Плата за негативное воздействие на окружающую среду
В настоящее время нормативное правовое регулирование вопросов взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду ведет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Рассмотрим ряд проблемных вопросов, связанных с практикой исчисления платы.
Исчисление платы за выброс, сброс загрязняющих веществ
Плановые и фактические платежи
Одной из особенностей исчисления платежей за негативное воздействие на окружающую среду является то, что в течение года вносятся сначала плановые платежи исходя из предполагаемого уровня загрязнения. Затем уплачиваются так называемые фактические платежи, которые должны в принципе исчисляться за реальные объемы загрязнения.
Несмотря на многолетнюю практику применения такого порядка, в настоящее время по-прежнему возникают проблемные ситуации, связанные с определением суммы платы исходя из фактических объемов загрязнения. Особенно часто это происходит, когда предприятие заранее внесло платежи за один или два квартала вперед (что не запрещено действующими правовыми актами), а затем требует частичного возврата платежей из-за якобы образовавшейся переплаты.
Действующий порядок предоставляет право пересчитывать плату по фактическим объемам вредного воздействия по окончании соответствующего квартала. Однако на практике такой перерасчет делался по окончании календарного года. Это связано с тем, что почти для всех предприятий природоохранные органы устанавливают годовые нормативы (лимиты) вредного воздействия. Поэтому при определении размера плановых платежей возможный уровень загрязнения определяется делением годового норматива (лимита) выброса на четыре. Иными словами, плановый размер квартального платежа равен lU годового планового объема платы и не имеет никакого отношения к плате за фактический уровень загрязнения. Действительно, многие предприятия работают циклично или выпускают в течение отчетного квартала разную продукцию на нескольких видах оборудования. Таким образом, ассортимент и объем выпускаемой продукции могут меняться чаще чем раз в месяц. Соответственно уровень вредного воздействия также меняется:
исходя из использования различных материалов в производстве той или иной продукции;
неравномерной загрузки оборудования;
иных особенностей производственного процесса (простой, текущий ремонт оборудования, реконструкция или выбытие основных фондов и др.).
Поэтому для постановки вопроса о переплате в каком-либо отчетном периоде необходимо документальное подтверждение, что у предприятия был фактический выброс или сброс конкретных загрязняющих веществ, объем которых позволяет определить, что плановая плата, внесенная в этом периоде, больше, чем исчисленная по фактическому выбросу.
Для этого вначале следует установить фактический уровень (объем) загрязнения. Затем определить сумму платы за этот объем, вычесть из нее сумму плановых платежей. Только при отрицательной разнице правомерно утверждать, что есть переплата.
В настоящее время в связи с тем, что 22 ноября 2005 г. был отменен Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, который устанавливал сроки перечисления указанной платы (см. приказ МПР России и Минфина России от 22 ноября 2005 г. N 313/143н), возникает вопрос о сроках внесения платы. Следует иметь в виду, что приказом Ростехнадзора от 27 января 2006 г. N 49 рекомендованы конкретные сроки внесения платы, в частности по итогам:
II квартала 2006 г. - 20 июля 2006 г.;
III квартала 2006 г. - 20 октября 2006 г.;
IV квартала 2006 г. - 20 января 2007 г.
Нормативы и лимиты негативного воздействия
Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) предусмотрено установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (в том числе нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ). Эти нормативы определяются в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Нормативы качества - это нормативы, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Законом об охране окружающей среды предусмотрено, что за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством. Исходя из этого многие природопользователи полагают, что выбросы, сбросы веществ в пределах нормативов не являются негативным воздействием. Соответственно не должна наступать и административная ответственность за такое воздействие.
Рассмотрим, согласуется ли данное утверждение с нормами ст. 8.13 и 8.21 КоАП РФ, которыми предусмотрено наложение административных штрафов за загрязнение водных объектов и выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Понятие "негативное воздействие на окружающую среду" определено ст. 1 Закона об охране окружающей среды. Это - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Из норм данной статьи, а также ст. 21-23 указанного Закона действительно следует, что выбросы, сбросы веществ в пределах нормативов допустимого воздействия не являются негативным воздействием.
