ФНС против неформальных бизнес-групп
До сих пор российские инспекторы в основном контролировали работу отдельных фирм. Такой подход был неэффективным. Причина в том, что современные крупные предприятия состоят из множества организаций. Последние могут располагаться как в разных концах страны, так и за рубежом. Неудивительно, что инспекторам непросто следить за неформальными объединениями компаний. Фирмы пользуются этим и оптимизируют налоги любыми доступными методами. Однако недавно в арсенале сотрудников ФНС появились новые методы борьбы с "неформалами". О них рассказал автор статьи.
Холдинг, группа компаний, концерн - именно так говорят о своих предприятиях руководители крупнейших фирм. Однако перечисленные определения в законодательстве отсутствуют. Гражданский кодекс упоминает лишь ООО, ЗАО, ОАО, ПБОЮЛ, фонды, некоммерческие партнерства, ГУПы и прочие товарищества.
Именуя свою компанию холдингом или концерном, руководители дают понять всем, кто имеет дело с фирмой, что ее работа очень разнообразна. Такая организация может, например, заниматься не только производством, но и самостоятельно продавать продукцию, обеспечивать ее сервисное обслуживание или даже доставлять товары потребителю.
Разумеется, такое явление, как бизнес-группы, характерно далеко не для всех областей экономики. Перечислим отрасли, в которых можно чаще всего встретить холдинги и концерны:
1) Добывающая и перерабатывающая промышленность.
На сегодняшний день подавляющее большинство компаний-гигантов занимаются нефтедобычей. Сырьевые предприятия обычно имеют развитую оптовую и розничную сбытовую сеть.
2) Сотовая связь, цифровое телевидение, информационные технологии.
Представьте, какими темпами будет развиваться компания, если она, например, получит контракт на установку кондиционеров в каждом из более 80 отделений Центрального Банка России. А если заказчиком будет Сбербанк с его многочисленными филиалами?
3) Финансы и страхование.
Компании этой сферы объединяются в группы благодаря специфике своей деятельности. Как правило, они одновременно развивают сразу несколько параллельных направлений бизнеса.
Зачем объединяться?
Напомним, вплоть до 2002 года налоговая нагрузка на нефтяные компании зависела от того, по каким ценам они продавали сырье. Поэтому неудивительно, что добывающие подразделения многих нефтяных холдингов отпускали "черное золото" по ценам намного ниже рыночных. Разумеется, льготные цены действовали не для конечных потребителей, а для "карманных" фирм-посредников. Их обычно регистрировали во внутренних офшорных зонах - Калмыкии, Мордовии или Чукотке. Посредники пользовались налоговыми послаблениями, которые были установлены законодательством регионов. В результате весь холдинг существенно экономил на платежах в бюджет. Такая схема налоговой оптимизации получила название "трансфертное ценообразование".
Рассмотрим детали работы типичной бизнес-группы на примере промышленной компании (см. схему).
Взаимодействие фирм внутри неформальной бизнес-группы
/--------------------------------------------------------------------\
| /------------------\ 2 /------------------\ |
| |Производственное |---------------------|Фирма-посредник - | |
| | предприятие |---------------------|торговая компания | |
| \------------------/ 1 |------------------/ |
| /------------------/ | |
| 3| 4/-----------------/ /---+----+--------\ |
\------------------------+--+------------\ /---------+-------\| |
/------+--+--\ | /------------------\ |/ |
| /------+----\ | | Фирмы-однодневки |-/ |
\-|/------------\ | \------------------/ |
\| Покупатели | | |
\------------/ | /------------------\ |
| | Общий менеджер | |
| \------------------/ |
\---------------------------/
Предприятие отпускает свою продукцию не конечным покупателям, а фирме-посреднику (1). Существование этого звена схемы можно было бы объяснить тем, что организация не имеет собственного отдела сбыта. Однако последний - неотъемлемая часть любой производственной компании. К тому же есть ли насущная необходимость отпускать товар по цене, практически равной себестоимости? Ведь в этом случае прибыль организации будет минимальна. Понятно, что цель существования бизнес-группы - не получить большую прибыль "по документам", а заплатить как можно меньше налогов в бюджет. Но инспекторы едва ли согласятся, что рассмотренное звено схемы отвечает критериям экономической обоснованности и разумной деловой цели.
