город Ростов-на-Дону |
дело N А32-38966/2005-19/515-2007-19/192 |
27 февраля 2008 г. |
15АП-582/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Винокур И.Г., Гиданкиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Шимбаревой Н.В.
при участии:
от заявителя: не явился
от заинтересованного лица: не явился
от третьего лица: не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Армавиру
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26 сентября 2007 г. по делу N А32-38966/2005-19/515-2007-19/192
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.
по заявлению ООО "АМС"
к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Армавиру
при участии третьего лица ООО "Регион Агро-Кубань"
о признании недействительным решения от 19.01.2005 г. N 10/12, обязании инспекции принять к вычету НДС в сумме 300 523 руб.
УСТАНОВИЛ:
ООО "АМС" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС РФ по г. Армавиру от 19.01.2005 г. N 10/12, обязании инспекции принять к вычету НДС в сумме 300 523 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, было привлечёно ООО "Регион Агро-Кубань"
Решением суда от 29 сентября 2007 г. требования Общества были удовлетворены в полном объеме.
Решение мотивировано ссылками на соблюдение Обществом требований статей 171, 172 НК РФ, недоказанность его недобросовестности. Налоговая инспекция, напротив, не выполнила требования статьи 88 НК РФ, а именно: выявив ошибки в заполнении документов, представленных налогоплательщиком для камеральной проверки, налоговая инспекция не направила Обществу требование о внесении соответствующих исправлений в установленный срок. В соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом РФ в определении от 12.07.2006 г. N 267-О, документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение налоговых вычетов, были приняты и исследованы судом, в результате чего суд пришел к выводу о правомерности заявленных налоговых вычетов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговая инспекция обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2007 г. отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что Общество не выполнило установленные законодательством о налогах и сборах условия для принятия налога на добавленную стоимость к вычету. Счета-фактуры поставщика Общества - ООО "Регион Агро-Кубань" не соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ. Исправления в указанные счета-фактуры внесены с нарушением порядка, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. N 914. Кроме того, документы, подтверждающие право Общества на налоговый вычет, представлены налогоплательщиком после принятия решения по результатам налоговой проверки. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности решения налоговой инспекции не соответствует нормам материального права.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 г. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2007 г. по делу N А32-38966/2005-19/515-2007-19/192 было отменено в связи с нарушениями п. 4 ст. 270 АПК РФ, а дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились; ИФНС РФ по г. Армавиру Краснодарского края и ООО "Регион Агро-Кубань" направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Судом ходатайства удовлетворены.
Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса на установленные налоговые вычеты.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для получения вычетов по НДС налогоплательщику необходимо подтвердить уплату налога, включенного в стоимость товара, оприходование оплаченного товара и наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено указание в счете-фактуре платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), а пунктом 6 данной статьи установлено обязательное подписание счета-фактуры руководителем и главным бухгалтером либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью организации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" допускается внесение исправлений в счета-фактуры с условием согласования исправлений с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями лиц, подписавших документы, с указанием даты внесения исправлений.
Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, также предусматривают возможность внесения исправлений в счета-фактуры.
Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений о том, что допущенные поставщиком при оформлении счетов-фактур нарушения не могут быть устранены, а недостающая информация - восполнена.
Вместе с тем, пунктом 29 постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставляемых счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" предусмотрено, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. В противном случае данные документы не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж. Приложение N 1 к Правилам содержит форму счета-фактуры, которая предусматривает подписи руководителя организации и главного бухгалтера.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Пунктом 2 указанной статьи и пунктом 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, установлен перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов.
В этот перечень, в частности, входят наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их личные подписи с расшифровкой. Необходимость расшифровки подписей в счете-фактуре вытекает из требований нормы права, направленной на установление того обстоятельства, что счет-фактура должен быть подписан надлежащим лицом.
Системное толкование названных норм предполагает обязательность предъявления налогоплательщиком надлежаще оформленного счета-фактуры при заявлении права на налоговый вычет. На налогоплательщике лежит обязанность принять к налоговому учету надлежаще оформленные счета-фактуры.
Требования статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок оформления счетов-фактур, имеют императивный характер, несоблюдение которых влечет за собой определенные последствия в виде отказа в принятии к налоговому вычету или возмещению сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцом.
Как следует из материалов дела, ООО "АМС" представило в ИФНС РФ по г. Армавиру Краснодарского края налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2004 года, в которой заявило налоговую базу в сумме 1 429 651 руб., НДС с реализации товаров (работ, услуг) - 257 337 руб., налоговые вычеты - 300 523 руб., НДС к уменьшению - 43 186 руб.
ИФНС РФ по г. Армавиру Краснодарского края в соответствии со статьей 88 НК РФ провела камеральную проверку представленной налоговой декларации, в результате которой отказала в принятии налоговых вычетов в сумме 300 523 руб. по основанию неподтверждения их первичными бухгалтерскими документами.
Не согласившись с решение налоговой инспекции, общество обжаловало его в суд в порядке ст.ст. 137, 138 НК РФ.
Судом установлено, что налог на добавленную стоимость в сумме 300 523 рубля принят Обществом к вычету в 3 квартале 2004 г. на основании следующих счетов-фактур ООО "Регион-Агро-Кубань":
N 838 от 13.09.04 г. на сумму 230 400 руб., в том числе НДС - 35 145,76 руб.
N 839 от 13.09.04 г. на сумму 184 500 руб., в том числе НДС - 28 144 руб.
N 962 от 27.09.04 г. на сумму 949000 руб., в том числе НДС - 144 762,71 руб.
N 963 от 27.09.04 г. на сумму 73 000 руб., в том числе НДС - 11 135,59 руб.
N 1011 от 30.09.04 г. на сумму 19 872 руб., в том числе НДС - 3031,32 руб.
N 1009 от 30.09.04 г. на сумму 25 875 руб., в том числе НДС - 3047,03 руб.
N 1012 от 30.09.04 г. на сумму 146 448 руб., в том числе НДС - 22 339,53 руб.
N 959 от 27.09.04 г. на сумму 175 522 руб., в том числе НДС - 26 774,54 руб.
N 1008 от 30.09.04 г. на сумму 2600 000 руб., в том числе НДС - 396 610 руб. (принят к вычету частично в сумме 25 242,40 руб.)
Вышеперечисленные счета-фактуры были оплачены Обществом следующими платежными поручениями: N 02 от 08.09.04 г. на сумму 230 400 руб. (с/ф N 838 от 13.09.04 г.), N 06 от 22.09.04 г. на сумму 949 000 руб. (с/ф N 962 отр 27.09.04 г.), N 05 от 21.09.04 г. на сумму 73 000 руб.( с/ф N 963 от 27.09.04 г.), N 07 от 24.09.04 г. на сумму 45 747 руб. (с/ф N 1011 от 30.09.04 г., с/ф N 1009 от 30.09.04 г.), N 1 от 11.08.04 г. на сумму 146 448 руб. (с/ф N 1012 от 30.09.04 г.), N 04 от 16.09.04 г. на сумму 341 000 руб. (с/ф N 959 от 27.09.04 г., N 1008 от 30.09.04 г.), N 03 от 10.09.04 г. на сумму 184 500 руб. (с/ф N 839 от 13.09.04 г.). Из материалов дела следует, что оплата осуществлялась Обществом в счет предстоящих поставок товара, то есть авансом.
Судом установлено, что представленные Обществом в материалы дела спорные счета-фактуры содержат учиненные рукописным текстом номера платежно-расчетных документов, в счет которых осуществлялась последующая поставка товара в адрес Общества. Аналогичные счета - фактуры, представленные суду поставщиком (ООО "Регион-Агро-Кубань"), не содержат отметок о номерах платежно-расчетных документов, в счет которых осуществлялась поставка товара в адрес Общества. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в указанные счета-фактуры вносились исправления. При этом документы, подтверждающие правомерность внесения исправлений в счета-фактуры (ФИО, должность и полномочия лица, внесшего исправления) в материалах дела отсутствуют. Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции от 18.10.06 г. и направляя дело на новое рассмотрение, указал суду проверить данный факт и сделать вывод о том, соблюден ли Обществом установленный Постановлением Правительства РФ N 914 от 02.12.2000 г. порядок внесения исправлений в счета-фактуры.
Судом апелляционной инстанции поставщику Общества - ООО "Регион-Агро-Кубань" (3-тье лицо по делу) было предложено представить суду сведения о том, вносились ли в счета-фактуры общества изменения уполномоченными лицами ООО "Регион-Агро-Кубань". Между тем, такие сведения суду представлены не были. На этом основании суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что внесение исправлений в спорные счета-фактуры уполномоченными должностными лицами ООО "Регион-Агро-Кубань" в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства N 914 от 02.12.2000 г., не доказано; следовательно, указанные счета-фактуры не соответствуют требованиям ст. 169 НК РФ и не могут являться основаниям для принятия налога на добавленную стоимость к вычету. При таких обстоятельствах решение ИФНС РФ по г. Армавиру Краснодарского края от 19.01.05 г. N 10/12 в части признания неправомерным принятия ООО "АМС" к вычету НДС в сумме 300 523 рубля соответствует нормам ст.ст. 169, 171, 172 НК РФ.
Однако ИФНС не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Превышение налоговых вычетов над общей суммой налогов, исчисленных по операциям, признаваемым объектом налогообложения, в данном случае не может быть квалифицировано в качестве не уплаченного (неполностью уплаченного) в бюджет налога. Согласно налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2004 года НДС исчислен в сумме 257 337 рублей, налоговые вычеты заявлены в сумме 300 523 рублей, по итогам налогового периода общая сумма НДС, исчисленная к уменьшению, составила 43 186 рублей. Следовательно, восстановление в бюджет неправомерного вычета в сумме 300 523 рублей не влечет автоматически неуплаты налога в аналогичной сумме. Между тем налоговой инспекцией именно в таком размере определена в оспоренном решении неуплаченная сумма НДС, которую обществу предложено уплатить в бюджет, а налоговая ответственность правильно применена инспекцией к Обществу исходя из 257 337 руб. НДС. При пересчете налоговой декларации Общества по НДС за 3 квартал 2004 года судом апелляционной инстанции установлено, что к доначислению в бюджет в результате непринятия инспекцией налоговых вычетов в сумме 300 523 руб. подлежит 257 337 руб. налога на добавленную стоимость. При таких обстоятельствах решение ИФНС от 19.01.05 г. N 10/12 в части доначисления Обществу 43 186 руб. НДС (300 523 руб. -257 337 руб.) не соответствует нормам материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать недействительным Решение ИФНС РФ по г. Армавиру Краснодарского края от 19.01.2005 г. N 10/12 " О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления ООО "АМС" НДС в сумме 43 186 рублей, как несоответствующее ст.171 НК РФ.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с ООО "АМС" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 900 рублей.
Взыскать с ИФНС РФ по г. Армавиру Краснодарского края государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в сумме 100 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38966/2005-19/515-2007-19/192
Истец: общество с ограниченной ответственностью "АМС"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Армавиру
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Регион Агро-Кубань"
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-582/2007