Пунктом 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрено наложение административных штрафов за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Это означает, что при наличии специальных разрешений, которые должны включать соответствующие допустимые нормативы воздействия (физические показатели объемов выбросов и сбросов веществ), ответственность, предусмотренная указанным пунктом, не наступает.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено наложение административных штрафов за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.
На практике это означает превышение установленных допустимых нормативов воздействия. Поэтому ст. 22 Закона об охране окружающей среды и предусмотрено, что за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Пунктом 3 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
В данном случае основанием для наложения административного штрафа является заключение органов, в компетенции которых экологический контроль за состоянием окружающей среды, а также контроль за соблюдением правил эксплуатации соответствующего оборудования.
Аналогично рассматриваются случаи нарушения водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь за собой загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, и нарушения требований к охране водных объектов, которое может привести к их загрязнению, засорению и (или) истощению (ст. 8.13 КоАП РФ).
При решении вопросов о факте загрязнения в результате изложенных выше причин соответствующие органы также руководствуются положениями Закона об охране окружающей среды (ст. 1), которыми определены понятия "загрязнение" и "загрязняющее вещество". А именно:
загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Превышение нормативов и лимитов
На практике нередки случаи, когда в ходе проводимого экологического мониторинга в каком-либо регионе фиксируется существенное ухудшение состояния окружающей среды по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (квартала). При этом у предприятий этого региона за указанный период времени не менялись нормативы и лимиты выбросов и сбросов вредных веществ, установленные соответствующими природоохранными органами. Означает ли это, что некоторые предприятия фактически производят сверхнормативные выбросы и соответственно должны вносить платежи за загрязнение в большем размере?
Когда хозяйствующие субъекты производят сверхнормативные и сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, то соответствующие платежи действительно должны исчисляться по увеличенным нормативам платы (п. 5 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632). Однако причин, повлиявших на увеличение уровня загрязнения окружающей среды, может быть несколько. И повышение этого уровня по сравнению с каким-либо периодом времени не всегда является результатом нарушения предприятиями установленных нормативов воздействия на окружающую среду. Например, хозяйствующие субъекты из-за снижения производственной активности в течение длительного времени могут просто "не добирать" до установленных (разрешенных) им предельных объемов выбросов и сбросов. А затем, увеличив свое производство, существенно повысить и объемы выбросов (сбросов), оставаясь при этом в пределах установленных им нормативов и лимитов.
Необходимо также учитывать вероятность трансграничного загрязнения (территориального переноса загрязняющих веществ), когда предприятия одного региона в результате своей деятельности оказывают заметное негативное воздействие на территорию другого субъекта РФ.
Таким образом, однозначно установить правильность отражения объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в представляемых предприятиями расчетах платежей за негативное воздействие возможно в основном при документальной проверке этих предприятии, когда имеется возможность ознакомиться с различной первичной документацией, содержащей данные о номенклатуре выпускаемой продукции и ее объемах, о потребляемой электроэнергии и другие показатели, характеризующие особенности производств и технологий, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Как правило, предприятиям устанавливаются нормативы по выбросам конкретных видов веществ на основе специальных лабораторных исследований, включающих в себя экологическую оценку применяемых предприятием производственных технологий. Различные экологические организации, проводя исследования, часто применяют такие методы (критерии) оценки уровня негативного воздействия на природную среду, которые не совпадают с допустимыми нормативами, установленными государственными природоохранными органами. В ходе такой независимой экспертизы у какого-нибудь предприятия может быть обнаружено, что помимо веществ, включенных в разрешение, производятся выбросы и других вредных веществ. Более того, по вновь выявленным веществам имеются соответствующие ставки платы. На первый взгляд это очевидное нарушение, исходя из которого следует исчислить и внести дополнительную плату. Но проверенное предприятие, как правило, приводит следующие доводы в противовес такому решению:
предприятие не меняло производственные технологии;
объемы выбросов по разрешенным видам веществ не превысили установленные нормативы;
объем выброса обнаруженных веществ был незначителен, и по этим выбросам не имеет смысла устанавливать какие-либо нормативы.
Рассматривая эту ситуацию, вернемся к практике нормирования выбросов. В начале такой работы проводится так называемая инвентаризация конкретного производственного оборудования (процесса) с целью установить степень его негативного воздействия на окружающую среду. В ходе этих исследований нет необходимости (да и возможности тоже) применять все имеющиеся контрольно-аналитические методы для определения всех видов вредных веществ, которые могут содержаться в выбросах.
Поэтому соответствующие аналитические работы проводятся, как правило, с целью определить объемы выбросов основной группы веществ, которые присутствуют при эксплуатации исследуемого вида (типа) оборудования (производства, технологии).
По этим веществам и устанавливаются соответствующие нормативы выбросов с учетом применения показателей относительной опасности конкретных веществ, рассчитываемых на основе предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Вполне вероятно, что помимо этих веществ при эксплуатации того же оборудования могут присутствовать в небольшом объеме выбросы и других вредных веществ, что, как правило, нехарактерно для данного оборудования. Именно поэтому объемы этих выбросов бывают незначительными. Данное обстоятельство существенно затрудняет экологический контроль за этими веществами и, учитывая практическое отсутствие негативного воздействия на окружающую среду, делает этот контроль неоправданным и с экологической, и с экономической точки зрения. С учетом данного обстоятельства может быть принято решение о нецелесообразности устанавливать нормативы по указанным выше веществам. Однако для окончательного решения по вопросу исчисления платы за загрязнение окружающей среды в рассматриваемом случае целесообразно получить официальное разъяснение от соответствующего территориального органа Ростехнадзора.
Увеличение выброса вредных веществ из-за смены деятельности
На практике нередки ситуации, когда предприятие имело полученное в установленном порядке в природоохранном органе разрешение на выброс, например, 30 вредных веществ. Однако за проверяемый период времени предприятие расширило свою производственную деятельность. В ходе проверки было выявлено, что в структуре выбросов загрязняющих веществ у предприятия дополнительно появились пять веществ, по которым имеются ставки платы. Предприятие не оспаривает необходимости сделать перерасчет платы за загрязнение с учетом новых веществ. Но сообщает, что исчислять плату по повышенным ставкам (как за отсутствие разрешения на выбросы) оно не собирается, так как такое разрешение у предприятия имеется, хотя и не для всех веществ, а нормативы по выбросам для вновь выявленных веществ будут в ближайшее время утверждены в соответствии с достигнутой договоренностью с природоохранным органом.
При разрешении указанной ситуации необходимо исходить из следующего.
Действительно, при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей среды в таких случаях определяется по увеличенным нормативам (п. 6 Порядка).
Почему же указанная норма подлежит применению, несмотря на наличие у предприятия разрешения? Потому что из нее не следует, что предприятие должно иметь только одно разрешение на право осуществления соответствующего вида загрязнения окружающей среды. Иными словами, наличие одного ранее выданного разрешения на выброс конкретных видов веществ не означает, что этот факт должен учитываться при решении вопроса об исчислении платы за выброс других загрязняющих веществ. В данном случае вопрос о размерах платы связан с необходимостью наличия у предприятия утвержденных нормативов выбросов по конкретным веществам, отражаемых именно в соответствующем разрешении.
Ужесточение нормативов
Рассмотрим ситуацию, когда для организации в связи с ухудшением общей экологической ситуации в регионе были утверждены более жесткие нормативы предельно допустимых (разрешенных) выбросов по всем загрязняющим веществам. Допустим, что дата утверждения этих нормативов пришлась на середину квартала. Как следует в этом случае применять новые нормативы при расчете платы за загрязнение: ко всему объему выбросов в течение этого квартала или только к тому объему, который произведен после вступления в силу новых нормативов?
На практике фактические размеры платы за загрязнение окружающей среды (т.е. за фактический уровень загрязнения) определяются и согласовываются природопользователями с территориальными органами Ростехнадзора по истечении отчетного квартала. Если уточненные нормативы по выбросам загрязняющих веществ вступили в действие в том квартале, за который еще не была внесена фактическая плата за загрязнение окружающей среды, то сумма плановых платежей подлежит корректировке с учетом применения новых нормативов ко всему объему выбросов в этом квартале.
