Темная история. Кредитная
Прошел год с того момента, как в стране начала действовать новая структура - Банки кредитных историй. Наличие подобной информации - очередной повод налоговой службе посредством данных о банковских клиентах "пошерстить" нерадивых плательщиков, особенно конторы, использующие "серую" кассу.
Как в банке. С крышкой
Среди множества параметров, которые учитывают банки, принимая решение о выдаче кредита частному лицу (если только это не экспресс-кредит в магазине), главным был и остается доход заемщика. Налоговиков по-настоящему интересует только один документ - та самая справка о доходах гражданина, выдаваемая его работодателем для предоставления в банк: фигурирующие в ней цифры могут существенно отличаться от указанных в налоговой декларации.
"Новое предложение налоговиков о доступе к банковской тайне преподносится как возможность получения налоговыми органами информации о кредитах, выданных кредитными организациями физическим лицам в целях повышения эффективности администрирования налога на доходы физических лиц", - комментирует сложившуюся ситуацию партнер коллегии адвокатов "Адамс и финансовые партнеры" Валентин Беккер. - Это очередная попытка получить новые рычаги контроля налогоплательщиков". Вот потому периодически и возникают предложения о внесении в закон о банках и банковской деятельности, Гражданский кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс изменений, расширяющих круг держателей банковской тайны. Как правило, инициаторы таких предложений - Федеральное казначейство и непосредственно налоговые органы.
Сегодня налоговые органы вправе получать от банков документы, подтверждающие уплату налогов исполнение инкассовых поручений налоговиков, справки по операциям и счетам клиентов, но не любую иную информацию о клиенте. Однако фискалы признаются, что формально заглянуть в данные о кредитах все-таки могут. Например, через встречную проверку. Проверяя физическое лицо, они могут обратиться в банк за подтверждением информации. Поинтересоваться реальными зарплатами гражданина из неофициальных справок о доходах, предоставляемых заемщиками банкам, сотрудники налоговой службы имеют возможность и во время выездных проверок кредитных организаций.
Как известно, все справки формы 2-НДФЛ выдаются не иначе, как непосредственно бухгалтерскими служащими. Но, даже не имея таких справок, налоговики, получив доступ к кредитным историям, могут сравнить "белую" зарплату с размером платежей, направляемых на погашение кредита. Ведь сейчас многие банки выдают кредиты на основе сведений о "серой" зарплате. Если такая информация попадет в руки налоговых органов, то, обнаружив разницу между официальной "белой" зарплатой, и той, что указана в такой справке, они могут инициировать проверку организации. Если окажется, что официально гражданин зарабатывает, к примеру, только 3 тыс. руб., а ежемесячно выплачивает банку по тысяче долларов, то это также может грозить неприятностями той организации, в которой он работает. Учитывая, что у банков накоплены значительные базы по таким кредитам, под удар могут попасть сотни тысяч предприятий и организаций.
"Да, мы слышали о новом методе таких изысканных проверок. Но пока, слава богу, на себе испытывать не приходилось, - поделился с корреспондентом "Расчета" главный бухгалтер одной из крупных ресторанных сетей Иван Немоляев. - Фирма в безопасности в том случае, если не ставит печати и подписи на справки о доходах, не соответствующих реальным белым выплатам. Впрочем, по-моему, проверка через кредитные истории, на практике применяется не так часто: для потребительских кредитов подтверждение доходов пока не требуется".
Причину новой "веревочки" для налоговиков главный бухгалтер одной из промышленных компаний столицы Виктор Серов усматривает в следующем: "Дело в том, что схватить с поличным предприятие, практикующее "черные", а тем более - "серые" кассы - практически нереально. Вот в марте глава ФНС Анатолий Сердюков и выступил с инициативой внести в закон изменения, которые дали бы налоговикам право на основании некоего перечня формальных признаков инициировать в отношении компании проверку на предмет возможного уклонения от уплаты единого социального и подоходного налогов". Как нам пояснил компетентный источник в одной из районных налоговых инспекций Москвы, целью принимаемых властями мер является борьба с незадекларированными доходами граждан. При проверке кредитных историй, ФНС собирается сравнивать их официально заявленную в налоговых декларациях зарплату с данными из справки, предоставляемой банку при получении денежных средств. Также фискальные органы планируют вычислять размер средств, укрываемых от налогообложения, на основе анализа размеров ежемесячных выплат граждан по предоставляемым кредитам.
