17 сентября 2009 г. |
г. Вологда Дело N А66-8790/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Федосеевой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Додул А.А.,
при участии от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Краковской Е.М. по доверенности от 19.11.2008, от муниципального предприятия "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Пролетарского района города Твери" Васильевой Е.В. по доверенности от 14.01.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Пролетарского района города Твери" на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 июня 2009 года по делу N А66-8790/2008 (судья Истомина О.Л., арбитражные заседатели Дубов Б.Н., Галкина Г.В.),
установил
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному предприятию "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Пролетарского района города Твери" (далее - МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери") о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" на нежилое помещение общей площадью 141,3 кв.м, кадастровый номер 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10014/А, расположенное по адресу: г. Тверь, проспект Ленина, д. 7/7.
Определением суда от 04 декабря 2008 года удовлетворено ходатайство истца об уточнении предмета спора, согласно которому иск заявлен в отношении нежилого помещения общей площадью 144,3 кв.м, кадастровый номер 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10010/А, расположенного по адресу: г. Тверь, проспект Ленина, 7/7.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области (далее - Управление ФРС).
Определением суда от 08 апреля 2009 года удовлетворено ходатайство ответчика о рассмотрении спора с участием арбитражных заседателей. В соответствии со статьей 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к рассмотрению спора привлечены арбитражные заседатели Дубов Б.Н. и Галкина Г.В.
В ходе рассмотрения дела ответчик заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного унитарного предприятия "Тверьтехинвентаризация" (далее - ФГУП "Тверьтехинвентаризация").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17 июня 2009 года в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ФГУП "Тверьтехинвентаризация" отказано. Суд признал недействительным зарегистрированное за МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" право хозяйственного ведения на нежилое помещение общей площадью 141,3 кв.м, кадастровый номер 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10014/А, расположенное по адресу: г. Тверь, проспект Ленина, д. 7/7, а также взыскал с МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" в пользу Департамента 2000 руб. расходов по госпошлине.
МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит его отменить и отказать в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, ответчиком представлены доказательства закрепления за ним спорного имущества и факт его передачи. Спорное помещение в 1999 году не являлось самостоятельным объектом права, а представляло собой часть нежилого помещения площадью 291 кв.м с кадастровым номером 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:1001/А. Право хозяйственного ведения зарегистрировано 02 июля 1999 года Тверской регистрационной палатой и с этого времени согласно статьям 131 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) считается возникшим у МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери". Суд первой инстанции не дал правовой оценки доводу об изъятии имущества из хозяйственного ведения ответчика как сделке, не основанной на законе и противоречащей статьям 295, 296, 299 ГК РФ. Не соответствует обстоятельствам дела вывод суда о том, что МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" не владеет спорным помещением и не распоряжается им. Ответчик заявлял в суде первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности. По мнению МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери", истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Суд не учел, что предмет настоящего спора имеет два кадастровых номера. В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили изложенные в ней доводы, просили решение суда оставить без изменения.
Управление ФРС надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в отзыве на жалобу полагает, что решение суда по настоящему делу не может повлечь для сторон спора юридических последствий, так как фактически не существует объекта площадью 144,3 кв.м с кадастровым номером 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10010/А, расположенного по адресу: г. Тверь, проспект Ленина, 7/7.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления ФРС в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность принятого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Комитета от 10.09.1993 N 303 учреждено МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери", уставный фонд которого сформирован за счет средств, состоящих на балансе Производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного управления Пролетарского района.
На основании решения малого Совета Тверского городского совета народных депутатов от 16.06.1992 N 146 и решения малого Совета народных депутатов от 30.09.1993 N 111 в муниципальную собственность передан жилой дом N 7/7 по пр. Ленина, при этом нежилое помещение в указанном доме площадью 291,9 кв.м находилось на балансе МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери".