Однако следует иметь в виду, что новые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов вводятся в действие природоохранным органом, как правило, с начала следующего отчетного периода (квартала, года). И если в соответствующем правовом акте об утверждении этих нормативов не указан срок их введения в действие, данный вопрос следует выяснить в территориальном органе Ростехнадзора.
Исчисление платы при размещении отходов
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дано понятие размещения отходов: это хранение (содержание в объектах размещения) и захоронение отходов. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
В соответствии с указанным Законом обращением с отходами считается деятельность, в процессе которой образуются эти отходы, а также деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, отвал горных пород и др.). Таким образом, рассматриваемый Закон не дает исчерпывающего перечня объектов размещения отходов, а также видов самих отходов.
Законом также определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. На практике указанные отходы могут быть размещены как на специально отведенных для этого территориях, так и в других местах с нарушением установленных природоохранных требований. Ведь многие организации не имеют возможности вывезти на специальные места (полигоны и т.п.) различные отходы и размещают их на своей территории.
Пунктом 74 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Следует ли из указанных норм, что плательщиками за размещение отходов являются только те организации, которые ведут лицензируемую деятельность в области обращения отходов (т.е. имеют специальное разрешение и вывозят отходы в специальные объекты размещения), а не все природопользователи, производящие в процессе своей деятельности те или иные виды отходов?
В письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. N СС-47/145 "О плате за негативное воздействие в отношении отходов" было отмечено, что рассматриваемая плата "носит компенсационный характер за негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду, в том числе лицами, осуществляющими размещение отходов без соответствующей лицензии. Таким образом, законодательством Российской Федерации не установлено безусловной связи между возникновением объекта по плате и фактом наличия лицензии на размещение отходов".
В соответствии с Порядком плата взимается с юридического лица, размещающего отходы. Значит, для целей определения плательщика приоритетным является вопрос определения лица, размещающего отходы. Им может выступать собственник отходов или лицо, действующее по поручению собственника.
Вопросы определения лица, от имени которого размещаются отходы, регулируются Гражданским кодексом РФ. Если это - собственник данных отходов, все права и обязанности возникают у принципала (доверителя). Если же это - комиссионер, то приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В данном случае комиссионер является плательщиком и должен платить за весь объем размещаемых отходов.
В связи с этим установление принципа определения плательщиков на основании только факта наличия у них специального разрешения на право обращения с отходами не отражает реальной деятельности той или иной организации в части загрязнения природной среды и противоречит действующим нормативно-правовым актам, регулирующим порядок внесения платежей за такое загрязнение.
Исчисление платы при пользовании водными объектами и недрами
Многие организации при проведении работ по добыче полезных ископаемых проводят промывку горной породы, из-за чего в водные объекты попадают соответствующие стоки. В этих случаях, как правило, возникают вопросы: следует ли организации заранее оформлять в природоохранном органе разрешение на сброс сточных вод и должна ли она исчислить и внести плату за загрязнение при единственном факте сброса сточных вод?
Во-первых, и при разовом случае промывки горных пород может быть оказано определенное негативное воздействие на окружающую среду. Для положительного или отрицательного подтверждения данного факта необходимо соответствующее заключение Ростехнадзора, так как указанный орган осуществляет функции по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, являясь в том числе специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности (п. 1 Положения о Ростехнадзоре*(1)). В случае подтверждения факта загрязнения водного объекта веществами, по которым установлены нормативы платы*(2), предприятие должно внести плату за негативное воздействие. При этом плата должна быть исчислена по повышенным ставкам, поскольку в рассматриваемом случае отсутствовало разрешение на сброс загрязняющих веществ.