"Согласившись на занесение информации в банк данных о кредитах, никак не подразумевал, что контору, где работаю, начнут проверять, - поясняет ведущий специалист крупной туристической компании столицы Владимир Смирнов. - Потом уверили, что с моей персоной это никак не связано, и что у налоговиков уже давно были виды на нашу организацию. Но в приватной беседе руководство поделилось со мною совсем иными соображениями". Какими - остается лишь догадываться.
На долю бухгалтера этой организации в дни недавней отчетности перепало немало неприятностей, причем четкую причину неожиданной проверки назвать никто из сотрудников так и не смог. В недоумении разводят руками - внеплановая проверка. Ситуация не из приятных, хотя происходило все в рамках закона.
"А как же тайна вкладов?" - спросите вы, и будете абсолютно правы, если, конечно, помните, что гласит статья 857 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Напомним пункт первый: "банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте". Конечно, есть еще ряд законодательных актов, где прописывается, кто, зачем и почему может требовать, давать и передавать сведения, подпадающие в разряд "тайны". Например, постановление правительства РФ, определяющее порядок и условия предоставления дополнительной (закрытой) части кредитной истории: субъекту кредитной истории (один раз в год, бесплатно и в полном объеме), в суд (судье) по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия прокурора в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве. Система кредитных бюро законодательно выстроена таким образом, что если банк предоставит информацию без согласия заемщика, клиент, узнав об этом, имеет полное право предъявить к банку претензии, и тот может быть подвергнут административному взысканию.
Сведение сведений
Не секрет, что Пенсионный Фонд России и Федеральная Налоговая Служба обещали банкам помочь узнать правду о доходах заемщиков. Пенсионный фонд РФ с готовностью откроет доступ БКИ к информации о пенсионных отчислениях граждан. Не последнюю роль в передаче ценных данных сейчас играет Ассоциация российских банков (АРБ). Именно она ведет переговоры с Центробанком. А чтобы эти данные не появились в продаже на Горбушке, их смогут получить лишь банки, защиту информации в которых сертифицирует Центробанк. Получив гарантии на счет надежности защиты от утечки информации, ПФР готов предоставлять информацию в БКИ, утверждает замуправляющего отделения ПФР по Москве и Московской области Виктор Цыганков. Тем не менее, на днях сам президент АРБ Тосунян Гарегин изменил свое мнение и раскритиковал идею налоговых органов получать информацию о заемщиках банков от бюро кредитных историй: "У налогового органа должна быть мотивированность претензий к конкретному налогоплательщику, а не просто желание получать всю информацию и только в дальнейшем решать, каким образом ее использовать".
Впрочем, ФНС поспешила ретироваться, 2 июня заявив, что не будет предоставлять бюро кредитных историй данные о налоговых отчислениях граждан. "Предоставление данных о налоговых отчислениях граждан бюро кредитных историй не представляется возможным. Действительно, БКИ по закону вправе запрашивать информацию у органов госвласти для проверки сведений, входящих в состав кредитных историй. Однако в четвертой статье того же закона, определяющей состав кредитных историй, данные о налоговых отчислениях граждан не указаны", - подчеркнули в налоговой службе одного из районов Москвы, напомнив, что в соответствии с Налоговым кодексом любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну. Налоговая тайна не подлежит разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Случаи же эти известны практически всему бухгалтерскому сообществу, но что ложится в их основу - так и остается тайной за семью печатями. И дело даже не в том, что налоговики лишний раз проверят и без того еще не укрепившийся класс мелких и средних предпринимателей. Сомнения вызывает тот факт, что данный процесс хоть как-то коснется настоящих "монстров", кто использует "серые" схемы выплат совсем не для того, чтобы выжить, а для откровенного "отмывания" колоссальных барышей. Впрочем, публичный отказ ФНС не есть искреннее желание соблюсти все законы о разных видах тайн.