В соответствии с заявлением Комитета по управлению имуществом г. Твери от 31.05.1999 N 1467 Тверской городской регистрационной палатой 02 июля 1999 года зарегистрировано право хозяйственного ведения МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" на нежилое помещение площадью 291,9 кв.м в жилом доме N 7/7 по пр. Ленина.
Впоследствии из нежилого помещения общей площадью 291,9 кв.м с кадастровым номером 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10001/А выделено помещение общей площадью 144,3 кв.м с кадастровым номером 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10010/А.
Управлением ФРС 08 июня 2000 года зарегистрировано право хозяйственного ведения МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" на нежилое помещение общей площадью 144,3 кв.м с кадастровым номером 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10010/А по адресу: г. Тверь, пр. Ленина, д. 7/7.
Затем площадь помещения изменилась в связи с внутренней перепланировкой до 141,3 кв.м, что подтверждается письмом ФГУП "Ростехинвентаризация" от 20.07.2006 N 470, а также распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Твери от 28.10.2003 N 911 "О внесении изменений в распоряжение".
Управлением ФРС 03 февраля 2004 года зарегистрировано право муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 141,3 кв.м с кадастровым номером 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10014/А по адресу: г. Тверь, пр. Ленина, д. 7/7.
Таким образом, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется непогашенная запись о праве хозяйственного ведения МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" и запись о праве муниципальной собственности в отношении одного и того же объекта разной площади.
Департамент, полагая, что весь жилой дом N 7/7 по пр. Ленина г. Твери находится в муниципальной собственности, в связи с чем спорное помещение не может принадлежать МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" на праве хозяйственного ведения, кроме того фактически объект с площадью 144,3 кв.м не существует, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции принял определением от 04 декабря 2008 года уточнение исковых требований Департамента о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения в отношении помещения с кадастровым номером 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10010/А и площадью 144,3 кв.м, однако в резолютивной части решения указывает на удовлетворение первоначально заявленного требования о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения в отношении помещения с кадастровым номером 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10014/А и площадью 141,3 кв.м.
Так как суд первой инстанции не рассмотрел уточненное в порядке статьи 49 АПК РФ требование Департамента, то обжалуемое решение подлежит отмене на основании части 3 статьи 270 АПК РФ. Кроме того, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано право хозяйственного ведения МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" на помещение с кадастровым номером 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10014/А и площадью 141,3 кв.м.
В то же время апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения уточненного искового требования о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения ответчика в отношении помещения с кадастровым номером 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10010/А и площадью 144,3 кв.м.
Постановлением главы города Твери от 14.06.2001 N 1396 "О первоочередных мерах по осуществлению реформы ЖКХ" Комитету по управлению имуществом города Твери предписано в случае наличия зарегистрированного права хозяйственного ведения изъять из хозяйственного ведения муниципальных предприятий производственных жилищных ремонтно-эксплуатационных управлений районов города нежилые помещения и здания, включая служебные.
Во исполнение данного постановления и в связи с обращениями директоров предприятий Комитетом по управлению имуществом города Твери принято распоряжение от 20.09.2001 N 690 "О передаче нежилых помещений", в соответствии с которым приняты в муниципальную казну с постановкой на баланс по приложению N 1 и изъяты из хозяйственного ведения по приложению N 2 нежилые помещения муниципальных предприятий производственных жилищных ремонтно-эксплуатационных управлений районов города.
Спорное помещение площадью 144,3 кв.м указано в приложении N 2 к распоряжению от 20.09.2001 N 690 (т. 1, л. 23). Согласно пункту 4.2 указанного распоряжения акты приемки-передачи должны готовиться и представляться по мере гашения муниципальными предприятиями права хозяйственного ведения.
По акту (накладной) от 01 ноября 2002 года МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" передало на баланс Комитета по управлению имуществом города Твери спорное нежилое помещение (т. 1, л. 29).
Ссылка Департамента на то обстоятельство, что оснований для государственной регистрации права хозяйственного ведения за МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" не имелось, поскольку спорное имущество было изъято на основании письменного заявления директора данного предприятия, является необоснованной и не принимается во внимание.
Из пункта 3 статьи 299 ГК РФ следует, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Статьей 235 ГК РФ в качестве одного из оснований прекращения права собственности предусмотрен отказ собственника от права собственности.
Отказ обладателя вещного права от принадлежащего ему права и правомерное изъятие собственником имущества у предприятия являются двумя различными основаниями прекращения права хозяйственного ведения.
В силу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно пункту 5 статьи 113 ГК РФ и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
При этом ни ГК РФ, ни Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.
С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
Из материалов дела видно, что спорное помещение изъято из хозяйственного ведения и принято в муниципальную казну в соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом города Твери от 20.09.2001 N 690. В распоряжении имеется ссылка на письмо директора МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери", однако в материалах дела данное письмо отсутствует. Иных доказательств, свидетельствующих об отказе МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" от права хозяйственного ведения на спорное помещение, истец в порядке статьи 65 АПК РФ не представил. Ответчик данное обстоятельство оспаривает.
Других оснований для изъятия спорного имущества из хозяйственного ведения МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери", кроме как инициатива ответчика, истцом не указано, судом не установлено.
Вывод суда о том, что государственная регистрация права хозяйственного ведения на спорный объект произведена при отсутствии правоустанавливающего документа - решения собственника, также не соответствует обстоятельствам дела.
На основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно постановлению администрации Тверской области от 09.07.1998 N 454 "О создании системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тверской области" до создания на территории Тверской области учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрация прав на недвижимое имущество в городе Твери осуществлялась Тверской городской регистрационной палатой, которая не вела при этом Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Из материалов дела видно, что право хозяйственного ведения за МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" на объект недвижимости - нежилое помещение общей площадью 291,9 кв.м, расположенный по адресу: г. Тверь, пр. Ленина, д. 7/7, зарегистрировано Тверской городской регистрационной палатой 02.07.1999 на основании выписки из реестра муниципальной собственности от 11.06.1999.
С 20 декабря 1999 года к осуществлению регистрационных действий приступило Учреждение юстиции по Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которое стало вести Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, выданное Управлением ФРС в 2000 году свидетельство не влияет на наличие, возникновение и прекращение права хозяйственного ведения МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" на спорное имущество, поскольку данное право возникло в 1999 году и подтверждено в 2000 году.
Кроме того, апелляционный суд считает, что Департаментом пропущен установленный статьей 196 ГК РФ трехлетний срок исковой давности для оспаривания зарегистрированного в 2000 году права хозяйственного ведения ответчика. О пропуске срока исковой давности заявлено в отзыве ответчика на иск (т. 3, л. 99).
Ссылка Департамента на то, что на заявленное требование в силу статьи 208 ГК РФ срок исковой давности не распространяется несостоятельна.
Статья 208 ГК РФ предусматривает, что исковая давность не распространяется на требования собственника об устранении всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Нежилое помещение с кадастровым номером 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10010/А и площадью 144,3 кв.м в период с 1993 года и на день предъявления иска находилось во владении МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери", о чем было известно Департаменту. В связи с этим положения статьи 208 ГК РФ не подлежат применению. Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для признания недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения МП "ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери" на спорный объект с кадастровым номером 69:40:03:00:037:0001:1/000110/37:10010/А и площадью 144,3 кв.м по адресу: г. Тверь, пр. Ленина, д. 7/7 не имеется.
В связи с изложенным оспариваемый судебный акт подлежит отмене, а в иске Департаменту следует отказать. Расходы ответчика по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на истца в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 июня 2009 года по делу N А66-8790/2008 отменить.
В иске Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери отказать.
Взыскать с Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери в пользу муниципального предприятия "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Пролетарского района города Твери" 1000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8790/2008
Истец: Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери
Ответчик: МП "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Пролетарского района г. Твери" в лице к/у Трифонова А.В.
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2580/10
12.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2580/10
19.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2580/10
09.02.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10624/2009
11.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А66-8790/2008
17.09.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-324/2009