Затем происходит следующее. Посредник рассчитывается с предприятием (2). Возможно, даже не "живыми" деньгами, а векселем. После этого торговая организация продает товар уже по рыночным ценам (3). Когда покупатель оплатит продукцию (4), бизнес-группа "выведет" средства из-под налогообложения. Для этой цели обычно используют фирмы-однодневки*(1). Они оказывают фиктивные услуги (6), получают на свой счет выручку (5), которая уже в виде наличных плавно перетекает к управляющему конгломератом. Таким образом, руководитель получает возможность распоряжаться деньгами по своему усмотрению. О том, чтобы перечислить в казну НДС и налог на прибыль, речь, как правило, не идет.
Например, в ходе расследования нашумевшего уголовного дела Михаила Ходорковского выяснилось, что руководителю производственной компании (ОАО "Апатит") прямо диктовали, по какой цене продавать товары посреднику (ЗАО "Апатит-Трейд"). Фактическими хозяевами бизнес-группы были известные топ-менеджеры, которые установили жесткие правила игры для всех входящих в нее фирм - от тех, которые закупали сырье, до продавцов конечной продукции.
Фирма-посредник перепродавала апатитовый концентрат за границу в два-три раза дороже и вся прибыль оставалась в распоряжении посредника. В результате права акционеров ОАО "Апатит" были ущемлены - они не получали дивиденды. В то же время концентрат можно было продавать и без посредников. Эта известная неформальная бизнес-группа (НБГ) была "союзом по принуждению" - ОАО "Апатит" не имело самостоятельности. Фактически компанию захватила группа "Менатеп".
Они не платили ЕСН
Итак, самая популярная "налогосберегающая" схема - трансфертное ценообразование. Однако существует еще один популярный способ, с помощью которого НБГ экономят на налогах. С помощью этой схемы фирмы и коммерсанты уклоняются от ЕСН. Проиллюстрируем ее на примере.
Пример
1) Страховая компания (далее - СК) и страхователь заключают договор страхования сотрудников.
2) Страхователь выдает своим сотрудникам крупную премию.
3) Работники заключают со СК договоры личного страхования на условиях, заранее невыгодных для СК, для чего используют полученную премию.
4) Банк заключает со СК фиктивный договор о страховании своего имущества на невыгодных для себя условиях и перечисляет по нему деньги на счет СК.
5) Страхователь переводит на счет банка сумму, чуть большую, чем величина выплат от СК работникам по заключенным ранее договорам. Основанием служит контракт на консультационные (или любые другие) услуги, оказание которых легко доказать. Это может быть, например, аналитический обзор рынка услуг, на котором работает страхователь.
6) СК, получив деньги от банка, начисляет и выплачивает доходы по договорам с работниками страхователя.
Страховые схемы обходятся работодателю в 6-8 процентов от задействованной суммы - это намного меньше, чем ЕСН.
Закон не запрещает пользоваться услугами страховых компаний. Однако в данном случае инспекторы всегда смогут доказать, что участники НБГ "притворялись". Например, до сих пор не ясно, когда закончится и к чему приведет расследование страховых схем ЮКОСа.
Еще в недалеком прошлом власти воздействовали не на работодателей, а на самих страховщиков. В результате последним пришлось отказаться от подобных схем. Этому способствовал и первый в российской практике приговор "за легализацию денежных средств", вынесенный менеджеру Промышленно-страховой компании. Причем наказание было далеко не условным - управляющего посадили в колонию на восемь лет. Правда, через некоторое время его оправдали.
Теперь "серые" страховые схемы отлично известны ФНС. Инспекторы работают совместно с Росстрахнадзором, который вправе отозвать у недобросовестных страховщиков лицензии. Поэтому можно считать, что к настоящему времени этот путь налоговой оптимизации полностью перекрыт.
Интересы бюджета - превыше всего
Как мы упоминали в начале статьи, практически каждое среднее или крупное предприятие состоит из нескольких фирм. Федеральную налоговую службу такое положение дел не устраивает. Благодаря тому, что НБГ располагают существенными денежными средствами, они постепенно находят "общий язык" с инспекторами на местах и продолжают уклоняться от налогов.
К тому же контролерам очень непросто проследить связи недобросовестных или просто попавших под проверку организаций. Ведь инспекциям тяжело обмениваться информацией друг с другом - связи между ними бюрократизированы. Контролерам приходится производить столько согласований и делать столько запросов коллегам из других подразделений и ведомств, что нарушители в большинстве случаев успевают уйти от ответственности. Так, пока инспекторы пытаются проверить НБГ, фирмы подают апелляции и до бесконечности затягивают дела в арбитражных судах различных регионов.
Поэтому в конце 90-х годов Правительство и ФНС решили создать межрегиональные налоговые инспекции. Всего появилось три вида учреждений, различных по своим контрольным функциям. Это межрегиональные инспекции:
по контролю за крупнейшими налогоплательщиками;
предметной ориентации;
по федеральным округам.
Из таблицы видно, что созданные инспекции, кроме Инспекции по федеральным округам, наделены очень широкими полномочиями. Их статус соответствует федеральным структурам исполнительной власти. Поэтому не совсем понятно, почему их финансируют за счет территориального бюджета.
Отличия трех видов инспекций
Характеристики | МИФНС по контролю за крупнейшими налогоплательщиками |
МИФНС предметной ориентации |
МИФНС по федеральным округам |
Подчиненность | Это федеральные структуры управ- ления, которые подконтрольны МНС России. Их компетенция ограниче- на определенной отраслью |
Инспекция - федеральное государственное учреждение и самостоятельная органи- зация. Однако формально она относится к обособлен- ным подразделениям МНС |
Такие инспекции - тер- риториальные подразде- ления аппарата федера- льного налогового ве- домства |
Функции налого- вого админист- рирования |
Выполняет все функции по провер- ке правильности расчетов с бюд- жетом крупнейших компаний: контролирует сдачу фирмами нало- говых деклараций, бухгалтерской отчетности и сопутствующих доку- ментов, начисляет и взыскивает с них штрафы, недоимки и пени |
Отсутствуют (не регистри- руют фирмы и предпринима- телей, не принимают отчет- ность и т.д.) |
Отсутствуют (не регис- стрируют фирмы и пред- принимателей, не при- нимают отчетность и т.д.) |
Основные напра- вления деятель- ности |
Аналогичны функциям налогового администрирования |
Межрегиональные инспекции координируют работу всей системы налоговых структур России. В зону их ответственности входит и межведомственная координация |
Контроль за работой территориальных инс- пекций, федеральных унитарных предприятий и учреждений |
Географическое положение нало- говой структуры |
Все межрегиональные инспекции расположены в федеральных цент- рах - Москве и Санкт-Петербурге |
Только в Москве | Формально отнесены к территориальным нало- говым структурам меж- регионального уровня |
Источник финан- сирования |
Бюджетные средства, выделенные для территориальных ИФНС |
Бюджетные средства, выде- ленные для территориальных ИФНС |
Бюджетные средства, выделенные для терри- ториальных ИФНС |
Плоды труда "межрегионалов"
В последние пять лет МИФНС доначислили большим компаниям немало налогов, пени и штрафов. Назовем самые известные случаи:
1) В конце ноября 2004 года один из крупнейших мобильных операторов получил требование межрегиональной налоговой инспекции N 7 доплатить 4,4 миллиарда рублей налогов за 2001 год. В результате за три дня акции компании подешевели на 37 процентов. После того, как на это дело обратил внимание замминистра финансов Сергей Шаталов, инспекторы уменьшили сумму санкций в девять раз. Сниженные таким образом штрафы компании пришлось перечислить в казну.
2) С 12 февраля 2003 по 26 октября 2004 года Межрегиональная инспекция N 1 провела выездную налоговую проверку ОАО "Тюменская нефтяная компания". Контролеров интересовал 2001 год. По результатам проверки они составили акт от 26 октября 2004 г. N 52/836. По мнению инспекторов, ТНК недоплатила государству свыше двух миллиардов рублей налогов. Сумма пени составила более одного миллиарда рублей. Размер штрафа превысил 420 миллионов. Нефтяная компания обжаловала решение инспекторов. Арбитражный суд Москвы посчитал неправомерными свыше 80 процентов санкций (решение от 4 октября 2005 г. по делу N А40-65648/04-75-637).
3) Другая компания - крупный издательский холдинг - пострадала от действий милиционеров. По мнению МВД, фирмы, которые входили в издательство, задолжали бюджету более 3 миллиардов рублей. Милиционеры получили эту цифру, проанализировав "черные" документы и печати подставных фирм, которые они обнаружили в результате обыска предприятия. Только налоговыми претензиями милиционеры не ограничились. Они начали производство по уголовному делу о лжепредпринимательстве (ст. 173 УК РФ). В настоящее время силовики продолжают расследовать этот инцидент. Издатели же объясняют повышенный интерес правоохранительных структур к своему бизнесу тем, что в последние несколько лет объем российского книжного рынка вырос до внушительной цифры - 1,5 миллиарда долларов в год.
Таким образом, межрегиональные ИФНС представляют главную угрозу для неформальных бизнес-групп. Разумеется, работа последних может быть полностью законна. Если права добросовестной компании все-таки будут нарушены, с высокой степенью вероятности она сможет отстоять их в суде. Пока большинство дел выигрывают фирмы. Однако неизвестно, насколько долго сохранится эта благоприятная для бизнеса тенденция.
Д. Васильев,
главный бухгалтер с функциями финансового директора
Фонда "Институт Фондового Рынка и управления"
"Фирмы должны понимать, на что тратят их налоги..."
Е. Рогова,
ведущий налоговый консультант Energy Consulting
Тема, рассмотренная в данной статье, действительно важна как для российского бюджета с точки зрения собираемости налогов, так и для крупных холдинговых структур с позиции правомерности предъявления инспекторами претензий.
Как правило, основная цель создания таких структур (промышленные, банковские и финансовые группы, холдинги, концерны, ассоциации) - вовсе не оптимизация ценовой политики и, как следствие, минимизация налогов. Первоочередная задача образования любой подобной группы - создание конкурентной среды на крайне монополизированном в России рынке с дальнейшей возможностью занятия лидирующих позиций в его различных сегментах.
Как правильно отметил автор статьи, при функционировании холдинга создаются технологически взаимосвязанные производственные и сбытовые цепочки. Но, опять же, главной целью таких процессов является не минимизация налоговых платежей, а обеспечение бесперебойного функционирования всех включенных в эту цепочку предприятий и снижение степени их зависимости от внешних поставщиков.
В России, как правило, холдинги формируются путем объединения различных фирм вокруг головной компании. Нельзя не согласиться с автором, что при функционировании холдинга разрабатываются и воплощаются в жизнь различного рода схемы взаимодействия всех его участников, при которых определить реальных выгодоприобретателей становится очень сложно.
ФНС следует начать стимулировать повышение уровня прозрачности создаваемых холдингов. В нашей стране, на мой взгляд, нужно начать с доведения до крупных налогоплательщиков сведений о произведенных расходах бюджетных средств. Ведь в любой сфере бизнеса всегда подсчитывают сумму произведенных вложений и полученную в результате этого экономическую выгоду. Если каждый бизнесмен будет знать не только о сумме своих платежей в бюджет, но и о конкретных объектах государственного, социального назначения (школы, больницы, дороги, госпредприятия и т.п.), на которые они были израсходованы, то, уверена, это поможет частично решить данную проблему. Экономическим эффектом от уплаченных денежных средств в бюджет будет являться, например, улучшение экономических показателей отдельного края, области или производственной отрасли, а значит и повышение общего уровня жизни, что, в свою очередь, приведет к стабилизации экономических условий в России.
Как верно отметил автор, при взаимодействии холдинговых структур отдельными участниками активно используются схемы "налоговой оптимизации", которые порой явно свидетельствуют о намерении максимально снизить налоговые платежи без учета интересов бюджета. В подобных ситуациях просто необходимо провести оперативный и качественный налоговый контроль.
На мой взгляд, ключевой проблемой использования предприятиями схем "минимизации налогообложения", остается низкий уровень социальной ответственности учредителей и управленцев холдинговых структур, которые из года в год принимают решение о применении тех или иных схем "оптимизации налогообложения".
"Консультант", N 15, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О нюансах работы фирм-однодневок и опасностях их использования мы писали в N 7 "Консультанта" за 2006 год (стр. 28).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.