"Мы используем высокие технологии защиты от утечки информации. Однако, конечно, никто не застрахован от недобросовестности отдельных личностей, которые есть в любой конторе. Утечки случаются везде, - комментирует ситуацию юрист высшей категории одного из банков - участников БКИ - Юрий Власов. - Конечно, в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков".
Вот только кто компенсирует убытки и восстановит нервы несчастным бухгалтерам, на долю которых придется подобная утечка, изначально являющаяся поводом для массовых проверок фискальных органов? К тому же никто не мешает иметь и собирать данные про юридических лиц и передавать по запросам их контрагентов, которые за большие деньги с руками оторвут любые компрометирующие сведения. Нет ничего проще, как сделать свое БКИ учредителем юридического лица, обозвать его, допустим "Отдел экономической безопасности", пролицензировать на частную сыскную деятельность и - вперед. Настоящая финансовая война миров может начаться.
По сведениям службы безопасности ЦБ, для данных о пенсионных и налоговых отчислениях граждан будет установлен специальный режим защиты. Его выдает уполномоченное ЦБ Сообщество пользователей стандартов Центробанка (ABISS). Речь идет об организации обмена данными, основанного на оценке риска утечки на каждом этапе, объясняет секретарь ABISS Павел Гениевский: разрешима, по мнению авторов идеи, и другая проблема с самим фактом предоставления ПФР и ФНС данных об отчислениях третьим лицам. Это персонифицированные сведения, подлежащие максимальной защите. Но если кредитные будут запрашиваться выборочные данные, не подпадающие под классификацию персонифицированных, они могут быть свободно переданы в БКИ. К тому же в законе "О кредитных историях" сказано, что бюро вправе запрашивать в органах власти информацию, которая требуется кредитору для принятия решения о выдаче кредита. То есть, если бюро будут запрашивать выборочные данные, не подпадающие под классификацию персонифицированных, они могут быть переданы в БКИ.
"Мы работаем исключительно в интересах банков, а не на налоговые органы или финансовую разведку. То, каким образом клиент зарабатывает на оплату кредитов - по черной ли, серой ли или кристально белой зарплате - не суть важно, - прокомментировал ситуацию нашему корреспонденту директор по развитию Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Игорь Плотников. - Важно оценить риск для банка".
С другой стороны, если предположить, что оба ведомства все-таки получат полный доступ к данным о кредитах населения, это даст только косвенную информацию, на основании которой будет нереально привлечь работодателя как налогового агента или самого налогоплательщика к ответственности. Сам по себе факт несовпадения доходов налогоплательщика с размером погашаемых кредитов еще не свидетельствует о намеренном уклонении от налогов и может быть объяснен множеством причин - например, техническими ошибками", - успокаивает ведущий консультант консалтингового центра "Мир финансов" Алексей Перевалов. Налоговые органы планируют делать выводы о доходах физического лица на основании справок, которые заемщик предоставляет банку для получения кредита, однако далеко не всегда такие справки отражают истинный размер доходов человека.
Впрочем, самый надежный способ избежать нежданных проверок - четко следить за документацией, выдаваемой сотрудникам на руки для получения кредитов. Тем временем на днях все финансовое сообщество России охватила паника - неизвестным путем общедоступными (за 90 тыс. рублей) стали более 700 тысяч кредитных историй. Не исключено, что первыми на "левую" базу данных обратят внимание налоговые службы, в чьей власти устроить поголовные проверки организаций и предприятий. Будьте осторожны!
И. Мелехова
"Расчет", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru