город Ростов-на-Дону |
дело N А53-757/2008-С3-12 |
11 июня 2008 г. |
15АП-2939/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2008 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ехлаковой С.В.
судей Корневой Н.И., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ерёминой О.А.
при участии:
от истца - представитель Хомякова А.В. по доверенности N НЮ-10/1014 от 03.11.2007;
от ответчика - представитель Репях Е.С. по доверенности N 1/1 от 09.01.2008, паспорт 60 01 N 913286 выдан 01.11.2001 код подразделения 612-003;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Таганрогский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.03.2008 по делу N А53-757/2008-С3-12
по иску ОАО " Российские железные дороги" в лице филиала " Северо-Кавказская железная дорога"
к ответчику - ОАО " Таганрогский морской торговый порт"
о взыскании платы за пользование вагонами в размере 2126715 руб. 18 коп.
принятое в составе судьи Пильтенко С.А.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Таганрогский морской торговый порт" (далее по тексту - ОАО "ТМТП", порт) о взыскании 2 126 715, 18 руб., составляющих плату за пользование вагонами согласно статье 39 УЖТ РФ.
Решением арбитражного суда от 26.03.08 иск удовлетворен в части взыскания платы в размере 1 887 352, 09 руб., в остальной части исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что факт задержки вагонов на путях общего пользования по вине порта подтвержден документально, размер платы уменьшен судом с учетом выявленных при его расчете ошибок.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Таганрогский морской торговый порт" обжаловало его по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе заявитель просил отменить решение суда в части удовлетворения требований истца в связи с недоказанностью имеющих для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, и неправильным применением судом норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неисследованность судом фактов простоя вагонов и вины грузополучателя, указывая, что подача вагонов производилась в объемах, значительно превышающих установленное количество переработки вагонов в нарушение условий о равномерной отгрузке в течение всего планируемого периода.
Кроме того, порт полагает, что у дороги отсутствовали основания для начисления платы за пользование вагонами ввиду неуведомления ответчика о прибытии вагонов, перечисленных в акте общей формы N 77, что исключает возможность взыскания платы.
Порт также указывает на наличие форс-мажорных обстоятельств, являющихся, по его мнению, основанием для освобождения от внесения платы за пользование вагонами по актам N N 77, 78.
Возражая на апелляционную жалобу, ОАО "РЖД" отклонило доводы заявителя как несостоятельные, указав на то, что в деле имеются соответствующие акты общей формы, которые оформлены дорогой в соответствии с действующим законодательством и позволили суду установить время простоя и причины несвоевременной подачи вагонов в порт и принять их в качестве надлежащих доказательств.
Истец также считает необоснованными возражения ответчика о неравномерности подачи вагонов, ссылаясь на то, что неравномерную отгрузку осуществляют контрагенты порта по договорам поставки. По мнению дороги, ответчиком также нарушены требования о предоставлении всех документов, обосновывающих основания для освобождения от внесения платы. В претензионном порядке, в частности о наличии обстоятельств непреодолимой силы.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ОАО РЖД в лице СКЖД и ОАО "ТМТП" заключены договор от 11.12.03 N 102/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "ТМТП" и договор от 01.12.04 N 201/1 на подачу и уборку вагонов на ЖД путь необщего пользования, принадлежащий владельцу инфраструктуры ЖД пути общего пользования, для ОАО "ТМТП" при станции Таганрог СКЖД.
В октябре-ноябре 2007 истцом оказывались порту услуги по перевозке грузов и в рамках исполнения указанных договоров прибывшие на станцию Таганрог вагоны подавались на подъездной путь ответчика.
Портом была допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Таганрог в связи с непринятием вагонов на подъездные пути ввиду занятости фронтов выгрузки ранее прибывшими вагонами и отсутствия складских емкостей. Данные обстоятельства были зафиксированы в актах общей формы N N 77-79. На основании указанных актов по ведомостям подачи и уборки вагонов начислена плата за пользование вагонами, которая внесена в накопительные карточки N 71 с 17.10.07 по 15.11.07, N72 с 23.10.07 по 18.11.07, N73 с 1о.11.07 по 19.11.07. От подписания данных документов представители порта отказались, о чем дорогой составлены также акты общей формы NN 127, 125.
Требования дороги о внесении платы за пользования вагонами в общей сумме 2 126 715, 18 руб. в претензионном порядке портом не были удовлетворены, что явилось основанием обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Статьей 119 УЖТ РФ определено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя от подписания документов, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, грузополучатель должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Судом установлено, что ОАО "РЖД" в обоснование иска представлены акты общей формы за N N 77-79, в которых перечислены вагоны, прибывшие в адрес ОАО "ТМТП", с указанием их номеров. Причиной задержки вагонов указано: непринятие вагонов на подъездные пути ввиду занятости фронтов выгрузки ранее прибывшими вагонами и отсутствие складских емкостей. По каждому вагону обозначено время начала и окончания задержки. В актах учинена запись о том, что представитель порта от подписания акта отказался, факт отказа удостоверен подписями двух представителей дороги. Представитель порта отказался также от подписания накопительных карточек, что, соответственно, удостоверено актами общей формы. Все вышеназванные документы: акты общей формы, накопительные,- направлены в адрес порта заказной почтовой корреспонденцией.
С учетом положений статей 39, 119 УЖТ РФ, раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктов 4.5, 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования апелляционная инстанция считает, что судом обоснованно в качестве соответствующих доказательств приняты акты общей формы. При этом апелляционным судом принято во внимание, что портом в нарушение пункта 3.2.4 названных Правил не представлено разногласий либо возражений по поводу оформления дорогой актов общей формы, более того, сами факты простоя вагонов по существу не отрицаются заявителем.
Доводы заявителя о нарушении истцом требований пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, предусматривающих, что на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в представленных ОАО "РЖД" актах общей формы отражены все обязательные сведения, установленные Правилами.
Тот факт, что в акты после их открытия вносились дополнительные данные о задержках вагонов, поступивших позже начальной даты составления акта, не влияет на оценку достоверности указанных в актах обстоятельств, поскольку возможность объединения соответствующих сведений в одном акте нормативно не исключена. Кроме того, ссылки заявителя на пороки в оформлении актов при подтверждении им действительности нахождения вагонов на станции в ожидании подачи под выгрузку, являются формальными.
Апелляционная инстанция также отмечает, что из положений статьи 119 УЖТ безусловно не следует, что в случае пороков в оформлении актов общей формы факт задержки вагонов по вине грузополучателя не может быть подтвержден другими обстоятельствами и документами. В материалах дела имеются ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, на основании которых ответчиком составлен контррасчет, которые в совокупности подтверждают указанные в названных актах обстоятельства, касающиеся фактического простоя вагонов на станции в ожидании подачи на подъездной путь порта.
Ответчиком, как отмечено выше, по существу не отрицается, что факт пользования вагонами (вследствие их задержки на путях станции) имел место, но связан с тем, что грузоотправители не согласовали с железной дорогой объем груза, подлежавшего доставке ОАО "ТМТП", и дорога принимала к перевозке в адрес порта грузы в количестве, превышающем суточную норму выгрузки, установленную на соответствующие периоды.
Однако, данный довод ответчика обоснованно не принят во внимание судом первой инстанции, поскольку истец, являясь перевозчиком, не может быть ограничен обязательствами по равномерной отгрузке продукции, так как не вправе отказать грузоотправителю в предоставлении услуг перевозки. Сроки поставки и количество перевозимого груза ответчик устанавливает самостоятельно со своими контрагентами по договорам поставки.
Более того, из заключенных сторонами договоров и имеющихся в деле документов по планированию перевозок, усматривается, что в них предусмотрено условие о количестве вагонов, которые могут находиться под выгрузкой и быть переработаны ответчиком, в то время как ответчик указывает на превышение количества вагонов, подаваемых в порт, что не урегулировано договорами.
В этой связи апелляционная инстанция считает, что суд обоснованно удовлетворил требования дороги о взыскании платы за пользование вагонами в размере 130174,06 руб., начисленной на основании акта общей формы N 79.
В то же время в остальной части требований оснований для их признания правомерными у суда не имелось, поскольку в отношении вагонов N N 53984985, 58285123, 51327062, 50903533, 58284043, 50618255, 50312222, 51526804, 57351090, 58285875, 51756492, 51664357, 51688554, указанных в акте общей формы N77 дорогой не представлено надлежащих доказательств уведомления порта о прибытии в его адрес вагонов.
В соответствии со статей 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
В случае если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Согласно пунктам 5,6 договора N 102/1 от 11.12.03 и параграфам 5,6 договора N 201/1 от 01.12.04 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению, уведомление о подаче передается маневровым диспетчером станции диспетчеру порта по телефону круглосуточно, не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов. Передачу уведомлений истец обязан фиксировать в книге передачи уведомлений, которая ведется в соответствии с параграфом 89 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности по форме ГУ-2.
ОАО "ТМТП" факт надлежащего уведомления о прибытии и подаче указанных в спорных актах вагонов отрицает, и в силу статьи 65 АПК РФ обязанность по доказыванию данного обстоятельства возлагается на истца. В материалы дела ответчиком представлены выписки из книги уведомлений, которые не соответствуют по форме установленной отчетности, в них отсутствуют номера вагонов, в отношении которых направлено уведомление, что исключает возможность определить относимость указанных доказательств к предмету спора.
При таких условиях апелляционная инстанция полагает, что в силу норм части 2 пункта 34 УЖТ РФ порт освобождается от платы за пользование указанными вагонами, так как время получения соответствующего уведомления от дороги установить невозможно.
Кроме того, ответчиком указано на наличие форс-мажорных обстоятельств, освобождающих его от обязанности вносить плату за пользование вагонами, указанными в актах общей формы N N 77,78. Суд апелляционной инстанции считает указанный довод ответчика обоснованным.
Как следует из материалов дела, вагоны-цистерны с мазутом, указанные в актах общей формы 77,78 планировались к выгрузке в наземные резервуары. Неблагоприятные навигационные условия в периоды с 23.10.07. по 30.10.07. и с 06.11.07. по 11.11.07г. в виде штормового ветра и низкого уровня воды в подходном канале Таганрогского залива Азовского моря стали причиной временного прекращения судоходства в акватории порта Таганрог и препятствием морским судам-танкерам своевременно прибывать в порт Таганрог под погрузку мазута, находящегося в наземных резервуарах. В связи с несвоевременным вывозом мазута по причине неприбытия судов по погодным условиям, наземные резервуары неоднократно заполнялись до полной вместимости и не могли принимать мазут, находившийся в спорных вагонах, указанных в актах 77, 78.
Обстоятельства невозможности проведения ответчиком погрузочных работ подтверждаются представленными справками Морской гидрометеорологической станции г. Таганрога от 30.01.08. N 39 и от 30.01.08 N40 о скорости ветра и уровне воды в Таганрогском заливе в спорный период, а также письмом капитана морского порта ФГУ АМП Таганрог от 28.04.08 N 474/009 с указанием условий ограничения прохода судов при неблагоприятных погодных условиях.
В соответствии со ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. В соответствии с п. 3 указанной статьи лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ст. 39 УЖТ РФ грузоотправители, грузополучатели освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.
На основании изложенного, с учетом указанных норм апелляционная инстанция полагает, порт освобождается от платы за пользование указанными вагонами по актам 77, 78 в сумме 1 757 178 руб.
С учетом изложенного решение арбитражного суда первой инстанции надлежит изменить, в иске ОАО "РЖД" о взыскании платы за пользование вагонами в размере 1 757 178 руб.- отказать.
Истцом по делу заявлено об отнесении судебных расходов на ответчика, поскольку им в нарушение п. 20 Договора N 201/1 от 01.12.2004г. не направлены сообщения о наличии форс-мажорных обстоятельств.
Суд считает доводы дороги обоснованными. В соответствии с п. 20 договора N 201/1 от 01.12.2004г. пользователь железнодорожного пути необщего пользования заблаговременно уведомляет перевозчика о предстоящем изменении пользователя железнодорожного пути необщего пользования. Односторонний отказ от исполнения настоящего договора и одностороннее изменение условий не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 111 АПК РФ в случае, если возник спор вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела. Указанная позиция отражена в п. 42 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ N 30 от 06.10.2005г. "О некоторых вопросах практики применения федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Поскольку ответчиком не представлены доказательства уведомления истца о наличии обстоятельств непреодолимой силы, ведущих к невозможности осуществления грузовых операций, расходы по госпошлине в данной части возлагаются на порт, в том числе расходы по апелляционной жалобе, поскольку все необходимые доказательства в суд первой инстанции заявителем также не были представлены.
С учетом изложенного решение арбитражного суда первой инстанции надлежит изменить, в иске ОАО "РЖД" о взыскании платы за пользование вагонами в размере 1 757 178 руб.- отказать
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.03.2008 по делу N А53-757/2008-С3-12 изменить.
Уменьшить подлежащую взысканию с ОАО "Таганрогский морской торговый порт" в пользу ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказские железной дороги сумму долга до 130174 руб. 06 коп.
В удовлетворении иска в части требований о взыскании 1757178 рублей долга отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ехлакова С.В. |
Судьи |
Корнева Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-757/2008-С3-12
Истец: открытое акционерное общество " Российские железные дороги" в лице филиала " Северо-Кавказская железная дорога", ОАО РЖД
Ответчик: открытое акционерное общество " Таганрогский морской торговый порт"
Третье лицо: ОАО РЖД в лице филиала СКЖД
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2939/2008