Во-вторых, если технология добычи какого-либо полезного ископаемого включает обязательную промывку горной породы (что, по сути, означает постоянный сброс сточных вод), то предприятию тем более необходимо обратиться в органы Ростехнадзора. Допустим, и в этом случае Ростехнадзором будет признано, что окружающей среде наносится определенный ущерб, так как в стоках содержатся вредные вещества. Тогда предприятие обязано в установленном порядке представить необходимую техническую и иную документацию, содержащую данные об объемах негативного воздействия на окружающую среду в результате соответствующего вида деятельности. После согласования всех необходимых процедур предприятию выдается разрешение на сбросы загрязняющих веществ (подп. 5.3.3.6 п. 5 Положения о Ростехнадзоре) и устанавливаются допустимые нормативы (лимиты) сбросов вредных веществ, исходя из которых и рассчитывается соответствующий размер платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Если у организации отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ, она должна исчислять плату за негативное воздействие по повышенным ставкам
Однако иногда предприятия, не имея лицензии на право пользования водными объектами, ведут деятельность, подлежащую лицензированию, - сброс сточных вод в водные объекты. Уплатив за этот сброс соответствующий административный штраф, они полагают, что этим все и должно закончиться, т.е. плату за загрязнение природной среды можно и не вносить. Доводы предприятия, как правило, следующие: поскольку они не оформляли в природоохранном органе разрешения на сбросы сточных вод, значит, можно применить в этом случае такой же подход, как и при определении налогоплательщика за пользование водными объектами и добычу полезных ископаемых: отсутствие у предприятий лицензий на эти виды деятельности означает, что они не являются плательщиками водного налога и налога на добычу полезных ископаемых.
Однако плата за негативное воздействие не регулируется НК РФ и изданными на его основе нормативно-правовыми актами. И здесь не могут быть взяты за аналог какие-либо нормы НК РФ.
Напомним, что Постановлением Правительства РФ N 344 утверждены нормативы платы, в том числе за сбросы конкретных видов загрязняющих веществ (а также за сброс взвешенных веществ) в поверхностные и подземные водные объекты. Таким образом, если предприятие сбросило сточные воды, содержащие вещества, за которые установлены нормативы платы, оно обязано внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с введением в действие с 1 января 2007 г. новой редакции Водного кодекса Российской Федерации необходимо отметить, что предусмотренная этим Кодексом плата за пользование водными объектами не предусматривает исчисление и внесение платы за сброс сточных вод. Таким образом, на порядок исчисления платы за негативное воздействие новый ВК РФ прямо не влияет*(3). Однако некоторые его положения необходимо будет учитывать при определении уровня негативного воздействия на окружающую среду и последующем расчете соответствующих платежей. Речь в данном случае идет о понятийном аппарате, а также о мерах по охране водных объектов, предусматривающих в том числе прямой запрет на сброс некоторых веществ в водные объекты. Согласно ст. 56 нового ВК РФ запрещается:
сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов);
сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со ст. 59 нового ВК РФ на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.
Статья 60 ВК РФ предусматривает, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается сброс в водные объекты сточных вод:
не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также не соответствующих требованиям технических регламентов;
в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Применение льгот
В заключение рассмотрим вопрос о том, могут ли в настоящее время применяться льготы по платежам. Этот вопрос возникает в связи с тем, что в ст. 14 Закона об охране окружающей среды говорится о предоставлении налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при принятии иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, ст. 17 данного Закона предусмотрена государственная поддержка предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Такая поддержка оказывается в виде установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.
Ранее, когда администрированием платы занималось МНС России и эту плату относили к налоговым платежам, налоговые органы, отвечая на вопрос природопользователей о порядке применения льгот, утверждали, что указанные статьи Закона об охране окружающей среды носят рамочный характер. Поэтому для реализации содержащихся в них положений необходимо внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления конкретных налогов и сборов.
С момента отнесения указанных платежей к неналоговым у природопользователей снова стали возникать вопросы о порядке применения льгот. Однако и теперь для реализации положений рассматриваемой статьи Закона необходимо принятие новых нормативно-правовых актов. Наиболее реальный вариант решения данного вопроса - введение в действие специального закона "О платежах за негативное воздействие на окружающую среду", который в настоящее время дорабатывается Ростехнадзором.
В.В. Петрунин,
советник правового департамента Правительства РФ,
государственный советник РФ З класса
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 8, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401.
*(2) Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
*(3) Отметим, что сразу же после принятия ВК РФ Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации выступил с законодательной инициативой, предусматривающей включение сброса сточных вод в перечень видов водопользования, осуществляемых на платной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru