судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Псковской области от 19 июня 2009 года по делу N А52-1648/2009 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что к данным правоотношениям не могут быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку обществом не предприняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения его работником требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Общество в отзыве изложило свое несогласие с жалобой налогового органа; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Общество и инспекция извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 25.04.2009 должностными лицами инспекции на основании поручения на проверку от 25.04.2009 N 19-07/99 проведена проверка соблюдения законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем обществу магазине, расположенном по адресу: г. Псков, ул. Рокоссовского, д. 36, по результатам которой составлен акт от 25.04.2009 N 99.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что на алкогольную продукцию - водка "Столовая ржаная" (2 бутылки), водка "Славянское застолье" (1 бутылка), вино сухое "Каберне" (3 бутылки), вино столовое "Изабелла" (5 бутылок), напиток слабоалкогольный газированный "Вкус лимона" (5 бутылок) - не представлены документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, - копии справок к товарно-транспортным накладным и сертификаты соответствия; на алкогольную продукцию - коньяк "Вдова Паскине" (1 бутылка), ром "Бакарди Блэк" (1 бутылка), ром ямайский "Капитан Морган Черная Этикетка" (2 бутылки), вино плодовое "Китайское абрикосовое" (3 бутылки) - копии справок к грузовым таможенным декларациям и сертификаты соответствия.
Указанные обстоятельства, по мнению налогового органа, свидетельствуют о нарушении обществом положений статей 10.2, 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171 ФЗ), пунктов 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила N 55).
По данному факту 28.04.2009 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 34, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Начальник инспекции, рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, 05.05.2009 вынес постановление N 19-07/243, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Общество с указанным постановлением налогового органа не согласилось и обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава вмененного ему в вину правонарушения, но ввиду малозначительности деяния освободил заявителя от ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, установлен пунктом 2 статьи 16 данного Закона.
В соответствии со статьей 10.2 указанного Закона N 171-ФЗ товарно-транспортная накладная и справка, прилагаемая к ней (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации), являются сопроводительными документами, удостоверяющими легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, без наличия которых невозможно осуществление оборота данной продукции.
Согласно пункту 11 Правил N 55 продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
На основании пункта 139 названных Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В силу пункта 12 Правил N 55 при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию либо с сертификатом или декларацией о соответствии, либо с копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, либо с товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Таким образом, документы на алкогольную продукцию, подтверждающие легальность ее производства и оборота, должны находиться непосредственно в магазине для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.
В данном случае в нарушение указанных требований на алкогольную продукцию обществом в ходе проверки не представлены документы, подтверждающие легальность ее оборота. Данный факт подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении и не отрицается обществом.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности не установлено.
Общество привлечено к ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на невозможность применения в данной ситуации положений статьи 2.9 КоАП РФ. Указанный довод был исследован судом первой инстанции, ему дана обоснованная оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Следовательно, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Оценив с учетом фактических обстоятельств дела степень социальной опасности деяния общества, суд первой инстанции правомерно признал совершенное правонарушение малозначительным.
При этом судом правильно установлено, что в деянии общества отсутствует существенная угроза охраняемым общественным правоотношениям, поскольку необходимые документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, представлены обществом спустя три дня со дня проведения проверки, то есть до вынесения оспариваемого постановления. Кроме того, учредитель и руководитель общества Ермилова Г.Р., 1947 года рождения, являющаяся инвалидом второй группы, длительное время находилась на больничном, в связи с чем не имела возможности должным образом организовать работу продавца Петровой Н.Г., присутствовавшей при проверке и работающей в магазине всего четыре рабочих дня.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, но ввиду малозначительности деяния признал оспариваемое постановление налогового органа незаконным, освободив заявителя от ответственности.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 19 июня 2009 года по делу N А52-1648/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1648/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "ПИ-2"
Ответчик: МИФНС России N 1 по Псковской области
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3713/2009